Семинар "Бриз" — 15 марта 2018
Администратор:

Алексей Валерьевич, спасибо Вам за всё, что Вы делаете у нас.

Я не в накладе, Олег. Мне это необходимо, как земля под ногами. Моё почтение.
Семинар "Бриз" — 15 марта 2018
Татьяна:

О, добрый день, Алексей! Как не помнить Ваш семинар! Так интересно, и всё в голове по местам ставит. Впечатлений было много, но, кажется, что-то помешало, отчего учёба оборвалась... Имеет смысл мне опять к Вам подключиться?

О смысле, Таня, решение выносить можете только Вы. А о иных препятствиях ничего не знаю. Я лично буду Вам рад.
Жду Вас с удовольствием. А.Б.
Семинар "Бриз" — 15 марта 2018
Дорогие домочадцы,



с 22.03.2018 открывается новый сезон Поэтического семинара "Бриз".

Что это такое? Чтобы не повторять уже многократно произнесённое воспользуюсь цитатами вступительных статей предыдущих сезонов.

2016 г. : "Предназначение семинара - это не разновидность литературного образования: не имею я такой квалификации. Мы решаем другую задачу:  помочь любому и каждому развиваться, выйти за рамки своих шаблонов, открыть в себе новые возможности.

Именно этим мы занимаемся не первый сезон."

2015г. : Семинар ни в коем случае не литературный институт и не ставит задачи снабдить участников академическими познаниями в области литературы — боже упаси — да и нужды такой нет: он адресован только тем, кто ощущает внутреннюю потребность открыть в себе новое, развиваться , расти.



2013г. : "Семинар это  – что? Учёба? Наставление? Привязка к некоему стандарту?  Нет. Мне моя задача видится так: попытаться помочь участникам семинара нащупать и раскрыть у себя подспудные резервы творческой личности, поспособствовать отладке и «пристрелке» поэтического инструментария участника, поддержать его усилия в активном выборе его поэтического лица и пути его творчества. Конечно, элементарной поэтической грамоте мы тоже уделим внимание, но лишь на практике – теории достаточно в соответствующих разделах литературных сайтов и порталов."



Всё , что требуется для участия в семинаре - это  заявка:  здесь, в комментариях к этому посту, оставляете свои 8 строк (стихотворение, либо его франгмент) и, да, 8 строк - это 8 строк, а степень завершённости не имеет значения.

А потом, конечно, потребуется некоторое - не катастрофически объёмное - время для выполнения заданий.

Чтобы представить себе Семинар по точнее рекомендую полистать здесь вкладку произведений - там вся история занятий.

Жду ваших заявок. И до встречи "на борту".
ПОЗДРАВЛЯЛОЧКА — 8 апреля 2018
Безграничная благодарность всем за поздравления. Надеюсь ещё предоставить возможность для поздравлений в ближайшие пару веков)))
Семинар "Бриз" — 15 марта 2018
Семинар "Бриз" возобновляет работу после коротких каникул.



Тезис 7.

Здравствуйте, друзья.  Похоже, что каникулы закончились.
Думаю, что нам пора продолжить занятия.

Чтобы не мешать кашу с половой, сначала пара общих примечаний:
1. Обращаясь к тем , кто спрашивал о  возможности присоединении к семинару — сейчас самый момент.
2. По просьбе некоторых участников я несколько снижу средний темп нашей работы, чтобы не создавать никому проблем с основной работой, да и отдыхом тоже. Прошу тех, кто наполнен энергией и тороплив проявить всвязи с этим терпеливую солидарность.


А теперь к делу.

И для начала я попрошу Вас сформулировать задачи, проблемы, интересы, темы, которые семинар мог бы затронуть. Ответ на этот запрос, понимаю, может быть достаточно интимным, поэтому можно воспользоваться не только страницей семинара , но сервисом личных сообщений. Вопрос совершенно не праздный, поскольку останавливаться, пока могу, я не намерен , то хотелось бы , чтобы польза от нашего общения была максимальной.

