О гордости и смирении

18 июня 2012 - Елена Мизюн

 

 

 

Два деревца стояли у дороги.

Одно склонилось низко до земли.

Под тяжестью плодов ветвей пологих,

Те ветви распрямиться не могли.

 

И чем плоды крупнее становились,

Тем ниже наклонялось деревцо:

В земном поклоне ветви приклонились,

В смиреньи пребывая пред Творцом.

 

На дереве, что рядом возрастало,

Не видно ни единого плода.

Раскидистые ветви разбросало –

Само не знает, тянется куда?

 

Стремится к небу ветками пустыми,

Ни радости, ни пользы от него.

В порыве гордом листьями своими

Шумит бесцельно – только и всего!

 

С неплодною смоковницей знакомы,

И знаем, чем закончила она:

Возмездием Божественным суровым

За ветвью ветвь была отсечена…

 

Как пена волн морских недолговечна, –

Гордыня пустоцвета недолгá.

Пусть ветви к небу тянутся беспечно,

Настигнет их Господняя рука.

 

А кто плоды свои растит смиренно,

Не ожидая почестей, наград,

Воскреснет в Небесах, избегнет тлена,

По милости Господней будет свят!

 

 

Рейтинг: +12 Голосов: 12 1926 просмотров

Поделиться с друзьями:

0 # 18 июня 2012 в 17:34 +3
да-да! Правда чистой воды!

с уважением и приклонением, Лиля
Renata # 18 июня 2012 в 19:05 +3
Как образно Вы донесли одну из очень важных мыслей...как часто люди путают ценности...и что их ждет дальше. Спасибо, Елена, Красиво и поучительно! И новая Ваша летняя фотография классная:)
Елена Мизюн # 18 июня 2012 в 21:41 +2
Спасибо, Рената! Каждый смертный человек должен принести какой-нибудь плод в этой жизни. Потребителем быть легче, но производителем полезнее, прежде всего, для спасения собственной души.
Фотка вчерашняя, за моей спиной наш украинский флаг - жёлто-голубой (пшеничное поле и небо)- небо пришлось чуть-чуть срезать... smile
0 # 18 июня 2012 в 19:20 +3
СТИХ -- ПРИТЧА, очень доступный для понимания...
   Безусловно,каждый уважающий себя человек
   должен на этой земле оставить свой,пусть скромный,но добрый
   след,добрую память о себе...  Спасибо,Леночка,что поделились с нами...
   С уважением ritass
Елена Мизюн # 18 июня 2012 в 21:43 +2
Да, Маргарита, стихотворение немного позаимствовало тему из притчи о неплодной смоковнице. Вы правильно всё истолковали. Спасибо!
gahzofz # 18 июня 2012 в 19:27 +3
Как куражится гордыня
И  ближнему не дарит взгляд,
Ведь для неё она рабыня, -
Растит в мученьях виноград.
Та смеётся, эта плачет,
Ожог горит на всё лицо.
Гордость разве рабу взалчет,
И свыше бьёт своим свинцом.

К сожалению все болеют этой болезнью - под названием "гордыня".

Фотка - замечательная!
Елена Мизюн # 18 июня 2012 в 21:48 +2
Спасибо, Галина! Здесь речь идёт больше не о гордыне, а о душе, не приносящей духовных плодов. Впрочем, и на материальном уровне бездельники тоже не в почёте у Бога.
За поэтический экспромт спасибо!
0 # 18 июня 2012 в 20:51 +3
Мораль произведения ясна.  smile  Написано мастерски.
Но... хочется спросить: неужели, если говорить о том втором дереве, то "Ни радости, ни пользы от него."?
Елена Мизюн # 18 июня 2012 в 21:53 +3
Если немного углубиться в историю Нового Завета, то на вопрос можно ответить таким образом:
Последние ночи перед страданием Господь проводил вне Иерусалима. Возвращаясь в город утром из Вифании и почувствовав голод, Христос увидел смоковницу. Время смокв еще не наступило, но на этом дереве были листья, которые обычно появляются после плодов, поэтому можно было предположить, что это одна из поздних смоковниц, на которых плоды иногда держатся всю зиму. Эта же смоковница была бесплодна. Тогда Господь сказал: "Да не будет от тебя плода вовек", после чего дерево тотчас засохло.
Христос, Который "льна курящегося не угашает, трости надломленной не преломляет", избирал для символического действия, являющего Божие правосудие, растение, обреченное на усыхание.
Если Сам Иисус Христос уничтожил дерево, не приносящее плод, то какое же должно быть отношение у простых грешных людей к пустоцвету, живущему только ради себя?
Бесплодная смоковница - это всякая душа, не приносящая духовного плода, за что будет осуждена.

