Междустрочия А.С. Пушкина

23 марта 2012 - Дядя Витя
article10720.jpg

1. ДВА ВЕКА с ПУШКИНЫМ

                  "Отцы пустынники и жены непорочны,
                  Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
                  Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
                  Сложили множество божественных молитв;
                  Но ни одна из них меня не умиляет,
                  Как та, которую священник повторяет
                  Во дни печальныя великаго поста ;
                  Всех чаще мне она приходит на уста
                  И падшего крепит неведомою силой:
                  Владыка дней моих! дух праздности унылой,
                  Любоначалия, змеи сокрытой сей,
                  И празднословия не дай душе моей.
                  Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
                  Да брат мой от меня не примет осужденья,
                  И дух смирения, терпения, любви
                  И целомудрия мне в сердце оживи".
                                                                                (А. С. Пушкин)
                 
        Нет, не дань моде – читать и писать о Пушкине в канун знаменательной даты двухвекового юбилея поэта... Самое сердце человеческое имеет свойство – хранить и оберегать православное имя!

        Были же и иные стихотворцы, мудрствующие как бы из головы, ею же и понимаемые – но в сердце – Александр Пушкин. В сердце нашем остаются лишь глубоко русские люди, кто просвещен Светлой верой. И здесь мы говорим уже о некоем феномене русской души: "Воды глубокие плавно текут, люди премудрыя тихо живут"...

        Набили оскомину все эти "санты-барбары", кои с нравственной точки зрения идентичны Содому и Гоморре. Пушкин ищет совершенно же инаго – "королевич Елисей, помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу за красавицей-душой, за невестой молодой". И это не сказка, а состояние человека, непримиримаго ко свершившемуся злу и ищущего высшей правды и справедливости, этих неотъемно связанных удивительной формы – красоты с великолепным содержанием – душою!

        Во времена поэта целостные натуры не поизвелись ещё с земли Русской... Взять его Татиану – собирательный образ православной женщины - сердцем своим познающей и озаряющей своё окружение! В его лучах жалкой пародией выглядит пижон Онегин – на поверку мотылек-однодневка, бездельник и повеса, этакий "Фигаро здесь, Фигаро там"...

        Вот уже два века с нами Пушкин, два века с нами и весь парад его героев. Да он и не измысливал их позже, а впитал с молоком матери, списал с лиц окружавших его современников. Даже иноземцы, сами того не осознавая до конца, тянулись в Россию и насыщались здесь тем зарядом милосердия и добропорядочности, которые так безжалостно ускользали от них в их "оцивилизованных" странах.

        Иначе воззрел поэт на крепостных после беседы с англичанином. На вопрос: "Что может быть несчастнее рускаго крестьянина?" – тот отвечал: "Английский крестьянин" ... "Как! свободный англичанин несчастнее рускаго раба?". "А что
такое свобода?" "Свобода есть возможность поступать по своей воле". "Следовательно свободы нет нигде; ибо везде есть или законы, или естественные препятствия".

        "В чём вы полагаете народное благополучие?" "В умеренности и соразмерности податей"… "Как?" "Вообще повинности в России не очень тягостны для народа; подушные платятся миром, оброк не разорителен, кроме в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности умножает корыстолюбие владельцев. Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол крестьянину доставать оный, как и где хочет. Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда на 2.000 верст, вырабатывать себе деньгу. И это вы называете рабством? Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простора действовать". "Что поразило вас более всего в русском крестьянине?" "Его опрятность и Свобода" ...

        Такими глазами глядела на нас Европа! Петр Первый неосторожно прорубил туда "окно", ныне же и стен не осталось... И вся духовная чернота, что скопилась там, самотёком хлынула в наши бескрайныя просторы. Мы явно отстали с падением, вот нас и наверстали. Но те же живые корни, что удерживали предков два века назад, да образумят нас сегодня!

        Прививка нравственности, усвоенная Пушкиным, да оградит и наши сердца от грязи и лицемерия, так увлекших нас сегодня, – да чистое Имя поэта послужит и детям, и внукам нашим во времена, о коих нам можно только мечтать.

