Проект Благовествовний: двухтысячелетний диалог с миром.

13 апреля 2012 - Игорь Ерошенко

Плану спасения человечества около  2 тысяч лет. Диалог Иисуса Христа с миром.

 

Мы приближаемся  к двухтысячелетию  появления текстов Евангелий.  В 2001 году мною совместно с Т.И. Ерошенко написана была статья «Проект Благовествования: двухтысячелетний диалог с миром», опубликованная в приложении к журналу Научная мысль Кавказа (№ 10 (23).. Я  воспроизвожу основные   положения данной статьи  и далее комментирую их применительно к современной российской и мировой реальности.

«…В прошлом у русских была традиция обращения в переломные периоды своей жизни к евангельскому тексту. Именно в такие периоды Евангелие читают  герои Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова. Эта традиция поддерживалась не только и не столько религиозными, сколько, в более широком контексте, духовно-этическими, смысложизненными исканиями и потребностями. Она же способствовала формированию и развитию таких потребностей.

 

                         ТЕКСТ БЛАГОВЕСТВОВАНИЙ

                                           « А не надо никаких точек зрения, - ответил странный профессор, -  

                                                     просто он существовал, и больше ничего.»

                                                                       М. Булгаков «Мастер и Маргарита  

     Сущность содержания текстов канонических Евангелий (Благовествований) – от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна - составляет заключённый  в них религиозно-этический проект обновления  (переустройства) мира, план спасения людей, облегчения их жизни.

     Проект Благовествований интересен тем, что даёт уникальную возможность проследить, как в течение почти двух тысячелетий своеобразная социальная программа влияла и влияет на жизнь людей, обладая изначально лишь духовной притягательностью и властью над душами людей.

      Верующие и атеисты, верующие нехристианских конфессий могут спорить по поводу того, был или не был Иисус Христос Сыном Божьим, был ли он действительно историческим лицом или же это собирательный образ проповедника (учителя) – праведника и пророка первых десятилетий первого века. Бесспорно одно –  наличие текстов.

      Научное источниковедение полагает, что евангельские тексты появились лишь во II веке нашей эры, уже после появления части текстов Нового Завета, которые в его канонических изданиях помещаются за евангельскими[1]. Однако появление основных идей Благовествований в виде логий (речений), первоначально передававшихся в устной форме несомненно, предшествует апостольским посланиям. Если же отвлечься от проблемы авторства  текстов (и содержащегося в них проекта), то перед нами просто текст, который в течении двух тысячелетий в сопровождении тех или иных толкований (интерпретаций), прямо или косвенно присутствовал, подразумевался в помыслах и делах христиан (христианских народов), раскрывался в созидаемой ими культуре. Нельзя также отрицать и того, что народы, не принявшие христианства, в значительной степени испытали и испытывают на себе влияние идей, заключённых в текстах Благовествований, опосредовано, через достижения христианской культуры, лежащей в основе современной европейской культуры.»

 

                          СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЕКТА БЛАГОВЕСТВОВАНИЙ

                                                                   «… показалось смутно прокуратору, что он чего-то не 

                                                 договорил с осуждённым, а может быть, чего-то не дослушал…»

                                                                                            М. Булгаков «Мастер и Маргарита

В чём своеобразие этического проекта Благовествований как социальной программы?...Цель реализации проекта именуется Царством Божиим (Царством Небесным). Она определена уже в проповеди Иоанна Крестителя (Предтечи): « В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [Мф. 3:1,2].

    Основной формой и методом изложения проекта является диалог не столько в обычном смысле, как записанный разговор двух и более лиц, сколько  в самом широком смысле как взаимодействие, близком к концепции «синергизма». Речь идёт о диалоге с объектом, о диалоге как исторической форме противоречия. Диалог есть момент становления (технология возникновения) всякой идеологии в тех или иных её формах…

    Обмен между собой участники диалога осуществляют не только фразами, но и деяниями, поступками. в этом диалоге слово становится делом, а дело – словом (ответом на вопрос). Жизнь Иисуса Христа – это вечный вопрос, обращённый к миру. Действия, поступки людей. целых народов – ответы мира.

