Формирование философской лирики Фета

28 октября 2011 - Администратор

Формирование философской лирики Фета

Расцвет философской лирики Фета приходится на непростые 40-60-е годы XIX века, ознаменованные все возрастающей популярностью в обществе революционно-демократических идей, по инерции повлекшую за собой социальную направленность поэтического творчества того времени. Это сложное время, когда в открытую отвергается "чистое искусство", и более того – оно приносится в жертву "поэзии практической пользы"; это время, когда декларируется гражданское предназначение поэзии, провозглашается курс на преобразование государственного строя державы, который, по логике вещей, должен привести всех и каждого к воспетым поэтами "свободе, равенству и братству". В таких нетривиальных условиях и приходится развиваться философской лирике Фета, поэт старается придерживаться своего курса, часто вступая в противоречие с обществом, что становится для чистого сердцем и душой поэта настоящим испытанием. Верящий в "чистое искусство", в искусство "чистой красоты", отстаивающий свои принципы и идеалы, склоняющийся к идее свободного творчества, не зависящего от политических строев и режимов, сам поэт, равно как и философская лирика Фета, подвергается нападкам со стороны приверженцев революционно-демократических идей. Однако, эти трудности не могут сломить человека, который верует в свой путь и в зов своего сердца. Афанасий Афанасьевич до последних дней своей жизни не сошел со своих позиций, так и не приняв ни идей шестидесятников, ни принципов революционной демократии. Выстраивая слаженную философскую лирику, Фет, по своим убеждениям был скорее сторонником "панискусства", ибо, по его мнению, только через искусство и с помощью искусства возможно нести свет, счастье и свободу в этот мир. И с этой задачей не сможет справиться никакая политика и никакие революции. Эта консерваторская позиция то и дело проскальзывает в философской лирике Фета, в очередной раз подтверждая нерушимую позицию автора.

 

Философская лирика Фета в творчестве поэта
Философская лирика Фета основывается, в основном, на тех явлениях и образах, которые привычны и близки сердцу Афанасия Афанасьевича. Если он пишет о природе – то вплетает в описания элементы своей философии, собственного, присущего только ему, миропонимания и мироощущения; если он говорит о любви – то переосмысливает переживаемые чувства через призму своего мировосприятия, наделяя их высоким смыслом и характерной символичностью. Так, если присмотреться к особенностям проявления философской лирики Фета в его стихотворениях, можно увидеть, что, например, за самым, казалось бы, невинным описанием майской ночи кроется особый символический смысл, отсылающий нас к философии самого Шопенгауэра. Ночь для Фета это не просто темное время суток, это еще и глубинный символ, точнее – сумма символов, олицетворяющих собой саму Вечность, бесконечную бездну бытия. В философской лирике Фета ночные часы приходят мессией, раскрывающим тайны мироздания, а ночное бдение переворачивает мир человека, предоставляя последнему возможность взглянуть "из времени в вечность", увидев там "живой алтарь мироздания". Конечно, в этих идеях философской лирики Фета угадывается влияние теорий Артура Шопенгауэра, но, тем не менее, нельзя говорить, что фетовская лирика исключительно однобока, поскольку, в любом случае, Афанасий Афанасьевич, впитывая близкие ему идеи и принципы шопенгауэровской философии (мир как наше о нем представление, человек как созерцатель бытия и пр.), качественно перерабатывает их и создает свою, уникальную, Вселенную, на основании которой формируется и его собственная, ни с чем не сравнимая, идеология.
 
 
"Чистое искусство" как основной принцип философской лирики Фета
Основным принципом философской лирики Фета был принцип "чистого искусства", провозглашаемый самим поэтом. Данный принцип делает акцент на том, что настоящее, возвышенное, истинное искусство должно быть свободным от всего низменного, приземленного, мирского. На искусство не должны влиять общественные тенденции, политика, мнения социума и иные, на самом деле, ничего не значащие вещи. Искусство самоценно само по себе и должно развиваться вне зависимости от внешнего, призрачного мира. В этом смысле философская лирика Фета высокоморальна и высокодуховна, она не привязана к материальному миру, она с упоением и глубочайшей верой говорит о высоком, об истинной красоте, о чувствах, о "настоящести мира". Принцип "чистого искусства" вообще (и в философской лирике Фета в частности) отстаивает мысль о том, что "искусство должно быть для искусства и ради искусства", поэтому поэт не пишет "на злобу дня", не анализирует социальные проблемы, не встает на сторону тех или иных политических сил. Он искренне считает, что в поэзии не должно никакой утилитарности, поэзия не может быть средством выражения общественных идей, поскольку она самодостаточна сама по себе! В связи с такой принципиальной и радикальной точкой зрения, в философской лирике Фета преобладает всего несколько основных тематик. Это темы природы и любви. Именно они наиболее близки Афанасию Афанасьевичу, именно ими живет его сердце и именно о них он хочет писать.
Анализируя все вышесказанное, стоит задуматься, можно ли вообще говорить о философской лирике Фета как таковой? Ведь поэт, по сути, пишет не о философии, не о бытии и не о каких-либо проблемах, связанных с размышлениями о жизни. Он пишет о возвышенных чувствах, о радости любви, о первых лучах солнца и весенней, просыпающейся природе… Но, с другой стороны, в любой поэзии присутствует философия ее автора, как бы ему того не хотелось. И посему все творчество поэта смело можно назвать "философской лирикой Фета", ведь в каждом из его стихотворений скользит неуловимая радость от бытия на этой земле, счастье единения с макрокосмом, бесконечная благость и любовь ко всему живому.
 

Поделиться с друзьями:

Нет комментариев. Ваш будет первым!