Тени равелина

13 декабря 2013 - Алексей Бриллиантов

                                                                                                                                                                            81

Петропавловской  иглой

                          Небо  к  нам  не  допуская,
Бастионов  строй  слепой
                          Дали  взору  отсекает.
Только  может ли  замок
                          Воспретить   души  скитанья,
Совести,  раздумий,  строк
                          Бесконечное  свиданье.
Глухота  дубовых  врат –
                          Не  порог  воспоминаньям,
Что,  как  вороны,  кружат
                          Над  поживою  восстанья:
Трубецким  убит  пролог,
                          Роты  в  гибельном  стоянье,
И  Сенат,  как сфинкс,  залёг,
                          Спит,  лелея  гнёт - молчанье.
 
Там,  где  бровью  не  ведёт
                          Бронзовый  кентавр  Предтечи:
Милорадович  падёт, 
                          И  Галерная – в  картечи.
Люда  ярмарочный  рой
                          В  брешах  кирасирной  стали…
И  клинки,
             вперёд  гардой,
                          Звоном  падают  кандальным…
 
Ника  так и не пришла,
                          Не  воспряла  в  сердце  русском.
Прометеева  скала 
                          Прорастает  за  Иркутском…
Покачнулся  эшафот,
                          Как  Помпея, глядя  в  Лету – 
Начинается  исход
                          Ледников,  скользящих  к  лету.
 

 

1987 / 2003

Рейтинг: +10 Голосов: 10 1246 просмотров

Поделиться с друзьями:

Душа # 14 декабря 2013 в 23:53 +3
Трагические события истории декабристского восстания пропущены через сердце автора очень глубоко, словно пережиты личностно...
И картины зримые такие:
"Люда  ярмарочный  рой
В  брешах  кирасирной  стали…"

И "кандальный звон клинков" слышится.

И вот это очень запомнилось:

Ника  так и не пришла,
            Не  воспряла  в  сердце  русском.
Прометеева  скала
            Прорастает  за  Иркутском…

Спасибо за стих.
Алексей Бриллиантов # 15 декабря 2013 в 14:20 +4
И  Душе моей спасибо за тонкое и глубокое восприятие. Это - как награда...Моё почтение.
Анна Свирс # 19 декабря 2013 в 14:55 +4
Поразительно, Алексей, гармоничное соединение исторической конкретики и высоких романтических символов и ассоциаций.Много цепляющих сердце и разум драгоценностей стиха:Петропавловская игла, не допускающая небо,(простите вольный пересказ), и сфинкс-Сенат,и ярмарочный рой людей в брешах кирасирной стали,и - бесподобно! - Прометеева скала, прорастающая за Иркутском... и многое ещё.
Живое прошлое,трепетное, бессмертное...
Спасибо сердечное!
Алексей Бриллиантов # 19 декабря 2013 в 18:34 +2
И Вам , Анна, сердечный поклон за живое восприятие, за соучастие. Моё почтение.
Нежное лето # 16 декабря 2014 в 14:23 +3
Согласна с предыдущими комментариями. К сожалению, я так не умею комментировать Сильно!
Алексей Бриллиантов # 16 декабря 2014 в 22:11 +2
Спасибо,что тронуло , Алеся. Моё почтение.
Татьяна Бальсене (giriusa) # 7 января 2016 в 00:20 +2
Как написано! Как возрастает напряжённость в душе по мере развития событий тех времён до эшафота, история как на ладони со всей трагедией для них и для нас. Трудно написать отзыв на такие стихи, где от названия до последней строки каждое слово на своём месте.
Читала несколько раз, и жутко как-то стало... Как бы всё было, если бы Небо не попустило того, что произошло тогда...  
Навечерие Рождества Христова подходит к концу. С Рождеством, Алексей!
Алексей Бриллиантов # 7 января 2016 в 01:22 +2
Трагедии одного времени растут в драмы другого, чтобы стать победами третьего. Волен ли верующий говорить "ах, если бы" о воле Божьей? Вправе ли думающий роптать по поводу фундамента, на котором он стоит двумя ногами, вместо того , чтобы изучив в нём каждую трещинку, каждый изъян, с толком класть свою очередь венцов в подножие будущих поколений? Нет-нет, я сожалею о трагедии, а не об истории. История, как известно, не терпит... - ну, вы знаете дальше...
Спасибо, Таня. С Рождеством.
Татьяна Бальсене (giriusa) # 7 января 2016 в 12:24 +2
Да, на всё воля Божья... Вы, как всегда, правы.
Татьяна # 11 декабря 2017 в 12:40 +1
Очень хорошо, особенно ритм, переходы. Память в декабре о декабре, спустя без восьми двести лет...
Алексей Бриллиантов # 11 декабря 2017 в 13:04 +1
Моё почтение, Татьяна.
Лора Лета # 12 декабря 2017 в 05:43 +1
Восхищалась и наслаждалась!)) Спасибо! Замечательные стихи!!!