    На вопросы представителей мира «Автор Проекта» через Иисуса Христа отвечает чаще всего притчами: «…и без притчи не говорил им…» [Мф. 13:34]. Поэтому предложения (речения) проекта всегда многозначны. В них наряду с открытым, явным, смыслом содержатся дополнительные тайные значения. Конкретизация и выявление смыслов дают возможность всем желающим принять участие в диалоге, а значит в реализации проекта. Каждый услышит то, что он может услышать и увидит то, что может увидеть.

     Кульминацией диалога является вопрос Понтия Пилата: « Что есть истина?» и ответ «Автора Проекта» - сама жизнь Иисуса Христа. Ответ, который как мы отметили выше, одновременно содержит в себе и главный вопрос, обращённый к миру, и самый первый вариант ответа на вопрос со стороны мира: « Возьми, возьми, распни  Его!» [Ин. 19:15].

     Всю последующую историю христианских народов и народов, включённых в орбиту отношений с ними, в течение этих двух тысячелетий можно рассматривать как череду ответов на вопросы  Евангелий, поиски этих ответов.

 

                                                        ОБРАЗ МИРА В ПРОЕКТЕ

                                                                        «…злых людей нет на свете…»

                                                                                  М. Булгаков «Мастер и Маргарита

     Проект обращён к миру и, следовательно, предполагает определённый его образ (его концепцию как реальности). от свойств мира зависит судьба проекта. Образ мира (людей) многолик и противоречив.

     Мир представлен рядом обусловливающих, предполагающих друг друга противоположностей: господа и рабы; богатые  и бедные (нищие): мужчины и женщины; взрослые и дети; сыновья и отцы; трудящиеся (рыбаки, пастухи, пахари, виноградари и др.) – они же управляемые – и властвующие (князья, старейшины, первосвященники, их слуги и др.) – они же управляющие; ближние (единоверцы, соплеменники) и чужие ( язычники, иноверцы. иноплеменники). Все мирские разделены на тех, кто принимает Царство Божие    «живые» и тех, кто отвергает его –«мёртвые». «Предоставь мёртвым погребать своих мертвецов»,  –говорит Иисус Христос одному из тех, кто пожелал идти следом за ним, но попросил прежде позволить ему похоронить отца [Мф. 8: 22].

                                                       Господа и рабы

     Наличие в мире господ и рабов принимается в текстах Евангелий как данность. Вы не найдёте там прямого осуждения или клеймения рабства как такового. Констатируется факт: одни люди – господа, а другие – рабы. Однако имплицитно текст Евангелий ориентирует на то, что может быть определено приблизительно термином «аннигиляция». Рабство как позор, как тяжкое бремя «аннигилируется», снимается посредством ценностного возвышения рабской участи, сакрализацией рабского служения с одной стороны, а с другой – обесцениванием статуса господина, низведением его положения до рабского состояния.  Иисус говорит свои ученикам: «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» [Мф. 8: 20:27].

      Иисус Христос берёт на себя обязанности, которые обычно выполняют рабы: совершает омовение ног свои ученикам перед своей казнью. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу…Истинно говорю вам: раб не больше господина своего  [Ин. 13:13, 14, 16]. И, наконец, сама казнь Иисуса Христа – распятие – освящает само орудие казни рабов – крест.

                                                      Богатые и нищие

 Богатые и нищие – одна из ведущих противоположностей, представляющих модель мира в проекте. Проект фиксирует, что в мире сем  материальное богатство (имущество) служит мерой значимости человека, но определяет такую ситуацию как ложную. несправедливую, не соответствующую Царству Божьему. Собственно проект выделяет два вида богатств (сокровищ): земные (материальные блага – земля, скот, хлеб,серебро. золото, и т.д.) и небесные (добрые дела, самоотверженные поступки, самопожертвование). Первые служат мерой значимости человека в сем мире, вторые – в Царстве Божьем. « Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не крадут» [Мф.6:19, 20]. По поводу отказа одного богатого молодого человека раздать своё имущество бедным Иисус Христос  говорит: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное, удобнее верблюду пройти сквозь игльные уши, богатому войти в Царство Божие» [Мф. 19: 23, 24].

     Ничтожность материального богатства подтверждается в целом ряде сюжетов, имеющихся в текстах Евангелий [См.: Мф. 4:4; Лк.16:20 – 31; Лк. 12:21].

 

                                                   Мужчины и женщины

     Проект Благовествований учитывает дифференциацию мира (людей) на мужчин и женщин. Тем более, что деление установлено Богом: «…Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил [Мф. 19:4].

