ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИРИКЕ АЛЕКСЕЯ БРИЛЛИАНТОВА

18 марта 2018 - Администратор
article102991.jpg

Мы представляем вниманию наших читателей второй цикл стихотворений Алексея Валерьевича Бриллиантова, написанный им за последние годы. В нём вы можете увидеть как новые произведения, так и уже знакомые и узнаваемые тексты.

Алексей Бриллиантов - признанный мастер современной поэзии. Основа его стиля - умелое сочетание классической традиции и мягких продуманных авангардных приёмов, расширяющих горизонты поэзии до великолепного Нового.

 

 Совершенно 
Летней


                         О, ИХ загадки, линии  и  взоры…
                          Благословен мой век от ИХ даров.




При  свече                                                     

И  не  могу  проститься,
И  не приближусь  к  ней, - 
В  сумерках  наши  лица
Бледной  луны  бледней.
В  пору  нам  раствориться
Шёпотом  в  эту  ночь – 
Только  огня  синица
Может  умчаться  прочь,
Чтобы  потом  лишь  сниться…

А  горизонт  светлей…

Я  не  могу  проститься,
Но  не  приближусь  к  ней…



Ребус для Мальвины                                                                                               
(посмертная записка анонима)


                              Буратино, Арлекино, Дуремар и Артемон – 
                              кто не целовал Мальвину,
                              тот сейчас выходит вон.
                                                                          
                                         (из детской считалки)

Болен  чумкой, а, может быть, корью,
Пробуждаюсь в простуженном месте,
Где твоей нарочитою скорбью
Перебиты проросшие вести.

Зацветаю лишаем и ряской,
Луком репчатым с крупною солью.
Сердце – пальцами, треморной пляской –
Истекает пиявочной болью.

Горечь дареного шоколада
Точит зубки расчетливой местью:
Прежде в ноги тебе я не падал,
Но лежу здесь посмертною лестью…



Дальневосточная  сказка                                              

Из  тумана  и  утреннего  молока
В  междугорье  рождаются  облака.
Подтянувшись  за холку  вершины  горбатой,
Выползают
                   и  сушат  мохнатые  лапы.
И,  взмахнув  потеплевшим  крылом  из  лазури,
Проплывают  над  берегом  мутной  Уссури.
Улетают  всё дальше к закатному солнцу,–  
Ты увидишь их там, если глянешь в оконце.
                                                                               
           


*   *   *                                                       
                      
Спускается  небо  на  крышу
На  крыльях  снежинок  и  птиц.
И  словно  бубенчики  слышу
На  взмахе  девичьих  ресниц.
Флиртует  мороз  до  румянца,
До  блеска  подтаявших  глаз –
Век  прошлый,  забытые  танцы,
Неслаженный  школьный  романс…



Тучка                                                       

Тучка  бросилась,  простоволосая,
Ветру  на  плечи  перекосые.
Пролила слезу,  горемычная,
На  леса,  на  нивы  пшеничные.
                                         
Только  ветру  на  час  не  присядется:
То  с  волнами,  то  с  кряжами  рядится.
Тучка  шлёпает  следом  покосами,
Ветру  верная,  дождиком – босая.



Аннигиляция*                                              

Когда,  даря  мне  орхидею,
Что  пряным  трепетом  влекла,
Ребро  Адамово,  владея,
Огнём  и  шёлком  облекла –
Тогда  рассыпались  мгновенья,
Свилась   в  клубок  времён  змея,
И  нет  иного  измеренья,
Чем  ты,  Вселенная  моя…

              ___________________________________________________                                                                
             
*Аннигиляция – исчезновение частицы, превращающейся в нечто новое.             
                                          (прим. автора).                                            



Язычница                                        

Её  коленопреклоненье –
Благоволенье, 
Не мольба.
Губами терпкими скольженье
В туманы меркнущего лба.
Но полусферами желанья
Впустив упруго между строк,
Бормочет в такте воздаянья,
Взахлёб:
«Мой бог,
Мой бог,
Мой бог…»



Пик                                                                                                                                                           

Когда мы пили друг друга,
Взахлёб, обжигая нёбо, –
Бывали друг другу кругом,
И смыслом, и дном, и клёвом.

