Философская лирика Лермонтова

28 октября 2011 - Администратор

Философская лирика Лермонтова: рассуждение о судьбах России

Михаил Юрьевич Лермонтов жил в эпоху, которая получила название эпохи безвременья, наступившую после поражения восстания декабристов. Это был период жестокой политической реакции, и время взросления и возмужания поэта пришлось как раз на самые мрачные годы, отсюда и своеобразие философской лирики Лермонтова. Свободолюбивые идеалы декабристов оказались под запретом, общество было напугано, в социуме господствовали грустные, мрачные настроения, пессимизм и погруженность в себя. Это все нашло отражение в философской лирике Лермонтова, и хоть и вызывало у поэта отчаяние и тоску, но, в то же время, давало ему возможность творить, вымещая свою боль на бумаге. Лермонтов считал, что глас поэта должен звучать, "как колокол на башне", он хотел, чтобы и его голос был этим звоном, звучащим и в горе народном и в радости.

Философская лирика Лермонтова почти вся об этом – об одиноком страннике, скитальце, не понятом обществом, но, тем не менее, готовым за это самое общество сложить голову. Говоря о современности, Лермонтов не видит ничего, что могло утешить его мятущуюся душу. Поколения современников вызывает у него лишь горькую улыбку. Его поколение – старцы от рождения, с рано состарившейся бесплодной душой, с неразвитыми чувствами. Но в философской лирике Лермонтова обвинения выдвигаются не только современникам поэта, но и себе самому, и это не случайно. Ведь не только молодые люди виноваты в своей душевной глухоте, но и то время, то самодержавно-крепостнический строй, при котором им суждено жить. Не может же целое поколение быть "потерянным"? Молодые люди также являются жертвами самодержавия. В несчастной судьбе этих людей философская лирика Лермонтова обвиняет и великосветское общество, о котором он с гневом говорит в стихотворении "Смерть поэта", как о светской толпе, ставшей причиной гибели поэта. В своей философской лирике Лермонтов с болью и грустью отмечает, что общество представляет собой лишь "толпу масок", а члены этого общества – не живые люди, а только "образы бездушных людей". "Светская чернь" определяет политическую жизнь страны, именно благодаря ей Россия стала "страной рабов, страной господ". Но причину рабского унижения страны философская лирика Лермонтова видит и в другом. В стихотворении "Прощай, немытая Россия" поэт указывает на то, что Россия не только страна господ, но и страна рабов, причем слово "раб" в философской лирике Лермонтова стоит на первом месте. Рабы – это не только крепостные, которые являются рабами в прямом смысле слова. Это и многие другие люди, позволяющие другим повелевать собой, становиться своими господами. Те же члены светского общества являются рабами, так как они – рабы своего положения в обществе, денег, своих покровителей, связей. А народ обманут, потому что у него такие правители.

В этом стихотворении заметна также душевная усталость и горечь поэта, вынужденного ехать на Кавказ "с милого севера в сторону южную", причем едет он именно из "рабов", которые определяют общественную ситуацию. Однако, Лермонтов был русским национальным поэтом и вся философская лирика Лермонтова проникнута этим настроением. Поэт пишет в своих произведениях не только о светском Петербурге, но и народной России. Только в ней видит философская лирика Лермонтова здоровое нравственное начало. В стихотворении "Родина" поэт заявляет о своей любви к родине, но любви необычной: "Люблю Отчизну я, но странною любовью!..." И не военные победы, принесшие России славу, привлекают Лермонтова. Он любит русскую природу, ее красоту незаметную, любит смотреть "на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков". В философской лирике Лермонтова заметно присутствие сразу двух Россий: николаевской и народной, и только народную Михаил Юрьевич признает в последние годы своей жизни. При этом, поэт далек от идеализации своей страны. Он первый говорит о ее недостатках, но говорит не со злорадством, а с горечью и болью за горячо любимую страну. Он так много и так гневно пишет о настоящем, ибо понимает, что эта страна достойна лучшей жизни, но общественно-политическая ситуация делает жизнь в России невозможной.

 

Проблема "поэт-общество" в философской лирике Лермонтова
Значительная часть философской лирики Лермонтова посвящена проблеме взаимопонимания поэта и общества. В его произведениях это тема часто приобретает оттенок несколько агрессивных, даже враждебных, взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Особенно ярко данная проблема философской лирики Лермонтова выражена в стихотворении "Пророк". Следует заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А.С. Пушкин в своем "Пророке": "С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка ..." Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству лирического героя философской лирики Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом Пророка, то Лермонтов – уже результат деятельности Пророка.
Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей. Лермонтов вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы. Настроение философской лирики Лермонтова, посвященной проблеме "поэт-общество", безнадежно: здесь нет веры в лучший исход. Его стихотворения глубоко пессимистичны. Тема поэта и общества в философской лирике Лермонтова проявляется и занимает главенствующую позицию в таких произведениях, как "Смерть Поэта", "Поэт", "Журналист, читатель и писатель" и др.

Поделиться с друзьями:

Владислав # 20 февраля 2012 в 22:33 0
неплохо...но не айс