Как научиться писать стихи

26 октября 2011 - Администратор
Многих интересует, как научиться писать стихи, и нужно ли для этого заканчивать какие-то учебные заведения, например, Литературный институт. Надо сказать, что в Литературном институте не учат писать прозу или стихи, а дают студентам представление о том, как происходил и происходит сейчас сам творческий процесс в литературе, чтобы начинающие поэты и прозаики могли воспользоваться опытом, накопленным за многие века, а не учились на собственных ошибках. Хотя ошибок, конечно, не избежать. Есть мнение, что бессмысленно объяснять, как научиться писать стихи, ибо для этого нужен только талант. Действительно, определенный дар необходим, однако, как в любом творчестве, талант в сочинении стихов – это 10%. Остальные 90% - это упорный труд и постоянные занятия. Чтобы ответить на вопрос, как научиться писать стихи, необходимо выяснить, что такое стихи, и какие правила существуют в таком творческом деле, как стихосложение. Стихотворением обычно называют мысли и чувства автора, изложенные в виде ритмически организованных рифмованных строк. Правда, бывают еще белые стихи, в которых рифмы нет, но сейчас речь идет о том, как научиться писать стихи классические. Рифма представляет собой созвучие (звуковой повтор) концов строк в стихотворении. Бывает рифма мужская, когда ударение ставится на последний слог (звезда – вода), женская, когда ударение приходится на предпоследний слог (погоды – невзгоды) и дактилическая, когда ударение ставится в третьем от конца слоге (правила – оставила). В строфе рифмующиеся строки располагаются в виде кольцевой рифмы (аbba), перекрестной рифмы (abab), смежной (aabb) или сквозной рифмы (аааа). Перед тем, как научиться писать стихи с оригинальными и неизбитыми рифмами, начинающие поэты сочиняют огромное количество стихов с рифмами избитыми, заезженными (розы-морозы, кровь-любовь), а также поначалу многие грешат глагольными рифмами (пошел-нашел). Этого невозможно избежать, но необходимо стараться подбирать рифмы с большим тщанием, не допуская также рифм неточных, ассонансных и диссонансных. Начинающим поэтам не стоит экспериментировать с размерами стихотворения – на это еще будет время. Вполне можно постигать искусство стихосложения, пользуясь старыми добрыми хореем и ямбом. Хорей – это стихотворный размер, предполагающий чередование в строке ударных и безударных слогов, при этом строка начинается с ударного слога. Ямб, наоборот, предполагает такое чередование в строке, начинающейся с безударного слога. Ямб и хорей бывают двухстопными, трехстопными, четырехстопными и так далее. «Служил Гаврила почтальоном» - это ямб. «Тятя, тятя, наши сети..» - это хорей. Безусловно, соблюдая правила, можно написать вполне профессиональное стихотворение, однако главная прелесть поэзии – облаченное в определенную ритмическую форму содержание: мысли и чувства поэта.

Поделиться с друзьями:

