Схема анализа лирического произведения

11 марта 2012 - Администратор

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство.

Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства).

Определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная).

Определить организацию (композицию) лирического произведения.

Определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое).

Определить лексический рисунок (просторечие - книжно-литературная лексика...).

Определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение).

Определить звуковой рисунок.

Определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

 

Примерный план анализа лирического произведения

1. Элементы комментария к стихотворению:

- Время (место) написания, история создания;

- Жанровое своеобразие;

- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);

- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

- Композиционные решения;

- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

- Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

 

Схема анализа стихотворного текста

1. Система стихосложения: метрическая, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая.
2. Размер стиха: 
силллабический: восьмисложник, одиннадцатисложник, тринадцатисложник и др.;
силлабо-тонический: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий;
тонический: дольник, тактовик, фразовик, ударник и др.
3. Вспомогательные ритмообразующие элементы - проклитика, энклитика, пиррихий, спондей, сверхсистемное ударение, утяжеленные и облегченные стопы, паузы, ритмическая инверсия и др.
4. Анакрузы и клаузулы - анакрузы: нулевые, односложные, двусложные и др.; Клаузулы: мужские, женские, дактилические, гипердактилические и др., открытые, закрытые.  
5. Система рифмовки и виды рифм по положению в строфе - смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясывающие); двойные, тройные и др.
6. Виды строф - астрофическое построение, дистих, терцина, терцет, катрен, секстина, септима, октава, сонет, онегинская строфа и др.
7. Виды рифм по положению в стихе - начальные, внутренние, конечные.
8. Виды рифм по звучанию - точные, неточные: ассонансные, диссонансные, приблизительные; бедные, богатые; усиленные, глубокие, проникающие; др.
9. Виды рифм по лексико-грамматическим признакам - однородные: глагольные и др.; разнородные, омонимические, тавтологические, редиф, эхо-рифма и др.
10. Виды рифм по составу - равносложные, неравносложные, полные, простые, составные и др.
11. Внутри - и межстиховые повторы - ассонанс, аллитерация, рефрен, поэтическая этимология, анафора, эпифора и др.
12. Тип интонации - декламативная (одическая); напевная: куплетная, романсная; говорная.
13. Паузы и переносы - конечные, внутренние, интонационно-логические, структурные, стиховые, строфические, слоговые.
14. Средства поэтического синтаксиса - параллелизм, хиазм, стык, подхват, кольцо, анаколуф, эллипсис, инверсия и др.

По материалам "Методических рекомендаций для студентов заочного отделения НГПИ". 
Составитель - Н.И. Прокопьева
Новосибирск, 1991 г.

Поделиться с друзьями:

Renata # 31 марта 2012 в 08:43 +2
Спасибо огромное за предоставленный материал. Уверена, что он не только для начинающих! Рада, что через всероссийский сайт узнаю о своих земляках: я тоже из Новосибирской области
Руна # 22 апреля 2012 в 02:04 +2
Спасибо огромное за предоставленный материал
Strannik # 16 июля 2012 в 23:34 +1
Нет > что здесь написано > забудь! Все это есть вчерашний день > а мы живем в другое время! Главное в стихах > лишь мысль > а остальное все побоку!
Дядя Витя # 18 сентября 2012 в 07:23 +1
Когда в твоих произведениях всё это присутствует, тебе не о чем беспокоиться. Да и мысли бывают разные. Один создал фильм про Пророка, и его теперь долго ищут вместе с семьёй. Вот и подумаешь, какие мысли в голову впускать, а какие не выпускать. А то и по голове, и по боку достанется... Мало не покажется! С теплом, Дядя Витя.
Ё! # 18 сентября 2012 в 10:35 +1
Размышления от бессонницы вызванной позавчерашним потреблением пива...
В сомнении всегда присутствует надежда!
О фильме говорят,но фильма мы не видели..
А вдруг там только вранье обычное?..
Хотя нет,за враньё бы так не верещали злобясь,
знать денег не жалко на создание беспорядков,
Ведь платишь миллион чтобы добыть десяток сверху,
или вернуть своё и затраченное впустую,
Законы торговли имеют строгость в следовании им,
это покруче религии будет,своих камнями забивают
за украденные тайные общаки,также как и руки детям рубили
за украденный кусок лепёшки....
Анализируя последние десятилетия прихожу к выводу,
что да почти все внешне политические заключённые,
о которых квак идёт,скорее всего платные шныри,
что обычно уже следствием выявляется не трудно
за исключением умалчиваемых прессурой порядочных,
но заблудившихся людей и такое бывает..
Так им,совершенно безразлично охаивание идола,
Пусть хоть отрывками с комментами покажут,
а так и не о чем говорить,как и слугам реагировать заранее,
сами посмотрели,а нам не дают!
Может мы тоже в мусульмане запишемся с крестом на шее!
А то вон Буддизм на подходе..ведь если заменить иностранные
названия на русские,то вполне прилично звучит,без мата,
тоже кстати про любовь,а прямо противоположные ценности в религиях,
наталкивают на странные размышления,словно у одного автора списывали,
но всё строго наоборот,чтобы даже точек соприкосновения не было,
но суть не в этом,а в пространной передаче по ТВ с обсуждением
взбудоражившего агентов влияния фильма,охота глянуть краем глаза..
Дядя Витя # 18 сентября 2012 в 18:02 0
И краем глаза нельзя, этот фильм уже признан Экстремистским, как "Майн кампф" Гитлера. Этот фильм сделан По Заказу к выборам Абамы, чтобы не выбрали. А нам тот-то Барак нужен? А если не Барак, то придёт Ястреб, это ещё хуже! Пусть американский Народ сам выбирает, я в их Выбор не вмешиваюсь. Нам тоже прыгать из Атеизма в Буддизм не к лицу, будем держаться Веры своих Отцов! А на Новый Год с помощью Кроликов и Драконов из нас уже заправских буддистов сделали... К буддистам приедешь, точно такие же Кролики! Такой хоккей нам не нужен. Если твое произведение анализировать, всё получается по канонам Лингвистической науки, а мы с тобой просто сидим и разговариваем. Про Мастера прочитаешь, там столько подлежащих и сказуемых... А по Русски ни одного слова нет, сплошная чертовщина. Видно, Булгаков не в то время, и не в том месте свечку держал, а брехать он здоров, этого не отнимешь. Идола из Воланда сделали, а по-русски роман называется "чёрт всё управит"... Да ещё в программу школьную втиснули!