Не путая «степ» со «стёбом»,
Не вешая флагов «клёво»,
Друг друга вдохнув захлёбом,
Достали у неба нёбо… 



Переборы                                     

Лишь однажды играл на гитаре твоей,
Опрокинутой декой повёрнутой,
Но запомнил мелодию флейты своей
И колени флейтистки,
                                         подогнуты.
И звучанье, которым плескалась любовь,
Обрывая вселенной дыхание.
Помню клич твой, задевший галактики бровь,
И не мерную дрожь утихания…




*  *  *                                                           

Ты  звала  меня  «бедным  мальчиком»
На  краю  зарубежной  дали
И  сурово  грозила  пальчиком
За  бряцанье  командной  сталью.

Ну,  а  я  на  высотных  гребнях
Перевала  искал,  дороги…
И  ласкал  твои  пальцы,  грея
На  губах,  до  ночной  тревоги.



*  *  *                                                               

Пленяясь пьяностью пионов,
Питаясь пиететом роз,
Рассеяв дух цветочных сонмов,
Грозя громами гулких гроз,
Вздремнув под зноем птичьих зовов,
Звеня закатной тетивой,
Гостя под кроной, как под кровом,
Одевшись кружевной листвой;
В июне, выбеленной ночью,
Дослушав трели соловья,
Всему живому став подстрочьем,
Восторг взрослеющих ловя… 

…погибло лето томной девой
В объятьях мота – октября.
                                                                              


Наважденье                                                  

В облаченьях слепого дождя,
Горьковато-цветочного дыма,
Даже в северный полдень входя,
Синевой предрассветного Крыма,

Мир развеяла махом крыла,
Взбаламутила радужным илом…
Просыпаюсь (была-не была):
Не откликнешься – значит, приснилась…



Ростра                                                   
                                                  
                         N.J.

Как паруса, набухшие на реях,
Открыта грудь  ладоням дерзких волн.
Охватывая бёдрами форштевень,
Влечёшь фрегат, как отроческий чёлн.
Гекзаметром в начале, зыбью штиля,
От гребня к гребню – круче и быстрей,
Пока девятый не смешает мили,
Не зачастит, дрожа кормой, хорей.

Глаза прикрыты, губы шепчут тайны,
Танцует родинка фламенко на груди.
Зов Афродиты или вопли майны – 
Проглотит шторм, бурлящий впереди…

Гроза моя, устав, приткнулась к мели,
Солёным шёлком снасти повязав…
Но канонир неутолённо ищет цели…
Неутомима родинка в глазах…



*  *  *                                              

…И: 
    гладким сахаром – плечо,
Пуховым пледом – полудрёма.
А месяц, таящий свечой,
Стекает тюлем в окна дома.

И этот утолённый порт
Который век  зовётся «НЕГА»…
Объятья наши словно плот
Над  бездной океанов снега…




Июльская  суббота                                                                                                                       

Свету, что в день не поместится – да!
Дремлет июль на притихшем дворе.
Лету без боя сдаёмся всегда
(Мы бы сдавались ещё в январе).

Полдень.
               Под яблоней пенится тень,
В радужных брызгах поляны цветут.
Воском расплавленным знойная лень.
Только кукушка аукнет: « Я – тут!»

Только аукнет – и сердце, звеня,
Долго считает…  А впрочем – пустяк…
К вечеру ты пожелаешь огня –
Я раздобуду трескучий сушняк…



Домой                                                                                           

Я зайду  в  подъезд,
И  достану  ключ.
Тканый  коврик  в  крест,
Из  прихожей – луч,
Дымка  по  окну,
Ужин  на  столе…
Ангел  прикорнул
Прямо  на  крыле.