"Ника  так и не пришла,.." История не приемлет сослагательного наклонения, но всё же... а если бы "пришла" или отозвалась в сердцах русских))) Кто знает, в каком обществе мы сейчас жили? Одно могу сказать, подвигом восставших можно и нужно восхищаться! Какие были Люди!!!
Спасибо ещё раз, Алексей!
С самыми наилучшими пожеланиями, Лора
Алексей Бриллиантов # 13 декабря 2017 в 12:44 +3
Уверен, что "такие" люди всегда есть, просто прежде, чем им приходится выйти на Сенатскую, или пожертвовать собой в иной схватке, мы не подозреваем о их близком существовании.
Моё почтение, Лора.
Лора Лета # 13 декабря 2017 в 16:58 +3
Думаю, Алексей, Вы правы!
гюргий # 15 декабря 2017 в 11:02 0
Лора, если Вы прочтёте про истинные мотивы восстания этих "народных печальников", восхищение увянет.
Прочтите для начала книгу Александра Бушкова «Блеск и кровь гвардейского столетия».
Цели гвардейцев, предпринявших попытку заменить царя, были просты, как пареная репа – сохранение незаслуженных привилегий, установленных ещё Петром I и Елизаветой. Жизнь «простого народа» декабристы и не собирались улучшать. Зато шелухи словесной о свободе и справедливости в своих собраниях и совещаниях они сыпали немеряно. Восстание провалилось из-за трусости и разгильдяйства руководителей тайного общества. И - слава Богу!
А уж как они вели себя в ссылке "на каторге"...
И как бились в истерике, когда царь послал их на Кавказ смыть позор кровью в битвах с горцами...
Почитайте - очень отрезвляющее чтиво!
Алексей Бриллиантов # 16 декабря 2017 в 06:51 +2
Всё правильно  Гюргий.  Всё замечательно. Вызывает сожаление только, что здесь и сейчас к Вам не присоединился какой –нибудь поклонник иного мифа, такого же «отрезвляющего» и «истинного», про «тупое солдафонство и ограниченность» государя  Николая I.  Со ссылкой на авторитет ещё какого-то великого Бушкова-Сушкова-Кружкова Самонадеятельного. Так, чтобы вся эпоха была с гарантией покрыта нечистотами.
История сохраняет всего лишь смутный след, уже и через 20 лет никто не изложит 100% её узлов и деталей, не может ими обладать, потому как складывается она миллионами людей. Мы с Вами, и Николай Первый, и Рылеев, и Пестель, и Бестужев, и далее, далее, далее – прежде всего люди  и, значит, звонари мы или цари, но в каждом есть и благородство, и страх, мужество и слабость и есть   соответствующие следы в истории.
И в силу вступает выбор потомков: можно в истории своего народа искать крылья, а можно раскапывать дерьмо…
Владимир # 17 декабря 2017 в 06:10 +1
Гюргию
В канализации дерьмо
Всплывает крысам всем назло.
И "учит" "неразумных" нас.
Знай Гюргий свой ты унитаз!
Плыви туда и без прикрас.