Итак, Задание 14:

жду ваших соображений и пожеланий по содержанию последующего движения семинара, как вклада в сценарий нашего последующего совместного созидания.

Итогов этого задания подводить я не буду — отражение своих запросов, вы увидите в нашем общем продвижении, однако расчитываю на пару слов от каждого участника здесь или в личке.
А следующее задание появится уже завтра — послезавтра во вполне обычном русле.
Семинар "Бриз" — 15 марта 2018
Тезис 6.

    Как-то случилось, что предыдущие пару недель прошли «под знаком» слова  «понимание». Естественно, в связи с поэтичискими текстами. Так или иначе в диалогах или текстах каждого участника семинара эта тема отразилась. Неоднозначная тема.
      Поскольку в большинстве суждений понятность поэтического текста не выглядит безусловным достоинством - полагаю необходимым разобраться что же нам с этим делать.
      Сначала детализируем наше представление по проблеме. Для этого каждый в комментариях изложит своё отношение (суждение) по следующим вопросам: 1) Является ли главной авторской целью понятность поэтического текста в самом широком смысле?
2)Если «да» - то что вы вкладываете в это понятие?
3)Если «нет» - тогда что служит альтернативой «понятности», что в поэтическом тексте главное?
Постарайтесь не слишком растекаться по древу и другим поверхностям гениальными мыслями и высказаться максимально определённо. РАССЧИТЫВАЮ, ЧТО вы справитесь за 2-3 дня. И это задание 10.
      Следующий мой пост будет обобщённым, так же в комментариях.
Семинар "Бриз" — 15 марта 2018
Тезис 4.

           После  тонкой, кропотливой, мелко-детальной работы окулисты советуют прерваться и некоторое время посмотреть вдаль, желательно на горизонт, для  того , чтобы разгрузить часть глазных мышц, снять напряжение, и , в итоге, освежить рабочее восприятие.
           Мы также последуем этому совету и переключимся с упражнений словарно-ювелирных к задаче более широкой, не надолго. Для разрядки.

           У нас экскурсионный день. Приглашаю на кухню поэта. Безусловно «творческий метод» и «инструментальный набор», с которым мы сейчас бегло ознакомимся, не имеет авторской регистрации, не патентован, и , вообще, собирателен и обобщён, так что судебные преследования и личные протесты нам не угрожают. И всё же постараемся быть корректны: творческая мастерская поэта место хоть и виртуальное, но исключительно хрупко организованное, топтаться там в ботфортах или галошах — не рекомендуется.
             Итак , поэт (в миру — слесарь, учитель, дворник или просто путник) натыкается в пространстве на искру. Закономерности этой встречи мы сейчас опустим, дабы не увязнуть в ненаписанных трактатах. Искра — это нечто вроде: «В начале было слово...» Точнее — строка. Она появилась — но что это значит и куда указывает, поэт пока не знает. Строка подобна проклюнувшейся семечке. Спустя некоторое время вынашивания в голове и душе поэта она даёт рост: появляется новый побег — ещё строка(строки), а следом ощущение — что это будет, куда это будет. Росток крутится и вертится поэтом так и сяк, недолго, в масштабах вселенной — от  5 сек. до 30 лет, обнаруживает не сразу замеченные грани и листочки, побеги и бутоны, к нему прирастают всё новые и новые слова, а , иногда , поэт прививает к нему и другие, ранее не выношенные или зачахшие черенки. Ощущение того, что хочет сказать душа, становится всё более ясным и наступает момент окончательного формирования кустика слов и смыслов: завершённость и возможности роста в душах грядущих читателей-почитателей требуют совершенства — и безжалостно удаляется всё лишнее, путающее, бесцельно цепляющее, напрасно украшающее. Чтобы совесть была чиста( я не дал себе поблажек), чтобы ничей взгляд не спотыкался на небрежностях и неказистостях — выверяются  гармонии метров в строках-ветвях, шлифуются рифмы и стилистические обороты, дабы восприятие не отвлекалось на то, что на ствол ясеня накручены ветви кедра. Гармония — устав поэта. Всё. Готово. Температура кипения в недрах поэтического котла оседает. Пора отложить творение и забыть о нём. На некоторое время. И вернуться, уже холодно и отстранёно, спустя энное время, оценить трезвым взглядом первого читателя, поправить не замеченное с горяча, пройтись тонким скальпелем по вспучившимся недоделкам и — на публику. Каждый публикующийся хотя бы в стенгазете не имеет права заявлять, что пишет для себя( что, видимо, должно освобождать его от работы над своим словом), потому что ложь, а особенно ложь себе — убивает тонкую настройку души. Ну, и какие же поэты без «тонкой настройки»? - Топорные , разве что.

