Становление философской лирики Заболоцкого

26 октября 2011 - Администратор
Сложность становления философской лирики Заболоцкого заключается в том, что поэту пришлось творить в тяжелое время - послереволюционную эпоху, когда старые идеалы уже были развенчаны, а новые еще только набирали силу. Как результат, вся жизнь, вся творческая деятельность, вся философская лирика Заболоцкого - это один огромный подвиг ради поэзии. Ранняя философская лирика 3аболоцкого сориентирована, в основном, на близкие автору в то время проблемы - такие, как "город", "народ", "природа". Исследователи творчества поэта этого периода отмечают некоторую футуристичность философской лирики Заболоцкого, выражавшуюся в предметности и многообразии бурлескной метафорики его стихотворений, но, при этом, его поэзия вовсе не хаотична и абсурдна, как у других представителей этого направления. Уже в то время начинает формироваться особенный стиль и поэтичность философской лирики Заболоцкого. А вот природа в стихах Николая воспринимается как хаотичность, как клетка, тюрьма, а гармония — как величайшее заблуждение. Однако со временем, в рамках философской лирики Заболоцкого формируется уникальная натурфилософская концепция. Изучая работы по философии, биологии, антропологии и истории, Николай Алексеевич приходит к выводу о том, что мироздание суть одна глобальная система, живые и неживые элементы которой пребывают в тесной взаимосвязи. Природа и Человек возможны лишь в единстве, в постоянном взаимодействии друг с другом. Еще одна тема философской лирики Заболоцкого 30-х годов - тема смерти и жизни, тема переосмысления сущности и смысла бытия. Тем не менее, поздняя философская лирика 3аболоцкого несколько меняют точку мироощущения, они объединяются общими философскими устремлениями и размышлениями о природе, в них теперь больше естественности языка, поэтическое слово напрочь лишено патетики, оно более эмоционально, более музыкально и более традиционно (перекликаясь с поэтикой и ритмикой классиков - Тютчева, Фета, Пушкина). В поздней философской лирике Заболоцкого, как отмечают критики, меняется и способ передачи ключевого параметра бытия - природы, так как к антропоморфному ее изображению примешивается еще и аллегорическое.

Поделиться с друзьями:

Нет комментариев. Ваш будет первым!