Письма из провинции

Здесь провинция, здесь далеко до царя, президента и Бога
И обычную мест красоту не приедет снимать Голливуд.
Здесь поля, перелески, луга, и в колдобинах вечных дорога,
Здесь Россия такая, как есть и обычные люди живут.

И никто не считает почти, что живет не по рангу убого,
Здесь мечтают поехать в Москву, чтоб смотреть «лебединый» балет.
Здесь не пахнет деньгами земля и, по-прежнему, веруют в Бога
И в серванте негласно хранят пожелтевший партийный билет.

Здесь не знают министров своих и не верят, что их миллиарды
Каждый год улучшают нам жизнь на какой-то процент ВВП.
Здесь имеет значенье цена литра водки и литра солярки,
А зарплата за доблестный труд здесь сравнима с лапшою б/п.

И пускай где-то там говорят, что кончается наша Россия
За одним из особых колец, что давно удавили Москву.
Есть провинция, где никогда никого ни о чем не спросили,
Да нужно ли спрашивать тех, кто без денег и власти живут?

Здесь политиков будут терпеть, как три века - господское право,
И поднимутся дружно в ружье, если только большая война.
И не нужно в запале кричать, что мы все почему-то неправы,
Мы послушаем молча, вздохнем, и пошлем исключительно на…

/декабрь, 2012

Рейтинг: +3 Голосов: 3 285 просмотров

Поделиться с друзьями:

Айк Лалунц # 10 июня 2016 в 06:58 0
Слава, всё верно сказал, так оно и есть!
Рада встретить тебя в нашем "Домике", не знала, что ты здесь, теперь буду знать.)))
Вячеслав Анчугин # 11 июня 2016 в 20:04 +1
Спасибо!
Айк Лалунц # 12 июня 2016 в 17:21 0
Не узнал?)))
Вячеслав Анчугин # 14 июня 2016 в 21:53 +1
Лена )))
Айк Лалунц # 17 июня 2016 в 11:52 0
Ага!)))
Людмила Денисова # 11 июня 2016 в 15:16 0
С большой любовью написано о России, о такой, какая она есть!
Вячеслав Анчугин # 11 июня 2016 в 20:04 0
Спасибо!
гюргий # 12 июня 2016 в 13:12 0
Искренне и правдиво!
Наш народ (а он не только в Москве) выживает исключительно вопреки заботе властей.
Ключевая фраза - последняя.
Слава Емельяну Пугачёву!
анфиса # 17 января 2017 в 12:24 0
Вячеслав, я такие стихи писала в десятом классе. Давайте ка, дружище, посерьёзней относится к порталу.
Вера # 19 января 2017 в 00:06 +2
Хотела бы высказать своё мнение о стихотворении В. Анчугина « Письма из провинции» и откликов на него. Отклики эти были в основном положительные. Только последний отзыв, который написала Анфиса, выбивался из общего ряда своей категоричностью и, как мне кажется, нарушением этических правил, которые следует соблюдать при оценке любого поэтического текста. Впрочем, там и оценки- то по сути не было, только «веская» максима: « Я такие стихи писала ещё в десятом классе» и ещё, кажется, предложение «посерьёзней относиться к порталу». Куда уж, кажется, ещё серьёзней?
Думаю,  высказывания в такой манере, что бы ни написал автор, обидны , тем более, что и доказательств точки зрения рецензента никаких нет, только голословные экспрессивные выпады.
Сама я не слишком глубоко знакома с творчеством В. Анчугина, читала только его стихотворение из конкурсных осенних историй (2-е место, кажется, по оценке читателей), и оно мне понравилось.
Несомненно, автор обладает и чувством слова, и всеми навыками для создания добротного поэтического текста.
Но стихотворение « Письма из провинции», говоря откровенно, меня не тронуло, хотя присутствует  в нём какая-то затаённая боль и обида. И есть из-за чего. Провинцию нашу умирающую жалко. Все мы родом из неё. И всё-таки текст не задел за живое и даже не отсутствием в нём поэтических достоинств, а самой формой выражения мыслей и чувств автора: по сути это не поэзия, а публицистика, своего рода агитка, коих много писалось в советские времена. Думаю, что вот именно это качество стиха и смутило Анфису.
