Баллада

28 октября 2011 - Администратор

Баллада представляет собой рассказ героического, мифического или исторического характера, изложенный в поэтической форме. Сюжет баллады обычно заимствован из фольклора и лирически окрашен, поэтому данный жанр относят к лироэпическому. Часто баллады перекладывали на музыку.

Формально баллада состоит из трех куплетов, в каждом из которых восемь строк, и четвертого куплета – «посылки», состоящей из четырех строк. Особенность баллады в том, что рифмы и последние строки во всех куплетах одинаковы. С 15 века баллады в основном создаются на основе «квадратной строфы», состоящей из восьми восьмисложников или десяти десятисложников, однако встречается и «двойная баллада», в которой эта же схема развернута в шести строфах. 

 Эпическая баллада, как и былина, и сказка, имеет сюжет, однако в нем нет привычных элементов – завязки, развития, кульминации и развязки. Баллада скорее подводит итог уже произошедшим событиям. Стилистические средства, используемые при написании баллад, довольно разнообразны. Для большей выразительности и придания трагической окраски переживаниям героев авторы баллад употребляют эпитеты, иносказания, символы, сравнения, гиперболы. Но эпитеты довольно традиционны и аналогичны эпитетам всех фольклорных произведений: чистое поле, глубокие воды, синее море и т.д. Баллада возникла в конце 13 века во Франции. Дворяне из окружения Людовика Орлеанского примерно в 1390 году составили «Книгу ста баллад», а при Карле Шестом сочинением баллад занимались Карл Орлеанский и Ален Шартье. В 17 веке знаменитый баснописец Лафонтен также сочинял и баллады, однако впоследствии баллады стали считаться чем-то скучным и старомодным. В Англии баллада приобрела оттенки мрачной таинственности, и в основном барды воспевали в балладах бои и пиры. Самые известные английские баллады – это баллада о Робин Гуде, о детях в лесу, а также баллады В. Скотта и С. Кемпбелла. В Германии баллада воспринималась как стихотворение, стилизованное в духе старинных английских или шотландских народных песен, и вошла в моду в конце 18 века. Знаменитые германские баллады – это «Лесной царь» Гете, а также произведения Гейне, Бюргера и Уланда. 

В России баллада появилась в начале 19 века. Самым известным «балладником» стал В. Жуковский, чьи баллады «Людмила» и «Светлана», а также многочисленные переводы лучших баллад Гете, Шиллера, В. Скотта и других германских и английских авторов принесли ему огромную славу.  А. Пушкин в жанре баллады сочинил «Песнь о вещем Олеге», «Бесов» и «Утопленника», не чуждались баллад и А. Фет, А. Толстой и М. Лермонтов.

Поделиться с друзьями:

Нет комментариев. Ваш будет первым!