    В миру люди должны жить парами. Сочетавшиеся браком не разводятся: «…посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучит» [Мф. 19: 5-6]. На что ученики Иисуса возразили: «… если такова участь человека, то лучше не жениться» [Мф. 19:10]. « Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит [Мф. 19: 11, 12].

     Мир, как он изображён в текстах Евангелий, является миром, где доминируют мужчины. Они в нем занимают ведущие социальные позиции (статусы),  играют главные роли: «господина»; «старейшины»; «священника», «воина». Одну из всех мужских ролей проект, впрочем, превозносит особо – роль отца. Указание на отца, часто выступает для персонажей Благовествований вторым именем. А лучшие отцовские качества (качества настоящего мужчины) восславлены в притче о блудном сыне. Отцовские качества в тексте Евангелий выступают оселком человеческих качеств в мужчине: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» [Лк.11:11]

     Женщины мира, как и мужчины, разделены  в соответствии с отношением к проповеди Иисуса Христа и его предтечи Иоанна Крестителя на «мёртвых» и «живых». Ряд образов первых открывают Иродиада и её дочь (Соломея). Упоминанием бедной жены  Лота обозначен в проекте тип женщины, слишком привязанной к земному: «Вспомните жену Лотову» [Лк.17:32]. Показателен и разговор Иисуса Христа с Марфой, заботящейся о богатом угощении и посетовавшей на то, что ее сестра Мария вместо того, чтобы помогать ей, села у ног Иисуса Христа и слушала его… Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа!  ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть…» [Лк.10:40-42].

      В целом проект Благовествований изображает женщин как более восприимчивую к идее Царства Божия половину мира. Дева Мария, обрученная Мужу Иосифу, когда убеждается в том, что предстоит ей стать Матерью Иисуса благоговейно восклицает: «…величит душа Моя Господа!» Даже жена Пилата пытается заступиться за Праведника (Иисуса Христа): «жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому.

     Исступленно плачущие матери, у которых отбирают и убивают детей, беззащитные вдовы, неутомимые труженицы, заботящиеся о самых слабых, опекающие детей – такими предстают женщины в Евангельских повествованиях.. Именно женщины в ревущей и хулящей Иисуса Христа  толпе, сопровождающей его на казнь, плачут о нём: « И шло за ним Великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» [Лк.23:27]. …Жены-мироносицы первыми узнают о воскресении Иисуса Христа. [Мк.16:1-7 ]. Различия (социальные) между  мужчинами и женщинами, существующие в сем мире, рассматриваются как свидетельство его несовершенства

                                        Дети и взрослые.

    Положение детей в иудейских семьях в то время не было безоблачным. Родители могли продавать своих дочерей в рабыни. У родителей-должников детей могли забрать в уплату.

Ученики Иисуса обратились к нему и спросили: «Кто больше в Царстве Небесном?» Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится как это дитя, тот и больше Царстве Небесном» [Мф. 18: 2-4].  Кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него» [Лк.18:17]. Дети являют собой взрослым пример того, какими необходимо быть им (взрослым),  чтобы стать достойными Царства Небесного.

 

                                              Угнетаемые и угнетающие

Проект  предназначен труженикам, простым людям (угнетаемым): «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» [Мф. 11: 28].  В текстах отсутствует прямое выражение гнева по отношению к злоупотреблению властью. Но своим ученикам  Иисус говорит: «…вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так…»[Мф. 20: 25,26].  Текст (Писание) показывает только, что власть, которой обладает тот или иной человек в этом мире, от сотника до прокуратора Иудеи, не делает его не более свободным, ни более могущественным по сравнению с другими.

Неудачная попытка Понтия Пилата отвратить от Иисуса Христа страшное наказание является убедительным подтверждением.

                                          Свои и чужие

     Признавая разделённость мира на ближних (единоверцев, соплеменников) и чужих (иноверцев, иноплеменников, язычников) проект Благовествований  обращает внимание на условность этого деления. Ближними могут быть все люди, если они будут относиться друг к другу как братья.