              Беглая экскурсия, без фиксации внимания на личных вещах и потрясающих деталях биографии — всё это обязательно будет в Ваших музеях. А мы оттолкнёмся от «экскурсии», чтобы самоопределиться в пространстве. В задании , которое сейчас последует я попрошу Вас установить своё отношение к деталям такого образа поэтического творчества, соотнести его с тем, как писание стихов, приход вдохновения и т. п. происходит с вами.
             Задание 7.  Сравнить описание творческого процесса, желательно поэтапно, с тем, как это происходит у Вас. Прояснить общее( например, вот в этой части очень похоже, а в этой также , но на 130 градусов горячее, а здесь траектория на 17,8 градуса левее), установить различия ( ну, на это у меня рука не поднимется, или: а я захожу с севера, или, чаще ищу с подветренной стороны и т. п.) Изложите это сравнение в любой литературной форме ( любой — это по классику: любой кроме скучной).
              Одно непременное условие: в вашем сопоставлении должны быть исключены оценочные мотивы. Совсем.( «Гениально»; «лучше-хуже»; «ну, как так можно!»; «согласно методу Фуроцилина — Дистрабица  это совершенно не научный подход!» - и т. п.).  
Полагаю, что трёх дней будет достаточно? Вопросы — в обычном режиме и в любое время.

           Задание 8 .    2 дня я обдумывал дальнейшее движение и пришёл к выводу, что самое целесообразное продолжение- отступить ещё раз от первоначального замысла и потратить ещё некоторое время на данной странице, откликаясь на обретённые только-что выводы и соображения.
Для этого мы приступим к заданию 8. А прежде всего нам потребуются 8-16 строк ваших стихов( дописанные, недописанные, отрывок - лишь бы вы не испытывали тяжких мук от того , что предстоит с ними производить... В стихотворении должно быть выделено от 1 до 3 строк, которые Вам представляются наиболее ценными.
        Ну, кажется, все подтянулись. Продолжим. В рамках этого задания я попрошу Вас произвести несложную трансформацию вашего текста. Зачем? Чтобы дать вам повод испытать свои возможности, в которых я лично уверен.

Итак , что необходимо сделать? Нужно урезать свой текст. Всем у кого он менее 16 строк необходимо изъять минимум 4 строки, у кого от 16 и более - 8 строк. Порядок строк, последовательность - по Вашему выбору, сохранять приоритеты и смыслы или модифицировать их - решаете на своё усмотрение: постарайтесь отжать в кулак сущность вашего текста, сублимировать, а затем растворить в новой редакции текста всё , что удалось сберечь. Можете и проще: порезать по наитию. Не настаиваю , чтобы сразу получилась литературная обработка новой редакции - важнее само действие. Однако приветствую, если сокращение станет новой формой, а не просто моделью. Приступаем. Продолжайте в ответах к своим комментариям выше.

Тезис 5.