Есть куча ресурсов, где можно упражняться "испражняться". Думаю, страницы нашего журнала должны быть свободны от подобных вещей!!!
Мягков Александр # 17 декабря 2017 в 12:06 +2
Туалетный ответ такой получился...Вы призываете не марать Дом Стихов какашками,а сами просто изляпали страницу грязными словами...Фигня получается. scratch
Владимир # 17 декабря 2017 в 13:25 0
Кто то должен сказать подлецу, что он подлец.
Неужели крысы будут диктовать нам как понимать историю?
Крысы должны знать свое место.
гюргий # 17 декабря 2017 в 16:10 +1
Я, Алексей, ни словом не обмолвился о стихе, хотя, как и любой на сайте имею собственное мнение по каждому опубликованному сообщению. Как и Вы, как и иной житель нашего  Дома. И имею право высказывать это мнение, исходя из собственных знаний и жизненного опыта.
Не думаю, что знаю о декабристах менее Вашего, тем более, что писал родословную другу с фамилией Нарышкин (один из знаменитых декабристов). Перечитал всё, что нашёл в нашей научной библиотеке о декабристах (включая их письма, указы Императора и т.п.). И заодно все книги "Бушкова-Сушкова-Кружкова Самонадеятельного". Нет у меня цели измарать ПРАВДИВУЮ историю России, наоборот, готов пасть порвать её очернителям. Что периодически делаю и на этом сайте, и в других СМИ. Да, очевидцев тех событий нет, но есть письма, воспоминания самих декабристов, протоколы их допросов и много чего ещё.
Ну, не все их читали, что ж поделать-то, большинство в стране и информацию об окружающей действительности из телевизоров черпает, а мозги не включает, в первоисточники не лезет: лень обыкновенная, а чаще - отсутствие извилин. Как у примкнувшего к Вам Володе.
Ещё раз повторяю: я не бегаю в стаде, как тот же Володя, чаще хожу один, исследую документы, анализирую события и формирую СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, часто отличное от мнения большинства.
Как Вы любите отвечать, моё почтение.
Алексей Бриллиантов # 17 декабря 2017 в 17:04 0
Гюргий, я убеждён, что собственное мнение - ценная субстанция. И поэтому Лора имеет на него права не меньше, чем вы. И Вас я не пытаюсь(посмотрите текст ещё раз) ПЕРЕУБЕЖДАТЬ. Убеждения, конечно, присутствуют в поэзии, но её предмет всё же ощущения и восприятие, а здесь главное - корни, культурный код. Не думаю, что открытием будет сказать, что для большинства считающих себя русскими ( и истово верующих, и не считающих себя верующими явно) базовой, жизненонеобходимой и жизненноопределяющей является православная культура и этика. Лично я в этом уверен.
А значит, заглядывая в мутную бездну истории мы можем обольщаться светлым и обличать тёмное. Но только не путать их местами. В этом правда. Иначе подобно протестанскому взгляду мы придём к допустимости "состязательности" добра и зла, а куда это приводит замечательно демонстрирует нынешняя Европа. Каждый из нас несёт своё добро  вкупе со своим злом, и наши предки не исключение, но присовокуплять их зло к своему не считаю возможным. Предпочитаю выносить дальше их свет: благородные устремления большинства декабристов и самоотверженное отношение к своему долгу Николая Александровича Первого. А вот слабости и тёмности всех и каждого - предмет восприятия человеческой грешности, а не исторической эпохи.
Моё почтение.
Лора Лета # 18 декабря 2017 в 06:36 +2
Ух ты, какая у вас тут дискуссия)))
Юрий, Алексей, я рада знакомству с умными и интеллигентными собеседниками! Сразу оговорюсь, уважаю обе ваши позиции, так как искренне убеждена, что каждый должен отстаивать свои взгляды (но категорически не приемлю никакого рода насилия!).
Юрий, Вы абсолютно правы в том, что я, в отличие от Вас, черпаю информацию скорее в литературных источниках и может в чем-то ошибаюсь с документальной точки зрения. Но смею Вас уверить, что даже документальные источники субъективны, так как "выходят из под пера" людей, видящих ситуацию только со своей стороны. Вы будете правы сказав, что можно собрать много источников и проанализировать их все, но и тогда информация не будет достоверной на все 100%. По той простой причине, что анализ будет производиться на субъективном восприятии.
Вот и событий, произошедших на Сенатской площади мы не в силах оценить объективно. Одни в восставших будут видеть корыстных и амбициозных, а другие - смелых и отчаянных. Да, может многое, что там тогда происходило не совсем так, как нам рассказывали на уроках истории, но , согласитесь, что надо обладать немалым мужеством, чтобы открыто заявить о своих взглядах и намерениях. Наверное,среди восставших были и такие, кто впоследствии отрёкся, струсил или участвовал заведомо со "шкурными интересами", но ведь были и такие, кто шел под пушки за идею благородную. И трудно нам сейчас разобраться в этом. Ведь даже письма и воспоминания друзей и знакомых - это субъективное восприятие. В чужую душу не влезешь, не прочтешь чужие мысли, а рассуждать потом каждый горазд.
Алексей, я целиком и полностью поддерживаю Вашу точку зрения, что надо "в истории своего народа искать крылья..."! История - это омут, в котором  было много всего и в каждом периоде её были свои проходимцы и свои герои. Мы здесь собрались не для написания исторических трактатов (их много написано и много в них написано неправды),а по сему, вправе поведать свою субъективную точку зрения на события и людей, участвующих в этих событиях.  Ваша точка зрения близка мне по духу!))
С самыми добрыми пожеланиями, Лора
P.S. Юрий, рекомендованную Вами книгу обязательно прочту. Спасибо!
Алексей Бриллиантов # 18 декабря 2017 в 11:30 +2
Моё почтение, Лора.
Владимир # 17 декабря 2017 в 23:05 +1
- чаще - отсутствие извилин,
я не бегаю в стаде
Гюргий

