Ассонанс

28 октября 2011 - Администратор

Ассонанс стилистическое средство, прием звукописи в поэзии, позволяющий усилить выразительность поэтической речи. Ассонанс заключается в повторении ударных гласных в стихотворных строках. Ассонанс может иметь место и в случае повторения слабо редуцированных безударных гласных, а вот безударные гласные, зачастую при произношении значительно изменяющиеся, ассонанс образовывать не могут. В случае, когда безударные гласные не изменяются, они могут ассонанс усилить, но не образовывать самостоятельно. «Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю наудалую, И горе нашему врагу» (А. Пушкин).    Также ассонанс, как любой повтор в поэзии, служит созданию определенного ритма стихотворения.

Ассонанс и аллитерация часто используются вместе, делая стихотворение более выразительным фонетически, однако ассонанс встречается реже, чем аллитерация. Это объясняется тем, что согласных звуков в русском языке гораздо больше, чем гласных, которым на фоне общего звукового фона труднее  образовывать различимые на слух повторы. Пример сочетания ассонанса и аллитерации, где согласные «н» и гласные «е» и «а» создают ощущение гулкого эха зова Командора: «Дева Света! Где ты, донна Анна? Анна! Анна! – Тишина» (А. Блок).

Ассонанс часто встречается в фольклорных, народных произведениях (песнях, поговорках, пословицах, сказаниях) и в белых стихах разных авторов, где он гармонизирует строки, являясь своеобразным заменителем рифмы. Ассонанс широко применяется в так называемых «неточных» рифмах, когда согласные рифмующихся слов частично или полностью не совпадают: весь – месть, светло – ведро. Изначально  ассонанс именно с этой целью и использовался в стихосложении, однако затем постепенно стал вытесняться точными рифмами.

Существует также семантический ассонанс (от греческого «семантикос» - означающий, и французского assonance — созвучие). Семантический ассонанс – особый стилистический прием, при котором в стихах употребляются метафорические выражения, придающие им приблизительный, неточный смысл, подобно тому, как ассонансная рифма основывается на приблизительном созвучии. У Б. Пастернака читаем: «Рояль дрожащий пену с губ оближет. Тебя сорвёт, подкосит этот бред». Здесь фраза «…пену с губ оближет» основана на весьма далекой от рояля ассоциации с разгоряченным конем (семантический ассонанс), и именно неясностью смысла так притягивает.  
 

Поделиться с друзьями:

Нет комментариев. Ваш будет первым!