    Однажды, когда Иисус Христос проповедовал в одном доме, Ему сказали: «… вот Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома спрашивают тебя…». Иисус ответил им: « Кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои…» [Мк.3:32-34]. В  ответ на вопрос законника о том, кто ближний, Иисус  рассказал притчу о добром самарянине. В ней он Он поведал о том, как самарянин (иноверец, иноплеменник) оказал милость (помощь), пострадавшему от разбойников иудею, в то время, как священник и левит прошли равнодушно мимо своего единоверца и соплеменника. [Лк.10:30-37 ].  

 

                                               ПУТИ В ЦАРСТВО БОЖИЕ

                                            И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него                                                                     

                                            в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и

                                            пошел по ней вверх, прямо к луне.

                                                                                                 М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

 

     Смысл проекта  - показать пути в Царство Божие, помочь спастись. Значительная часть текстов посвящена объяснению (описанию) того, что такое Царство Божие. Главное его свойство – непохожесть на сей мир. «Царство Мое не от мира сего…», - говорит Иисус Пилату[Ин.18:36]… И ученикам своим Христос поясняет: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» [Ин.15:19]. 

     Царство Небесное для тех, кто без сожаления готов расстаться с  земными сокровищами ради сокровищ духовных. Нищие по земным меркам являются богатыми по меркам Царства Небесного: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное …»[Мф.5:3].

     В тексте широко используются метафорические описания  обретении и вхождение в Царство Божие: Оно «…подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое хотя и меньше всех семя, но когда вырастает бывает больше всех злаков…», оно (Царство Божие) «…подобно закваске, которую женщина, взявши, положило в три меры муки, доколе не вскисло все…», оно подобно сокровищу, скрытому на поле…», «… купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал, все  что имел и купил её…», «…неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон…»[Мф. 13:31-33, 44-49].

 

                    ОБРАЗЫ ЦАРСТВА БОЖИЯ

        

       Царство Божие невыразимо. Оно – особое предельное состояние сего мира, но реализуемое лишь потенциально и/или фрагментарно: « Ищите же прежде  Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам …»[Мф. 6: 33]; « Царство Божие внутри вас…» [Лк. 17: 21].

    У мира сего есть ещё одна предельная форма бытия, к которой он тяготеет постоянно – это ад, вечные муки умирания, где слышен скрежет зубов. Тогда реальный мир – это смешение света и тьмы, Царства Божия (Небесного) и Сатаны (Преисподней), царства добра и царства зла.

     Многоликость (ипостасность) Царства Божия позволяет мирским видеть его в соответствии со своими ожиданиями, чаяниями, допустимыми представлениями о способах его достижения:

- как рай, награда праведникам и страдальцам за веру;

- как Царство вечной справедливости, которое установится в соответствии с волей  Божьей и/или в соответствии с естественными законами, и/или благодаря усилиям самих людей;

- как непрерывный и бесконечный процесс нравственного совершенствования личности, гармонизация ее отношений с окружающим миром.

              

                                        ОТВЕТЫ МИРА

                                                  Эти добрые люди, - заговорил арестант…- ничему не учились и               

                                                   все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что                   

                                                   путаница эта будет продолжаться очень долго.

                                                                                                                М. Булгаков

    

     Итак, историю западной цивилизации можно представить как формулирование и переформулирование ответов  проекту Благовествований.  Двухтысячелетняя история – как бы  игра по программе, записанной в Евангелиях. Ответы мира представлены как в теоретической (духовной) форме, т.е. во множестве религиозных, социально-философских и иных учениях (программах), в бесчисленных художественных образах, явно или неявно интерпретирующих или полемизирующих с текстом проекта, так и в многочисленных практических попытках реализации той или иной модели Царства Божия. Причём реализация всякой новой ее модификации ведет к неожиданному результату, часто противоположному тому, который был намечен.

     Самый общий перечень опытов воплощения Царства Божия (если опустить хронологию  и точное следование ей) приобретает следующий вид:

  1. Образование первых христианских общин, гонимых римской властью и превращение христианства в государственную религию в Риме (Византии) и последующие в связи с этим гонения на язычников, разрушения языческих храмов и т.д.
  2. Превращение христианской организации в надгосударственную (надмирскую) в Западной Европе и в государственную в ряде стран Восточной Европы и на границе Восточной Европы    Азии.  «Расцвет» монастырских общин.
  3. Реформация и контрреформация. Апогей инквизиции. Формирование протестантской этики как нормативно-ценностной основы буржуазного общества. Формирование предпосылок возникновения идеологии либерализма (идеологии западно-европейской буржуазной демократии как социального, политического и экономического идеала), формулирование идеологии социализма (его религиозно окрашенных форм).
  4. Буржуазные (демократические) революции и контрреволюции. Возникновение  идеологии «реального гуманизма»-«научного коммунизма» («научного социализма»)   и практики рабочего социалистического движения – реформистского (ненасильственного) и революционного коммунистического (насильственного). Одновременно формирование предпосылок возникновения идеологии самой крайней формы национализма-расизма (фашизма)  и созревание идей  русского коммунизма (большевизма).
  5. Появление и разгром фашизма в Италии и Германии и др. странах. Расцвет в странах Запада буржуазного потребительского общества – своеобразной пародии на христианский рай. Установление и демонтаж русской версии «реального практического гуманизма»-«коммунизма» в России (СССР) и ряде стран Восточной Европы.

           Коммунизм  рухнул, и это породило разговоры о конце истории. Неудача первой (если не считать кратковременного опыта Парижской Коммуны) значительнейшей попытки воплощения Царства Небесного на земле как бы закрыло дорогу в будущее.

    

  

 

 

                                       ХОЖДЕНИЕ ПО КРУГУ

                                                   

         Христианское культурное сообщество ходит как бы по кругу, возвращаясь, каждый раз снова  к тому, с чего оно начало свой путь две тысяча лет назад. Опыт двух тысяч лет говорит: жить по проекту Благовествований невозможно, но на каждом  новом историческом витке обнаруживается, что другого, лучшего, мало того, более прекрасного плана мироустройства нет. Семантика Благовествований вновь вовлекает нас в орбиту своего влияния.

       Почему всякие попытки реализации евангельского проекта приводят к разочарованиям.?

Вряд ли на этот вопрос существует правильный ответ. Рассмотрим три варианта ответа.

       1.Проект принципиально, как уже выше отмечалось, нереализуем. Царство Божие в этом мире недостижимо. Не только преобразовать, но даже «перейти» из земного мира в Небесное  царство почти невозможно. Цель проекта – не переделать сей мир, а не дать ему погрузиться во тьму, превратиться полностью в царство зла. Свет учения Христа позволяет удерживает мир в срединном состоянии, удерживать его на некоторой высоте и только.

       2. Методы, способы реализации проекта Благовествований исключает всякое насилие в попытках достижения Царства Божия.

      Движущей силой проекта является не материальные блага, не обретение власти, а достижение гармонии с окружающим миром: природным и социальным (нравственное совершенствование). Необходимость соизмерения цели, обозначенный в Благовествованиях, с методами ее достижения не понимали и не поняли даже ближайшие ученики. Ученикам, предлагавшим наказать жителей самарянского села, которые не приняли Его (Иисуса Христа) к себе,  Он «сказал: не знаете какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» [Лк. 9: 55,56].

      Цель Благовествований – духовная, нравственная, и, может быть, достигнута только духовными, нравственными средствами. Но она же является и социальной, природной, космической, если переосмыслить характер отношений социального и морального. Если отказаться от рассмотрения морали просто как одной из регулятивных систем, функционирующих в социуме, то она (мораль) предстанет  перед нами как фундаментальная составляющая, структурирующая мир, как итог, как результат, производная «Диалога» Высшей Реальности и «мира» (человеческого мира).

      Программа Благовествований определяет человеку учиться кротости и смирению. Многие люди полагают, что это чисто рабская, унижающая человека норма. Но это не так. Конечно, если ограничиться только кротостью смирением, то это будет так. Но проект призывает каждого человека противостоять злу, несправедливости, оставаясь при этом кроткими и  смиренными в душе, в сердце: «Возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ». [Мф. 11: 29]. Осуществление этого программного положения открывает пред личностью не только новые горизонты творчества, но и борьбы, требующей невероятного мужества и стойкости.

      3. Проект нереализуем потому, что до конца не постигнут содержащийся в нём замысел: вводит в заблуждение иллюзия простоты и наивности проекта.

 

       Перед нами текст. Ему почти две тысячи лет, и, несмотря на кажущиеся или явные противоречия, он содержит духовные богатства, глубины которых все еще не освоены. Между тем экономические, политические реалии  XXI в.,  глобальный  эколого-экономический кризис, который в сущности своей является кризисом моральным, духовным, требуют обращения к этим спасительным глубинам, так как только научно-техническими проектами, как показывает трагический опыт XX в. человечеству не спастись.