Он не бегает в стаде, а ходит один.
Жалится на отсутствие извилин.
Цветёт как репей на страничке у Зин,
Хреновый блин "аналитик"

И даже в истории, где трын трава
Растёт у прибрежной кручи,
Он ищет дерьмо, и такие слова,
Чтоб сделаться выше и круче.

«Философ», "разборщик поэм и стихов"
«С почтеньем» марает все грязью.
Добрался теперь до Российских основ,
Чтоб выглядеть «важно» и «князем»

А нам, «дуракам», все теперь нипочём.
И скажем тебе, как придется –
Мы крыс «нежно» давим всегда кирпичём
И жарим на Солнце.
Алексей Бриллиантов # 18 декабря 2017 в 11:36 0
Владимир, прошу Вас держать себя в рамках достоинства: оскорбления ничего не "исправляют", и прилипают к собственному языку. Возможно мне понятен источник Вашей страсти , но не стоит спор превращать в ристалище, иначе у нас не останется Владимиров прежде, чем они понадобятся в реалиях.
Моё почтение.
гюргий # 18 декабря 2017 в 13:36 +2
Лора, у нас с Алексеем скорее не дискуссия, ибо не пытаемся переорать друг друга, а спокойный обмен мнениями. Некто «Володя» забежал сюда случайно, видимо искал порносайт, а попал к архикультурную среду, для него непонятную и непривычную. Не обращайте на него внимания.
Итак, я написал "большинство в стране и информацию об окружающей действительности из телевизоров черпает". Мной пропущено ключевое слово «и истории» (то есть, должно быть - об окружающей действительности и истории).
Я тоже, как и Вы, черпаю историческую информацию в литературных источниках. А где же ещё?! Ведь всегда было истиной "Книга - источник знаний!" И, естественно, что документы выходят из-под пера субъекта. Да и вообще, в нашем мире всё субъективно, кроме деяний Творца и Природных явлений (что почти одно и то же)!
Вы написали: "И трудно нам сейчас разобраться в этом. Ведь даже письма и воспоминания друзей и знакомых - это субъективное восприятие".
Да, трудно. Но не невозможно! Нужно хотя бы пытаться. А то ведь, как в церкви: редкий молящийся знает молитву целиком и когда нужно творить крест и поклоны. Уж я не говорю про знание истории Православия и прочитание Библии. В основном следят за священником и повторяют его движения. То есть - слепо ему верят. Нет ничего страшнее слепой веры!
Поэтому пытаться думать и разбираться нужно. Это – моё убеждение.
Теперь Алексею.
Ваша точка зрения "Не думаю, что открытием будет сказать, что для большинства считающих себя русскими (и истово верующих, и не считающих себя верующими явно) базовой, жизненонеобходимой и жизненноопределяющей является православная культура и этика. Лично я в этом уверен".
Возможно, так было лет 100 назад.
В эпоху воинствующего атеизма (1917 - 1962) у русских уже была иная идеология и сформированы иные традиции. Кстати, не самые плохие (вспомните хотя бы Моральный кодекс строителя коммунизма). Некие православные обряды (например, крашенные яйца и куличи на Пасху) частью населения тайком, но исполнялись. В период послехрущёвской оттепели в брежневский период храмы пооткрывали, да уж паствы преданной не осталось. А с 1990 по сегодняшний день прихожане почти совсем вымерли, остались захожане.
