Аллегория

28 октября 2011 - Администратор

Древнегреческое слово «аллегория» переводится как иносказание. В литературе аллегория – это способ условного изображения какого-либо абстрактного, отвлеченного понятия или идеи через конкретный, представляемый художественный образ. Аллегория является одним из так называемых тропов – средств усиления поэтической выразительности произведения.

Аллегория чаще всего применяется в стихах, баснях и притчах, герои которых изображают какую-либо одну черту характера. Например, Лев – смелость, Лиса – хитрость, Осел – глупость, Ягненок – наивность, и т. д. Именно тем, что художественный образ изображает только одно понятие, аллегория отличается от символа. Символ же более многозначен, и расшифровать его смысл с помощью умственных усилий не удается, так как он неотделим от структуры образа. Тем не менее, аллегория довольно часто перерастает в символический образ, тогда различие исчезает. 

Аллегория возникла на почве мифологии, получила широкое отражение в фольклоре и развитие в изобразительном искусстве. В литературе аллегория используется для того, чтобы слушатель, читатель или зритель имел возможность самостоятельно «расшифровать» смысл произведения, а автор – избежать неприкрытого нравоучительства. Зачастую аллегория применялась, чтобы обойти цензуру или вывести действующими лицами произведения реальных людей. Аллегория характерна для искусства Средневековья, эпохи Возрождения, классицизма. В Новом Завете практически все притчи Христа носят аллегорический характер. Это объясняется тем, что именно притча, как жанр назидания и учения широко применялась в среде раввинов. Поэтому Христос, как и его современники-раввины, прибегает к образам виноградника, слуги, царя, сеятеля и многим другим, причем притчу о сеятеле сам и расшифровывает ученикам.

Поделиться с друзьями:

Нет комментариев. Ваш будет первым!