В баре. Со слов сапёра.                   

Вошла, порвав речей орбиты,
Как гром задетого ведра.
И раскачал мужские ритмы
Неверный маятник бедра.

Проклюнувшись из мокрой шубки
У стойки расправляла зонт,
И край подвижный тонкой юбки
Манил и влёк, что горизонт.

…чего ж ты ждёшь? Спиной – истома,
Скользишь улыбкою в вино:
Здесь не найдёт аэродрома 
Амуров снайперских звено.

Там, за стеной, по снежной крошке
Хрустит их благодатный тир –
А здесь…
                Сдвигают кружки с прошлым
Нарцисс, повеса да сатир.

Кунсткамера: душа в текиле…
Бикфордов на гормонах спирт
Бинарной взвесью в каждой жиле –
Твой взор опасен, он искрит…




Пересечение                                  
                                                               
                                 Н.Л. 

Обвилась, как над пропастью повисла.
Ужалила голодною тоской.
Кончался день, качался коромыслом,
Луна пробралась в комнату босой.
Без поисков прозрения и смысла
Толкались каждой клеткой на постой.
Рассвет бледнел, качалось коромысло.
Мы брали форт, захваченный тоской.




Волна африканская                                  

Вскидываясь, хлюпая навстречу,
Омывает вздыбленный бушприт,
Вот 
покато опускает плечи,
Под прилив по-галичьи шипит.
Колыхаясь выпукло под бортом,
Достигает точки мыса Бурь.
Солнцем Свазиленда – рябь в аорты:
Станет ярко – ты глаза зажмурь…



Ренессанс                                                  

Я в тебя прихожу не позывом звериным
И не похотью млечных холмистых равнин –
Но в тебе обретаю мечту Абу Сины,
Целый свет растворяя душой без седин.
Перевитие тел совпаденьем упругим
Обнажает надежды постичь и отдать.
Всё заполним собой в Леонардовом круге:
Вне его – ничего, только выбилась прядь....



Аватары                                                 

Мы свернёмся с тобою в клубок.
Будто кошки, тепло умножая.
Тесно-тесно. Хвосты на восток.
Души слиплись и млеют, и тают.

Если б так…

                  Но касанья искра –
Лишь пробел в интернетной странице.
Есть души человечьей игра:
Сквозь миры, сквозь века 
                                          греть и сниться.



Апрель

Вбивает серебряный гвоздик
Синица в апрельскую мглу.
И капель прозрачные грозди
Созрели в кустах на углу.

Водица из тающих слитков
Забыла и русла, и строй.
И топчется возле калитки
Лирический чей-то герой...



Н.Я.                                                              

Глаза закроешь - боль виска,
Глаза откроешь - боль в ресницах:
Боль-нелюбовь, боль-небылица,
Боль-невесомость, боль-тоска.
Не зачерпнуть Ковшом небес,
За ворот звёздная поруха...
Кряхтит костлявая над ухом..
А вот огарочек - воскрес!
Едва расплылся огонёк -
В глазах твоих две капли солнца...
Мне не взглянуть в твоё оконце,
Но, слышишь, бьётся мотылёк...



Н.

Прямо  в  небо  уходит дорога…
Знаю-знаю:
                   банален  сюжет;
Знаю – выскажешь  прямо с порога:
«Ах, оставь-ка  мальчишеский  бред».