        И в третий век Пушкина, как и в третье Тысячелетие, мы возьмём из его светлых творений то, – Что, может быть, выстрадано им во всю его жизнь: его нелегкие шаги к НЕ-тленным твердыням Свято-отеческих Традиции и Слова, над которыми не властно время ...


2. ПУШКИН и ТОТАЛИТАРИЗМ

                 "Думали ли вы когда-нибудь, что значат слова "человек родится свободным" ?
                  Я вам их переведу; это значит: человек родится зверем – не больше. Возьмите та-
                  бун диких лошадей, совершенная свобода да и равное участие в правах, полнейший
                  коммунизм. Зато развитие невозможно"...                                                   (А. И. Герцен)

        Поэт, в свой жестокий век восславивший Свободу – таким с детских лет представляется нам Пушкин – таким рисует его вся школьная программа: узник совести, певец, вступившийся за честь жены и сраженный на дуэли иноземцем!

        Но ино-земцем было и масонство*, кое наползало в Русию из-за кордона. Фармазонская "вольница строителей" выползла из Англии во Францию и прочно осела в центре Европы. Народившийся дракон неоязычества пожирал пространства и его зловонное дыхание ощутили даже в глубинной Руси!

        За что же ратовали масоны, коль их влиянию подверглись почти все "прогрессивные" деятели того времени? Что за  манну небесную сулили они падшим народам и странам? Ни много ни мало, это религиозно-этическое движение щедро  "благо"-вествовало возможность мирнаго сосуществования людей на основе принципов свободы, равенства и братства!

        Социальные утопии, как из рога изобилия, посыпались на нашу грешную Землю… Одна из них самым "невинным" об разом чуть было не восторжествовала во Франции. Волею судеб родной брат Марата и участник революции Давид  преподавал Саше Пушкину французский язык в лицее. И не понаслышке знал монтаньяр о реках крови сограждан, за лившей Республику …  

       К стыду православного человека, в Кишенёве Пушкин вступил в масонскую ложу "Овидий-2".  Радищев, Пестель и целая плеяда видных современников его погрязли в ложах... И тем не менее,– в самый канун  "декабрьского восстания" поэт ваяет свой "апокалипсис"– балладу-предостережение об Андре Шенье, где прямо выссказано отношение самого автора к возможным последствиям народного бунта!

        О французской мясорубке Пушкин пишет так: "От пелены предрассуждений разоблачался ветхий трон. Оковы падали. Закон, на вольность опершись, провозгласил Равенство, и мы воскликнули: блаженство! О горе! О безумный сон! Где вольность и закон! Над нами единый властвует топор. Мы свергнули царей. Убийцу с палачами [Робеспьер, Конвент] избрали мы в цари. О ужас! о позор!"

       Поэт не в силах объяснить закон, по которому целебный сосуд Свободы оказывается завешенным кровавой пеленой, но он кричит нам о том, что единожды такое – случалось… Декабристов отрезвила Сибирь, неисповедимыми путями Господними все они благополучно вернулись в Православие,
 но ржа масонства (тенью призрака коммунизма) продолжала витать по умам раз-лихой части сограждан. Достоевский, вторя Пушкину, предвосхитил, что богоборческая революция в России унесёт сто миллионов человеческих жизней.

       В воздаяние за фармазонство – моральная холера и красная чума. Ими биты все прогнозы! Их наследие ещё сколько лет будет тормозить ход нравственного оздоровления общества.Тоталитарные схемы, прописанные Пушкиным, пойдут  нам на пользу лишь в случае, если мы найдём им противоядие, а оно водилось на Руси во все времена – это Светлая вера!
________________________________
* масонство - махровый сатанизм.

3. ПУШКИН и ЕГО ГЕНИЙ!

