Философская лирика Державина

28 октября 2011 - Администратор

Об истоках философской лирики Державина

Гавриил Романович Державин – выдающийся государственный и литературный деятель конца XVIII – начала XIX века. Поэт, просветитель, творец непревзойденных од и создатель уникальной философской лирики, Державин, при этом успел пройти путь от простого солдата до министра юстиции державы, был членом Императорской Российской академии со дня ее открытия. Прославился Гавриил (или, как его еще называли, Гаврила) Державин не только и не столько благодаря своему активному участию в политической жизни страны и делах государственных, сколько благодаря своему меткому и сильному поэтическому слову. Так, прекрасные образчики философской лирики Державина, наряду с его восхитительными одами впечатляли своей красотой и размахом современников, льстили (а иногда – напротив) представителям высшего света, заставляли задуматься о высших ценностях и идеалах.
Гаврила Державин достаточно в позднем возрасте вступил на литературные подмостки – его первое произведение было напечатано в 1773 году, когда автору исполнилось 30 лет. Хотя, конечно, первые ростки философской лирики Державина зарождались еще в бытность его солдатской службы.
Однако поздняя философская лирика Державина тем и прекрасна, что она как выдержанное вино, полна глубины и осмысления, пропущенного через полученный опыт и имеющиеся знания, в ней нет налета "зелености", только мудрость. Однако известность пришла к поэту тоже не сразу, а лишь после выхода оды "Фелиция" – стихотворения, ставшего характерным представителем философской лирики Державина – в котором автор восхвалял императрицу Екатерину II. Собственно, после этого события удачно устроилась не только литературная, но и политическая карьера Гавриила Романовича – он начал свое восхождение по ступеням высокой государственной службы.
 
Основные темы и мотивы философской лирики Державина
Философская лирика Державина была целиком искренней и правдивой, что лишний раз подтверждается тем, что Гавриил Романович отказывался быть "придворным поэтом", писать на заказ и творить в определенно заданных рамках. Философская лирика Державина, равно как и все, что выходило из-под пера поэта, шло от самого сердца, из глубин души, было пережито и прочувствовано, а не было надиктовано веяниями времени и требованиями вышестоящего руководства. Эта характерная принципиальность, желание жить по велению сердца всегда присутствовали в поэзии литератора, разноображивая рассуждения, свойственные философской лирике Державина, четкими и конкретными убеждениями. Главными темами философской лирики Державина были темы Бога, божественного во всех предметах на Земле, темы жизни и смерти, любви, темы человеческих и государственных судеб. И, конечно же, самой любимой литературной формой, в которую выливалась философская лирика Державина, была хвалебная ода – поэтическое произведение, посвящаемое герою или событию. Характерными чертами оды являются максимальная торжественность и возвышенность. Самое интересное, что под свою философскую лирику Державин даже подвел теоретическую базу, написав ряд работ, посвященных оде как литературному жанру (например, к таким работам относится "Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде").
Тема Бога, пожалуй, является ключевой во всей философской лирике Державина. К ней он обращается не как робкий проситель или предполагающий о ней юнец, но как уверенный в ней, умудренный опытом и убеленный сединами, муж. Бог в философской лирике Державина предстает "началом всех начал", "первопричиной и первоисточником всего сущего", "Наивысшим Законом и Высшим Судией" над всеми живущими. Державин утверждает своей поэзией, что Бог – в каждом из нас, ибо мы возможны только в нем и только через него. И даже более того – он источник не только жизни духовной, но и жизни государственной, поскольку только с Божьей милостью и с Божьей помощью происходит то, что происходит: как в жизни каждого отдельного человека, так и в жизни всего государства. Философская лирика Державина подчеркивает тот факт, что человек не отделим от природы, неотделим от Бога, все едино и, значит, во всем есть высшая, божественная природа.
Еще одна тема, которая нередко встречается в философской лирике Державина – тема смерти. Смерть – пожалуй, главный мотив рассуждений философов всех времен и народов, поэтому она не обходит стороной и философскую лирику Державина. Автор говорит о смерти как об одной из самых могущественных сил, законов природы. Но, при всей ужасности и непредсказуемости этого явления, оно еще и справедливо, ведь смерть уравнивает всех – пред нею равны и бедные и богатые.
 
"Гром победы" философской лирики Державина
Одним из наиболее ярких (и, пожалуй, известных) произведений, составивших золотой фонд философской лирики Державина, является стихотворение "Гром победы, раздавайся!", настолько сильное по своему эмоциональному фону и мощи, что даже ставшее неофициальным русским национальным гимном той эпохи. В свойственной ему манере изложения (мешая "высший" и "низший" стили), используя хвалебные эпитеты и глаголы, Державин восхваляет Россию, мать Екатерину, славных россов, вырвавших победу под Измаилом. Произведение посвящено славному взятию Суворовым крепости Измаил (одно из ключевых событий Второй русско-турецкой войны). Философская лирика Державина здесь приобретает патриотический оттенок, горделиво возвещая о том, что Российская империя – сильная и могучая держава, способная "утереть нос" любому врагу. Гимн изначально создавался как таковой, был положен на мотив полонеза и на протяжении длительного времени – с конца XVIII – до начала XIX столетия оставался национальным гимном России. Читая строчки гимна можно убедиться, что философская лирика Державина весьма разносторонняя и довольно глубокая, она не поверхностна, она имеет тенденцию проникать в суть явлений, выхватывая то основное, что они в себе несут.

Поделиться с друзьями:

Нет комментариев. Ваш будет первым!