Поздно,  милая,– как   же  оставлю,
Раз  тащил  через  грязь  и  огонь?
И,  пока  ты  про  коврики  в  спальне, –
Я 
   поймаю  рыбёшку-ладонь.
Запугаю  щетиною  строгой,
Неминувшее  вызволю  в  новь…
Столько  лет – прямо  в  небо  дорога,
По  которой  шагает ________




Романс                                                    

Пальцы длинные,
Дивные,
Тонкие
Перепонки зонта теребят:
Грёзы арфы разлились не звонкие –
И душа обнимает тебя.
Пальцы тонкие, тонкие,  тонкие…

Пальцы тонкие,
Длинные,
Дивные,
Из миров полусветных ладонь
Прикоснётся к виску талой льдинкою –
И в груди шевельнётся огонь.
Пальцы дивные,  дивные,  дивные…

Пальцы дивные,
Тонкие,
Длинные –
Сполох птиц в седине октября.
Но аккорды романса старинные
Неизбежно  «прости» говорят…
Пальцы длинные, длинные, длинные…

Пальцы тонкие, тонкие, длинные…
Пальцы дивные, дивные, дивные…
Пальцы тонкие, длинные, длинные…


2018

Вера # 19 марта 2018 в 08:13 +5
Спасибо Вам, Алексей Валерьевич, за столь прекрасно подобранный букет! Чудесный цикл: стих к стиху как волосок к волоску.  Даже стилистически выдержан в одном ключе.
Всегда удивляет в Ваших стихах совершенное отсутствие пошлости (в широком смысле). Какая-то суровая нежность к людям, жизни, миру. Может, ещё и потому очарована, что эстетка, ибо Весы. Всё сколько-нибудь пошлое и грубое меня оскорбляет до болезненности, хотя сама иногда могу отмочить…

Ваши стихи манят,
зовут куда-то за край.
Блистает на поле брани
нежнейшего сплава сталь.

Лишь за порог - смею-
взглядом из-под ресниц.
Раненых птиц жалею-
больно им падать ниц.

Небо - стеклянный купол-
то не стекло - вода.
Воздуха горсть нащупал
и полетел - туда…

Радостно - без отмашки,
и пустячок - беда.
Ты родился в рубашке-
то не стекло - вода.