С общественно - политической позицией автора, по- моему, современному человеку  тоже согласиться трудно. Как-то совсем недавно в СМИ прозвучала мысль о том, что наше общество настолько расколото по своим общественно - политическим взглядам на две резко непримиримые половины, готовые, если представится возможность, даже стрелять друг в друга. Признаться,  это меня очень насторожило. Между тем признаки этого противостояния, какого-то даже воинствующего несогласия мнений об обществе, нашей  истории, оценке жизни и творчества больших исторических и культурных деятелей сказалось и в дискуссиях о Солженицыне, Гребенщикове и других известных всем личностях даже в нашем « Доме…».
Очень спорными  в стихотворении В. Анчугина  показались мне утверждения автора о «трёх веках господского права», то есть по сути рабства и, как можно предположить, «благости» советского социализма, который и в эпоху революционного террора, и в сталинский период был таким же рабством для народа, даже ещё в более худшем варианте. Поверьте, я хорошо осведомлена в этом вопросе и со слов самых близких мне людей, которые жили, работали, воевали в то время, да и сама кое-что успела увидеть, понять и, как говорят, испытать на собственной шкуре. Конечно, молодых, которые ничего этого не видели, ввести в заблуждение можно, что некоторые  успешно и делают. Тем более, что наши теперешние времена мало дают оснований для оптимизма.
Слова поэта Анчугина о народе, которые многие восприняли как проявление любви и гордости по отношению к нему (вера в Бога, стремление встать грудью на защиту Родины и пр.) показались мне неискренними и спекулятивными. Это не очень честные и чистые заигрывания  с народом, часто свойственные бывшим партийным функционерам, всем тем, кто с любовью и благоговением хранит свой «пожелтевший партийный билет», потому что , видимо, хорошо  было устроились в тех милых их сердцу временах, когда от них ничего более не требовалось, как только
выказывать всеми доступными и недоступными способами свою преданность главному лицу.
В отличие от того же самого народа, который никогда не жил спокойно и достойно и которого бессовестно обманывали такие вот деятели всех времён и народов, пользуясь его наивностью и доверчивостью .Всё это , к сожалению, продолжается и до сих пор. Видимо, слишком глубоки корни.
Все эти рассуждения о народе сродни словам нашего бывшего министра обороны Павла Грачёва во время 1-ой Чеченской войны, из- за бездарных действий которого погибли тысячи и тысячи наших необстрелянных мальчишек, и который потом бессовестно утверждал с экрана телевизора, что эти «восемнадцатилетние мальчишки умирали с улыбкой на губах». Хватило же бесстыдства у этого горе- генерала так лгать и бездарно льстить своему народу, чтобы прикрыть свои преступные действия .
В заключение хочется познакомить читателей со стихотворением уральского поэта Вадима Дулепова, бывшего боевого офицера, прошедшего Афганистан (1986- 1988г.), награждённого за свои боевые заслуги
Орденом Красной Звезды. Его стихотворение « Кинжал», по- моему, - совершенный образец лучшей гражданской лирики и настоящего трудного, горького и святого патриотизма нашего времени.
Предваряет это стихотворение цитата - слова другого прекрасного поэта Урала Юрия Казарина:

«Я не люблю стихи современных военных, их ходульный, искусственно выдавливаемый, как горчица из тюбика, патриотизм, фальшивое воспевание родины, обворованной и проданной ими же самими (вспомним Грачева, Иванова и особняки старших офицеров и генералов; заморенных насмерть матросиков на острове . Русский, умирающих от пневмонии – ежегодно! – сотни солдат, толпящихся в ледяных казармах!). Вадим Дулепов – офицер иной закваски, он наследник  традиций  русской  армии  Суворова,  Румянцева,  Потемкина, Голенищева-Кутузова, Барклая де Толли, Багратиона и блестяще образованных офицеров-интеллектуалов, поэтов, инженеров, врачей и философов. Есть у Дулепова стихотворение «Клинок» (в первых публикациях «Кинжал»  –  вполне  по-лермонтовски.)»
Кинжал
1.
Мы проиграли наши войны безнадежно.
По бездорожью взорванных дорог
Мы возвращаемся в отечество. Так в ножны
Идет зазубренный клинок.
Так – безразлично – пес на окрик «место»
Идет, страшась однажды не успеть.
И только честный барабан в оркестре
Рвет невпопад и в клочья медь побед.
2.
Пыль тенью тлена пролегла в морщинах,
Стволы, ослепнув, молча зрят в зенит.
Идем домой, уставшие мужчины
Без опыта старенья и обид –
С растерянной отвагой то ли жертвы,
То ли преступника, зря ждавшего ночей,
Который об отмене казни смертной
Подслушал невзначай у палачей.
3.
Идем домой. Господь не принял платы.
Зря тает в небе сладкий сизый смрад
Солярных выхлопов. Что ж, Каин встретил брата….
Что ж, встретит Каина его достойный брат…
Закон любви исправить невозможно,
Когда тепло трофейного ножа
Ознобом под рубахой лижет кожу,
Свой час заветный смирно сторожа.
4.
Обманчив тусклый блеск смиренных лезвий,
Не знающих ни срама, ни вины.
Мы входим в родину червем дурной болезни
С коротким острым именем войны.
Эй, барабан! Секи шальное время!
Идем в Отчизну, смертный грех верша.
Герои и убийцы – сучье племя,
Святая крестоносная душа.
Вячеслав Анчугин # 19 января 2017 в 16:18 +1
Ну, что ж. Раз о стихотворении до сих пор говорят, значит есть о чем поговорить. Давайте поговорим.
Во-первых, спасибо, Вера, за защиту и меня, и других авторов "Дома стихов", которые не достигли пока "просветления и мастерства". Любой текст имеет право жить, потому как автор вкладывает в него и душу, и умение. А если чего не хватает, так это на совести автора: "что есть - то и продает". Переходить на личность не стоит.
Во-вторых, спасибо за раскрытое видение моего стихотворения и всего, что вокруг него. Очень интересно было почитать.
Напишу несколько ремарок к своему тексту.
Стихотворение не идеальное, поскольку требует дополнительных разъяснений и пояснений. Хотя мне казалось, все лежит на поверхности и все предельно просто. Видимо, эта простота и смутила читателей.
Стилистика. Сравнили с агиткой. Не вижу ничего плохого. В этом ключе работали многие поэты, разбирать нужно текст, а не жанр. Адресность. Текст написан для простых людей, поэтому выбрана такая форма. Многие читатели отождествляют себя с "литературным героем" и готовы вторить мыслям, звучащим в тексте. Да и сам ЛГ - из провинции. Каким поэтическим языком он должен говорить? Было бы смешно соткать такое стихотворение из тумана слов и образов петербургских и московских декадентов или футуристов. Мышление ЛГ состоит из фрагментов обыденности, окружающей действительности, памяти, штампов и всего прочего. И тем не менее, оно конкретно и ясно может высказать свою позицию. В тексте не мысли о народе, а мысли самого народа, как представляются автору, живущему в глубине России. В стихотворение включены фрагменты реальной жизни, мыслей, высказываний, историй реальных людей. Читателю, не знакомому с жизнью глубинки, нужно просто принять на веру некоторые вещи. Действительно, ни царь, не президент, ни патриарх никогда не доезжали до нашей глубинки. Дороги наши в земляном и щебеночном исполнении не похожи на скоростные современные шоссе. Последняя партийная принадлежность - КПСС. Новые партии привозят только своих кандидатов на выборы, а, чаще всего, красиво нарисованные картинки с обещаниями. Акромя Путина и Медведева, да сейчас еще и Шойгу, никого из правительства россияне из глубинкине назовут. Не интересно им это. Слишком далеко. А вот разговоры об очередном повышении бутылки водки - наша тема. Почему стали травиться? Гарантированно качественный продукт стал не по карману. Но пить от этого меньше не стали. А как вам зарплата колхозника 5-8 тысяч? Импортные комбайны и красивых трактористов, которых показывают по ТВ, так же мало в настоящий России, как и 6-х айфонов. Далее. Нет в России раскола общества. Да еще такого, чтобы войной идти. И об этом стихотворение тоже. Любую бучу, революцию и прочее делает несколько тысяч человек. Что они по сравнению с миллионами, которым до Москвы ехать 3-7 суток? Кто первый захватил газеты и написал - новая власть лучше старой, тот и победил. Все современные политические волнения внутри нашей страны - это несколько действительно убежденных людей и остальные - за деньги. Впрочем, и про власть можно сказать то же самое. Идет борьба денег. А остальной России вывешивают новые флажки и флаги. Насчет господского права. Это про то, что один человек мог лично продать, обменять, запороть и т.п. другого человека. Не государство, а человек человека. И бунты возникали из-за притеснения личности. Первая обида была не на государство. Почему в советской России бунтов было так мало? Все понимали, что с государством бороться бесполезно. И сейчас понимают. Несмотря на репрессии, войны и прочее, большинство народа верило в возможность светлого будущего, поэтому ничто не смогло победить Россию. А сейчас, как в последних строчках стиха, неверие. И за власть никто не встанет, и против нее тоже. Только на защиту Родины от внешних врагов. И, как окончательный пример, встречи с депутатами, кандидатами и прочими официальными лицами: молча досидеть, а потом, на улице, поговорить "Ну, как он тебе? Да вроде такой же, не лучше и не хуже предыдущего. Ну и ... с ними". И что характерно, стихотворение было написано в 2012 году. И не устарело ))). Как говорится, мы с вами живем в годы демократического застоя.