      Наш недавний эксперимент по сжатию написанных ранее текстов  не стану считать таким уж удачным. Однако это нисколько не умаляет значения лаконичности поэтических строк: яркость и многозначность восприятия зависит от неё впрямую. Потому как чем больше слов для связок(читайте — лишних) , тем размытее образы, эмоции, смыслы.
      Следовательно продолжим нарабатывать способы заваривать кашку погуще.
Эпитетами, определениями мы уже занимались. Пора браться за лирического героя. И поступим мы с ним радикально.
       Итак, задание 9.
       На первом этапе познакомьте  с  выбранным вами лирическим героем. Ваше представление может быть в виде не более 4 стихотворных строк либо 2-х прозаических предложений. Жду ваших представлений, затем продолжим. Вопросы-уточнения, естественно, если появятся.
Семинар "Бриз" — 15 марта 2018
Задание №5.
Продолжаем.
Вы помянули каждый один из великих портретов. И зафиксировали самую яркую, по вашему восприятию, строку.
И Великий и яркая строка - некое отражение вашего сознания и вашей души. Значит связаны. Попробуйте показать эту связь. Литературно, разумеется.
Возникнут вопросы - я к вашим услугам.
Незавершённые предыдущие - параллельно.

Задание №6 .

Вами назван предмет - каждым свой(позиция 3)в начале этого цикла. Любой предмет может быть снабжён определениями и эпитетами. В обыденной речи мы чаще всего используем некий стандартный, "привязанный" к предмету набор этих самых эпитетов: ну, скажем, заря - алая, дорога - длинная, широкая, пыльная и т.п., остров - необитаемый, дикий, песчаный, каменный, искусственный и т.д. Однако стоит найти эпитет(определение) выпадающее из такой обоймы - и вы получаете неожиданные оттенки смыслов и провокации ассоциативных эмоций. Чем парадоксальнее найдётся сочетание - тем ярче эффект. Ну, например: заря - пропущенная, дорога - заплечная , остров - нафталиновый.
Я рассчитываю увидеть парадоксальные эпитеты и определения к выбранным Вами предметам, я надеюсь  видеть образы , рождённые такими словосочетаниями.
Семинар "Бриз" — 15 марта 2018

Тезис 3.

Три  достаточно общих слова, которыми каждый из нас обозначил своё отношение к Великой Отечественной войне только в этом отношении и отражали индивидуальность авторов. Но пройдя через ряд несложных манипуляций, превратились уже в элемент вполне авторского, индивидуально окрашенного текста, где, либо углубили, загрузили восприятие каждого, или отразили и вовсе иные ощущения и смыслы.
Мы с Вами физически ощущаем, что не столько слово, сколько взаимосвязь и взаимоотношения слов пробуждают смыслы ,отражающие именно нашу индивидуальность.
Берусь утверждать, что даже ничего незначащее в отдельности слово может вскрыть совершенно неожиданный  смысл, настроение, эмоцию, если оно заглядывает в зеркало другого набора символов.

Мы с Вами попытаемся произвести такой эксперимент.
А для этого нам понадобится — и это начало

Задания №4

— одно словосочетание:
это должно быть самое банальное, самое скучное, самое тусклое словосочетание, какое Вам удастся вспомнить. И второй исходный элемент , который нам понадобится — самая яркая, самая памятная для Вас стихотворная строчка. Авторство значения не имеет.
Итак , в комментариях должны появиться скучное словосочетание и избранная строчка от каждого.

(Пожалуйста, соблюдайте установленный порядок размещения комментариев ради общего удобства).
Поздравляем Алексея Бриллиантова с днём рождения! — 10 мая 2015
Олег, разведданные оказались точны. Спасибо Вам. Михаил, Полина, Татьяна - моё Вам почтение и признательность.
Семинар "Бриз" — 15 марта 2018
Ну, что ж , друзья, приступим.