Своим изяществом сразили Вы меня-
Да Вы же знаете: нет дыма без огня.
Ведь даже крохотной жемчужины цветок
льёт аромат тому, кто знает в этом толк.
В своём саду цветы распределяя,
волшебник  вы земной, познавший тайны рая.
Алексей Бриллиантов # 19 марта 2018 в 13:21 +5
Нет-нет, Вера, с раем вы меня не торопите) Не торопите. Помучаюсь ещё) В ароматах и звуках.
Спасибо, Вера. Моё почтение.
Душа # 20 марта 2018 в 09:30 +2
Спасибо автору за восхитительные стихи.  smile
Как тонко обыграно слово совершеннолетняя... Блестящая авторская находка.
Конечно, Она же и совершенно весенняя. И совершенно внесезонная (но отсюда эти плюсы хитрые убежали). В общем, да здравствует Совершенно Летняя!
Я все эти стихи читала. Но они заиграли совсем по-иному, когда выстроились в блистательный цикл.
Знаю, что Вы давно хотели создать подобный цикл. И вот он есть - явился. Все приходит в свое время.
Бережно, тонко, талантливо, уникально.
Благодарю Вас, Алексей.
Алексей Бриллиантов # 20 марта 2018 в 13:29 +3
Спасибо за щедрость, Душа моя. И за греющие эмоции . Моё  глубочайшее почтение.
скорпион # 22 марта 2018 в 08:53 +5
Мужское и женское начало (как обычно говорят, инь и янь), такие разные и невозможные друг без друга, так зримо и естественно проступают в Ваших " природных" стихотворениях - олицетворениях  (они же и философские),которые мне особенно нравятся: в " Тучке", в "Пленяясь пьяностью пионов…"
В одном из стихотворений Вы как-то признались, что любите женщин.  И эта любовь так многообразно  проявляется в Ваших текстах. Это обычно  любовь  благородная, понимающая, сопереживающая, страстная.
В " Тучке", по- моему, высшие природные качества женщины истинной: способность отдавать свою любовь бескорыстно, не думая о себе, преданность и верность, привычка  ради любви преодолевать любые испытания.
В мужчине же более сильно его деятельное, но и эгоистическое начало:
" Только ветру на час не присядется:  То с волнами, то с кряжами рядится." Какое точное и выразительное  значение у слова " рядится"- не то, в которое мы его привыкли "рядить". Рядится, значит, подряжается на какие-то совместные действия. Может быть, вовсе и не обязательные, больше ради того, чтобы себя показать. Не зря же слова "ветер" и "ветреный" (легкомысленный) - одного корня.
В стихотворении " Пленяясь пьяностью пионов…" меня привлекла необычная форма. По сути всё стихотворение - это одно предложение. Разбивка в конце, да и то смысловая, а не грамматическая, ради того, чтобы " закольцевать" стихотворение ,выделить смысловую, интенционную концовку.
Основная часть стихотворения - одни обширные деепричастные обороты, включённые как однородные в одно предложение, но какое… В нём бесконечное разнообразие метаморфоз лета, его многообразные проявления в  природе. И весь этот летний переполох, обязательный к исполнению, подытоживается  обобщающим  заключением:
"Всему живому став подстрочьем, восторг взрослеющих ловя", основа которого - дать жизнь новому, взрослеющему.
И неожиданная парадоксально - ироническая концовка: "… погибло лето томной девой в объятьях мота - октября." "Мот  октябрь" как бы сводит на нет хлопоты и старания лета, но дело (главное, внутреннее) уже сделано, и жизни дано продолжение. Поистине философское заключение определённого, очень значимого природного цикла, выраженного так легко, иронически, почти играючи.
Спасибо Вам, Алексей Валерьевич, за так широко и многогранно представленную Вами суть жизни в её человеческой и природной составляющей. Спасибо за предоставленную Вами возможность думать и размышлять, открывая новые горизонты познания и смысла.
Алексей Бриллиантов # 22 марта 2018 в 18:59 +3
Благодарю Вас , Алексей. В особенности за внимание к "Пленяясь пьяностью пионов",- тексту, которому как-то не доставалось своего читателя. Моя глубочайшая признательность за тонкий , аналитичный, "вкусный" отклик. Моё почтение, Алексей.
Татьяна # 23 марта 2018 в 10:31 +1
Громадное впечатление!
Особенно последнее,
"Пальцы длинные,
Дивные,
Тонкие..."
Алексей Бриллиантов # 23 марта 2018 в 13:03 0
О, Таня, они такие, право. И любые слова что? - Тень лёгкая...
Моё почтение, Таня.
Погодин # 26 марта 2018 в 08:41 +4
Алексей Валерьевич, разрешите присоединиться к мнению откликнувшихся на Вашу подборку авторов.
Всегда интересно посмотреть, как «вечная тема» решается в новых формах и новых образах. Очень заинтересовало стихотворение «В баре. Со слов сапёра», где описан момент, когда ещё ничего нет, но уже всё предрешено. Особенно привлекла суровая военная терминология (казалось бы, так далекая от темы), но которая и позволяет автору так точно передать напряжённость момента.
«Бикфордов на гормонах спирт
Бинарной взвесью в каждой жиле…».
Продолжайте удивлять нас и дальше.
Иван.
Алексей Бриллиантов # 26 марта 2018 в 12:52 +3
Спасибо, Иван. Но удивляет, и даже просто цепляет каждого своё, о чём свидетельствуют даже отклики выше. Так что удивлять "нас" или всех, мне точно не по силам. Ещё раз спасибо за ваш взгляд. Моё искреннее почтение.
Айк Лалунц # 17 апреля 2018 в 09:11 +1
Вот она - настоящая поэзия! Как тонко и романтично. Сейчас так, увы, почти  не пишут. Но слава Богу, есть поэт который пишет именно так!
Алексей Бриллиантов # 17 апреля 2018 в 16:34 0
Лена, очень тронут, очень. Моё глубочайшее почтение.