  

 

         РУСОФОБИЯ АНТИКОММУНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

                               (Комментарии к «Диалогу с миром»)

     На смену антисоветизму и антикоммунизму пришла русофобия. Хотя, русофобский компонент всегда присутствовал и в антикоммунизме, и в антисоветизме. Но, сегодня русофобия становится напрямую одним из главных идеологических и политических  инструментов борьбы против России, конечной целью которой является, вероятно, дальнейшее расчленение России.

     С другой стороны антикоммунизм и антисоветизм, которые гуляют сегодня по российским СМИ, и становятся, как бы маркером лояльности к правящей элите, несут в себе изрядную долю русофобии, независимо от того, осознают или не осознают это «современные антикоммунисты и антисоветчики».

      74 года существования Советской России – это один из уникальных примеров  в истории человечества опыта  построения  «общества социальной справедливости». Да, под давлением сил, внешних и внутренних, враждебных России, враждебных опытам, подобным опыту Парижской Коммуне, социальный эксперимент,  закончился в конце концов  трагически.  Но 74 года – это вам не 72 дня. К тому же ещё остались государства, народы которых продолжают исповедовать идеалы, сплачивавшие трудящихся, большинство русского народа и других народов в течение 70-летия. Да, идеалы эти не удалось воплотить в реальность полностью. Но в них была и есть правда.

 

                  

                    СОВЕТСКАЯ РОССИЯ:«ХОРОШОЕ» И «ХУДОЕ»

                               (Комментарии к «Диалогу с миром»)

         Русский народ  для того, чтобы иметь хоть какое-то будущее не может просто вычеркнуть свое недавнее советское прошлое. Необходимо вытащить  «невод» из исторического   моря, чтобы  «хорошее» можно было собрать в   «сосуды», а «худое» выбросить вон.[Мф. 13:31-33, 44-49].

       Хорошее.  Россия могла развалиться на несколько кусков и перестать существовать уже 17 – 18 г.г. XX в.,но приход в этот период к власти большевиков предотвратило начинавшийся развал страны. Только большевики оказались наиболее сплоченной частью контрэлиты, не испугавшейся взять ответственность за всю страну.

     Худое.  Большевики в целом  оказались «слепыми» вождями, ведущими слепцов: считая себя пролетарскими революционерами, большевики в России обречены были решать задачи революционеров буржуазных. Но старая русская буржуазия была изгнана или уничтожена. К новой же власти быстро примазалась масса проходимцев и авантюристов. В недрах партийно-государственной бюрократической системы сформировалась «номенклатура» - правящий слой, сохраняющий лишь видимость народной власти. Постепенно складывались условия для появления новой «русской буржуазии» - «новых  русских».    

    Хорошее.  Объединённым взаимодействием новой идеологии, привлекающей массы ориентацией на социальную справедливость и диктатуры (а какая революция в Европе или Америке обходилась без новой идеологии и диктатуры) советской власти в России удалось создать почти заново мощную промышленность, стать главной военной силой, нанесшей смертельные раны фашизму.  

    Худое. Все эти достижения осуществлялись при высоком уровне бедности основной массы трудящихся. Не удалось создать современного сельского хозяйства.  Методы борьбы с противником реальным или мнимым использовались в условиях мира такие же как и в условиях гражданской войны. Вместо идейной борьба с инакомыслящими (например, богословами, священниками, религиозными философами и др. ) практиковались  суровые расправы.  Была характерна высокая степень злоупотребления властью. Власти предержащие всё более отделялись от народа.

    Хорошее. Советской власти удалось обеспечить определённый подъём культуры народных масс, выразившийся в бесплатном здравоохранении, всеобщем образовании, бесплатном высшем образовании, пропаганде по государственным каналам в целом лучших образцов мировой  и национальной художественной культуры. Советский Союз дал первые образцы функционирования социального государства. В  этом плане многое из опыта Советской России вольно или невольно заимствовалось Западом, особенно в периоды пребывания там у власти социал-демократических партий(ограничение рабочего времени,  гарантированные отпуска, специальные льготы для женщин и др.).

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 365 просмотров

Поделиться с друзьями:

Нет комментариев. Ваш будет первым!