Вступление будет коротким. Здесь все — люди связанные с поэзией так или иначе, и не точные определения, а личные впечатления от своего общения со словом создают то внутреннее ощущение предмета и назначения поэзии, которое у каждого произрастает в душе и кристаллизуется разумом.

Вот и я поделюсь своим ощущением, но не потому, что оно лучше других, а потому, что оно удобная отправная точка для того , чтобы заняться поиском новых творческих возможностей.



Часто поэзию сравнивают с музыкой, дескать подобная стихия, только вместо нот — слова. Отчасти, я солидарен с такой аналогией, хотя мне представляется, что в создании образов , в отражении эмоций, которые мы поселяем в стихи участвуют не только символы, слова образующие, но и аура слов: то , что встаёт за и вокруг слова из истории, нашего личного опыта, литературного использования и фольклорного употребления, а также взаимосвязи рождённые созвучиями и аналогиями, омонимами, синонимами и т.д., и т.д., и т.д. Эта тонкая ткань вокруг слова может иметь общее для всех носителей языка, но часто содержит и совершенно индивидуальное для конкретного человека, автора. И вот он — индивидуальный , неповторимый цвет, звук, вкус.

Будем пробовать распознать эти самые тонкие ткани слов и пытаться ими управлять в меру возможного.

Итак, Задание №1.

Прежде чем раскрыть его содержание прошу Вас постараться произвести простейшую настройку своего восприятия: мысленно нужно дать себе команду зафиксировать первые слова, понятия, аналогии, которые возникнут как реакция на словосочетание, которое последует. Задача - зафиксировать и предоставить в отклике на этой странице 3 слова, которые по первой реакции отражают ваше отношение к понятию ( Великая Отечественная война).

Рассчитываю, что вы предоставите свои отклики не позднее 7.05.
Семинар "Бриз" — 15 марта 2018
5.05.2015г.

Отвечу на несколько вопросов возникших за время подготовки к семинару.



Во-первых, возможно ли не публичное участие в семинаре?

Скажу прямо: не думаю, что участие в семинаре может угрожать чьей бы то ни было репутации, и всё же — такое решение возможно , если кому-то это необходимо. Обращайтесь через сервис сообщений, либо на Бриз, либо на страницу А.Бриллиантова.

Во-вторых, может ли семинар сделать кого-то поэтом? - Нет , не может. Искра в Вас. Либо есть, либо нет. Научиться писать стихи, технически правильные и даже «искренние», можно где угодно. Но поэзия — нечто большее. Сначала она должна Вас выбрать. Выбор этот достаточно мучительный — и вы почувствуете его.

В-третьих, можно ли вступить в семинар позже? - Да, с соблюдением простых условий, о которых я сообщу в ответ на ваш запрос в личных сообщениях.



Ну, а первое занятие — начнётся уже сегодня вечером.
Семинар "Бриз" — 15 марта 2018
Друзья,



настал момент, когда стало возможным возобновление работы поэтического семинара ДС«Бриз» (А.Бриллиантов)

Семинар ни в коем случае не литературный институт и не ставит задачи снабдить участников академическими познаниями в области литературы — боже упаси — да и нужды такой нет: он адресован только тем, кто ощущает внутреннюю потребность открыть в себе новое, развиваться , расти.

Страницы семинара открыты. Можно познакомится с материалами предыдущего цикла, чтобы составить представление. Повторяться не будем. Для тех, кто решится принять моё приглашение будет иная, новая дорожка.

Приглашение моё действует до 4 мая. С 5-го — начнём занятия.

Заявка на участие — личное сообщение на страницу «Бриз» , либо А.Бриллиантова, или здесь , в откликах к данному тексту.

На вопросы — с готовностью отвечу.

Всем — моё почтение.
Семинар "Бриз" — 15 марта 2018
Работа семинара возобновляется.
ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ МИЗЮН — 7 августа 2014
Соболезную близким и друзьям. Уход человека - неизбежен, но после поэта остаются стихи. Дай бог им долгой жизни, а Лене - памяти.