         "Мне день и ночь покоя не даёт мой черный человек. За мною всюду как тень он гонится" ...
          "Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда: а Бонаротти? иль это сказка тупой,
          бессмысленной толпы – и не был убийцею создатель Ватикана*?"
                      _________________________________________
                      * Существует предание, что Микеланджело умертвил натурщика, чтоб естественнее
                        изобразить умирающего Христа" ...      (А. С. Пушкин)

        Обе фразы в устах героев маленькой трагедии принадлежат перу одного автора и зто сокровеннейшие строчки поэта!  Гений и злодейство – две вещи несовместные"... Какая  мистификация, ведь гений ** – это самая суть злодейства!

        Известно – любая вещь, где превышено чувство меры, сразу становится пошлой. Была же сказка о работнике, служившем  купцу за три щелчка. Пушкин вместо купца вывел попа...  Зачем? Не случайно – третья дуэль в последний год жизни поэта оказалась для него роковой: Репнин, Соллогуб,   д`Антес!

       Князь Репнин писал: "Талант Ваш принесет пользу   Отечеству и Вам славу, воспевая веру и верность русскую,  а не оскорблением честных людей". И слава Богу, Пушкину  хватило мужества признать, что "сочинения, оскорбительные   для чести частного лица неприемлемы. Трудно их извинить,   даже если они написаны в минуту огорчения или слепой досады. Как забава разврашеннаго ума они непростительны"…  

       Вертопрах Соллогуб провинился пред Натали своими пошлыми остротами: "Он иногда так неучтив". И это в ответ на  его осторожное замечание: "Шалости, подходящие молоденькой  девушке, не соответствуют достоинству царицы общества".

        Впоследствии Соллогуб утверждал, что Пушкин в том году   искал смерти ... Был весел и накануне последней дуэли:   оскорбив Геккерена-отца, вынужден был стреляться с его сыном – д`Антесом, кстати супругом родной сестры Натали   (скандал внутри одной семьи!) Куда бы ещё завёл злобный   гений * своего подопечного – если бы не смерть, о которой   позт знал и желал, и до последних минут – в муках, уже   будучи смертельно раненным, помышлял о самоубийстве...  

       Как жаль: исконное, простое благо, по сути слитное и неразменное, под сению древа познанья вдруг распадается на нечто доброе и злое. Пия жь и славу, и позор, мы и избираем   матерьял, чтоб к сроку возвести достойный храм Живой душе!  

       Прошли времена, когда кумиров изображали с котурнами ***   на ногах и ореолом вкруг головы ... Пушкин противуречив,   его нельзя ни "обелить", ни "очернить"… Его раздирали   страсти, его собирала вера! Его искушало и вразумляло   время… Он его в себя вобрал и с молитвою о-Душе-творил .  
  __________________________________________________________
** Гений – в древнеримской мифологии – дух-покровитель,
сопровождающий человека в течение всей жизни
и руководящий его действиями и помыслами;
позже – вообще "добрый" или "злой" дух …
*** Котурны – специальная обувь: с высокими подошвами...

Рейтинг: +4 Голосов: 4 1058 просмотров

Поделиться с друзьями:

КОНСТАНТИН # 23 марта 2012 в 19:07 +2
Ну дядя Витя, целая лекция!
Дядя Витя # 23 марта 2012 в 20:24 +1
Я старался, спасибо за особое внимание к моим литературным опытам! Дружески,
Елена Мизюн # 23 марта 2012 в 22:58 +1
Огромное Вам спасибо, Виктор, за такую глубокую, просветительскую статью о русском гении! Читается на одном дыхании. Хотелось добавить своими словами, но лучше представлю на Ваше обозрение десятиминутный ролик о Пушкине.

http://www.andreytkachev.com/o-pushkine/
Дядя Витя # 23 марта 2012 в 23:27 +2
Сейчас слушаю. За Пушкина можно и нужно молиться! Я дважды был в Святогорском Свято-Успенском монастыре и в синодиках среди прочих имен поминал о упокоении приснопоминаемого(т.е.незабвенного) убиенного Александра...
Елена Мизюн # 23 марта 2012 в 23:39 +2
Вечная память и Царствие Небесное рабу Божиему Александру...
Дядя Витя # 23 марта 2012 в 23:46 +1
Аминь! v