Темы и образы философской лирики Бунина

26 октября 2011 - Администратор
Тема окружающего мира в целом и красоты природы в частности играет большую роль в философской лирике Бунина. Именно в этим лихом, бесконечном круговороте времени, в радостном обновлении природы поэт черпает краски для своих стихов. Любимое время года Ивана Алексеевича — ранняя осень, осенние пейзажи в философской лирике Бунина отличаются конкретностью и точностью, глубоким знанием окружающего мира, в них и через них утверждается вечность природы как источника гармонии, красоты и любви (поэма "Листопад", "Густой, зеленый ельник у дороги", "Степь"). Также, помимо воспевания природы как части того, откуда вышел и сам человек, в философской лирике Бунина часто проскальзывает тесное переплетение тематики родной природы с тематикой Родины как таковой. Но, при этом, отношение к России у Бунина неоднозначное: в ранней философской лирике Бунина с родной страной связано элегическое прощание с помещицким укладом и жизнью русского дворянства, поэтизация помещицкого быта и сословных традиций ("Дедушка в молодости", "Семья"). Философская лирика Бунина мужественно воспевает страну: нищую, голодную, но от этого не менее любимую. Нередко к теме Родины, к изображению красоты русской природы автор обращается и в эмиграции. В поздней философской лирике Бунина, посвященной Родине, уже звучит неприкрытая боль и тоска по России, непоправимая ее потеря. Мотивы смерти, одиночества в философской лирике Бунина становятся предметом философского обобщения ("Как хороша, как одинока жизнь", "Настанет день — исчезну я"). При чем здесь мотив смерти сочетается с обостренным чувством жизни, поскольку освобождение от страха смерти поэт видит в способности сливаться с природой, ощущать связь веков... Таким образом, философская лирика Бунина не плоска и линейна, она объемна, глубока и глобальна. Тема культуры расширяет диапазон философской лирики Бунина. Следуя пушкинской традиции, стараясь уловить "вечные" законы развития цивилизаций и передать индивидуальный облик далеких эпох, Иван Алексеевич воскрешает образы древнего Востока, античной Греции, раннего христианства ("Каин", "Эсхил", "Магомет в изгнании", "Гефсиманский сад"). Как ни странно, в философской лирике Бунина особое место занимает украинская тема: так, в 1900 году Бунин перевел начало "Заповита" и "Закувала зозуленька" Тараса Григорьевича Шевченко, который всегда оставался для него "самым талантливым и найблагорозумнейшим среди людей". Бунин увлекался поэзией Кобзаря, ее высокой художественностью, особо отмечая простоту и лиризм стихотворений Шевченко. Тема любви в философской лирике Бунина отражает новый взгляд на мир и человека — взгляд свободный от иллюзий, точный и жесткий. Любовная и философская лирика Бунина во многом трагична, в ней и вызов, и протест против несовершенства мира в самих его основах. Это выражается в образе лирического героя, далекого от простодушия и увлекаемости, но и избегающего любого позерства ("Одиночество", "И ветер, и дождик, и мгла"). Философская лирика Бунина проходит красной строкой через все творчество писателя и поэта, задавая темп дальнейшего развития литературы!

Поделиться с друзьями:

Нет комментариев. Ваш будет первым!