0 # 7 ноября 2011 в 06:03 +3
Научиться можно рифмовать...Писать стихи научиться нельзя...
0 # 17 ноября 2011 в 09:00 0
/Есть мнение, что бессмысленно объяснять, как научиться писать стихи, ибо для этого нужен только талант. Действительно, определенный дар необходим, однако, как в любом творчестве, талант в сочинении стихов – это 10%. Остальные 90% - это упорный труд и постоянные занятия./26 октября 2011 - Администратор/
/Научиться можно рифмовать...Писать стихи научиться нельзя.../ Lintra /
Я знаю всё и обо всех.
Поэт - он божий человек.
Мне всё открыто - я парю!
Вы на броне, а я вверху!
Вы пыль глотаете нутром,
А я под скорбью гнусь крылом.
Вы взгляд впиваете в бинты,
А я за вас за всех в крови...
Каков удел - такая честь.
Я перед вами весь как есть.
Но чтобы точно отразить -
Я должен тенью вашей быть.
Хотя б на миг, хотя б на час
Я должен кровью биться в вас:
Бежать, стрелять, искать, корпеть,
Позор врага победно зреть...
Тогда и только лишь тогда
Моя душа всё без пера,
Взяв в руки сердце как графит
Опишет кровью бой и быт.
И я спою песнь о войне.
Спою разведка о тебе.
О вас ребята пропою,
Воздав героям честь, хвалу.
/талант в сочинении стихов – это 10%. Остальные 90% - это упорный труд и постоянные занятия/26 октября 2011 - Администратор/
Тяжело читать такую ВОПИЮЩУЮ Г-Л-У-П-О-С-Т-Ь...
Даже не с-м-е-ш-н-о...
Владимир # 18 декабря 2011 в 21:51 0
талант в сочинении стихов – это 90%. Остальные 10% - это упорный труд и постоянные занятия а так будет вопиющая мудрость?
Дядя Витя # 25 января 2012 в 08:15 0
Поэты мучаются отсутствием тем. А без достойной темы, рифмуй, не рифмуй. Тема возносит тебя до Небес, и там ты вдруг отыщешь слова, каких вовсе же нет, но они есть. У Василены Голуб есть замечательные стихи:
"Капелька на стекле, капелька на лице,
Только не была я на улице!
В комнате вдвоём, только дочь и я,
А в Судьбе моей - многоточия...
Вдруг она в сердцах: Ну, и что потом?
- Знает только Бог, - я ей шепотом"...
0 # 28 февраля 2012 в 11:39 0
Лучший совет начинающим поэтам: - Никогда не читайте статей по правилам стихосложения.
0 # 13 марта 2012 в 12:34 +1
Аха! Это все равно, что советовать при ходьбе, как правильно ставить ноги... можно и упасть, аднака))
Татьяна Холодова # 18 апреля 2012 в 15:04 +1
Да, когда-то и нас учили правильно ставить ноги, учили ходить. Научили, Однако!
Виктория Сидорчук # 24 сентября 2012 в 01:06 0
Очень  мудрый  совет.
Kamila # 20 марта 2012 в 18:26 +1
Думаю, что всё-таки и правила знать надо. Часто бывает, что впечатление от очень красивого стиха подпорчено где-то неудачной рифмой, где то ударением неправильно поставленного слова. И когда "спотыкаешься" на этих участках, теряется общая прелесть, как бы душа стиха. Иногда бывает последний куплет портит всё, или одно дурацкое, неподходящее слово. Такие стихи - как алмаз без огранки. Тогда и обычная стеклянная страза выглядит лучше. Иногда достаточно два слова местами поменять - и стих засверкает! Даже самые талантливые поэты прошлого зачем-то эти правила изучали. Так что не надо быть настолько самонадеянными, думаю соотношение - 70 на 30 процентов.
Николай Ефремов # 10 мая 2012 в 12:18 0
Из инструкции по написанию стихов (шуточное)

…Чтоб аромат по строчкам расплескать
Довольно кофе и мускат назвать,    
Придёт читатель с грустью и тоской
За нас дофантазирует с тобой.

Тактильность, чувственность взывай строкой.
Напишешь где «Тебя коснусь рукой»,
Поверь, что пробежит по телу ток
Любого, кто читать хотя бы смог!

Стихокружительный чтоб образ  вызывать
Лишь надо «небо звёздное» назвать,
Луна в окне и «верная звезда»,
Но, рифму к ней другую, не «всегда».

Пойми, чтоб гарантировать успех,
Сюжет простой, раскроенный наспех,
Запутай парой нелогичных фраз -
Вгоняет это критиков в экстаз!

Не вздумай просто обозначить мысль,
Рискуешь втоптан быть во грязь и пыль,
И много говорить, и ни о чём
Тебе простят лишь в случае одном

Когда, смятенья обозначив жанр,
Включив в строку «он и она, пожар,
Любовь» -причину грусти и тоски,
Попробуй всех измучить, извести

Страданием волнительным ЛГ:
Стоит она на краю крутизне,
Готова броситься уж в мир иной
Во след (чему, не важно)…за тобой!

              Ещё есть
              категория
                чтецов
         Они весь кайф
               находят
             у стихов
(Им кажется) в изяществе
               рифмЫ
         И непременно
         слога новизны
должно
в искусстве
формою царить!
Им что угодно
можешь
говорить…

В сюжете спорном правды не ищи,
У каждого свой вкус на суп иль щи.