О какой нынче православной культуре и этике в русском её формате может идти речь? У наших сыновей и внуков при отсутствии государственной идеологии сформировалась идеология америкосов и европеидов - деньги превыше всего!
Если у нас - пенсионеров - ещё что-то сохранилось из тех русских традиций, то нас всего-то треть населения России. Остальные две трети абсолютно другие. Не оцениваю, хорошие или плохие, но уж явно – не православные!
По Вашему мнению «Убеждения, конечно, присутствуют в поэзии, но её предмет всё же ощущения и восприятие, а здесь главное - корни, культурный код».
Да, корни и культурный код – это фундамент формирования любой личности, и поэты – не исключение.
Но!
Во-первых, кроме собственных ощущений каждый автор вкладывает в поэзию (как и в любой другой литературный жанр) собственные знания и убеждения.
Во-вторых, каждый поэт к чему-то призывает (явно или скрытно).
В-третьих, поэзия не может быть вне политики, её окружающей. Исключением могут быть только поэты, лечащиеся в психиатрических медицинских учреждениях. Поэт всегда или за своё государство, или против. Нейтральных просто быть не может.

Ваша фраза: «И в силу вступает выбор потомков: можно в истории своего народа искать крылья, а можно раскапывать дерьмо…».
Я бы её сформулировал так:
В силу вступает обязанность потомков искать в истории своего народа и крылья, и дерьмо, чтобы сделать правильный выбор
Владимир # 18 декабря 2017 в 23:47 +1
Ищите, архикультурный, Гюргий, ищите!
Подобное притягивает подобное.
Лора Лета # 19 декабря 2017 в 04:35 +2
"Поэтому пытаться думать и разбираться нужно." - согласна с Вами, Юрий, на все 100!Больше скажу, пытаюсь)))

С самыми наилучшими пожеланиями, Лора
Алексей Бриллиантов # 19 декабря 2017 в 13:37 +1
Должен констатировать, Юрий, что стремясь уточнить, дошлифовать свои позиции мы с Вами круг за кругом втягиваем в доказательную базу всё новые и новые исторические и философские поля. Масштаб диалога распухает как тесто.
В общем, для такой беседы надобен иной формат. В идеале: тёплый предбанничек, запотевший штоф волчьей слезы, хорошая закуска и полночи без дураков. А в нынешнем масштабе - даже фронт не развернуть.
Я признателен Вам за корректное и содержательное обсуждение. И совершенно не важно, что останемся при своих, но как минимум один общий вывод в арсенале есть: мы говорили о православном корне нашей культуры и, как минимум, имеем право утверждать, что хотя бы мы двое из её лона, вполне можем предполагать, что нас гораздо больше, чем двое. И, значит,уже есть кому откопать окопчик.
Спасибо, Юрий. Моё искреннее почтение.
гюргий # 20 декабря 2017 в 02:46 +1
Взаимная благодарность, Алексей.
Давно известно, что самый замечательный собеседник тот, кто умеет слушать.