Леночка, спасибо за интерес к этой теме.
0 # 18 июня 2012 в 21:57 +2
Жестоко. Очень жестоко.
А тема, и правда, интересная. Большое спасибо, Елена, за разъяснения!
идущий+ # 18 июня 2012 в 22:24 +3
История,напоминающая сюжет из "Тараса Бульбы" Н.В.Гоголя,где отец выносит приговор своему сыну Андрею:"Я тебя породил,я тебя и убью."А по сути совершается банальный самосуд.Что-то не понравилось,не подходит под принятые стандарты,не того роста и цвета кожи,не та кровь течет в жилах...Да и мало ли что может повлиять на принятие такого решения у возомнившего о себе?И можно ли принимать такое решение правильным и окончательным?И почему кто-то имеет непонятное право принимать такие бесчеловечные решения?Гитлер,заботясь о чистоте арийской рассы,безжалостно уничтожал целые народы.Тоже по какому-то особому праву? При чтении этого стихотворения у меня возникло больше вопросов,чем ответов только потому,что я не могу слепо верить и следовать чьим бы то ни было доводам.Даже Создателю именно потому,что он стоит у истоков всего сущего.А стихотворение по законам поэзии просто великолепно.С уважением,Виктор.
Елена Мизюн # 18 июня 2012 в 22:40 +2
Спасибо, Виктор! Спасителю иногда приходилось становиться жёстким, как и в случае изгнания из Храма торгующих людей. Но род человеческий заслуживает большего за свои грехи и отступление от Бога. Показательный пример того, что терпение Господа на пределе - нынешние стихийные бедствия, с каждым разом всё более разрушительные. Тарас Бульба, Гитлер - это всё люди. Поступки их человеческие. Как мыслит Господь - Одному Ему известно. Наше дело выполнять Его заповеди и учиться на притчах, что мы и стараемся делать.
Дядя Витя # 18 июня 2012 в 23:18 +2
Не следовать Создателю - слепая сыновняя неблагодарность... Богоборчество же и подавно не украсило ещё ну ни единого человека на земле. Прозорливый старец разбивает красивейший сосуд, в котором таится ядовитая змея. И это не самосуд, а спасение человеческой жизни. И на Гитлера, как на старуху, нашлась проруха. И не такими уж бесчеловечными оказались решения трибунала в Нюрнберге.
идущий+ # 19 июня 2012 в 00:13 +2
И все-таки слепо следовать Создателю - уподобиться бессловесной,покорной толпе,управляемой ведущим ее.Без вопросов,без сомнений.Просто,так надо.Кому?Присмотритесь,по этому принципу строятся отношения в самых разных группах,группках,кланах,организациях.Шахиды идут на смерть потому,что так надо.Кому?И почему Он,а не посылающий его?Так надо.Такая нынче жизнь...Я не могу принимать такую формулу нашей жизни.И сегодня человечество решает очень важный вопрос:позволительно ли насильственно лишать человека жизни.Никакие картельные меры такого порядка не исключили из жизни общества такие ужасные преступления.Значит,правильнее изолировать,но не лишать жизни.А вдруг в этот момент душа преступника обратилась к Богу и получила благословение - а его на виселицу.Как же тогда?
Дядя Витя # 19 июня 2012 в 19:14 +3
А тогда вот как: Создатель - это никакие не группировки и не кланы. Именно такие группировки Господь и посечёт, как посёк в свое время бесплодную смоковницу, как посёк фашистов в 1945-м. Не толпа, а организованное воинство под руководством Святого князя Александра Невского прогнало немцев и в 1242 году. И у шахидов свои корыстные счёты с Создателем. Господь не признаёт сектантства, о чём Он многократно подчёркивал, и всех преступников ждёт участь смоковницы. Душа нематериальна, и земная виселица ей не угрожает. Самоубийцам же, - кайся, не кайся, - однозначно уготована преисподняя. И ни одному шахиду на самоубийство Господь благословения не давал!
Елена Мизюн # 20 июня 2012 в 19:43 0
Виктору Идущему я бы ответила так на вопрос в последней строке:
Если вдруг душа преступника обратится к Богу, пусть даже на виселице, - это его счастье! Потому, что своим обращением он спасает свою душу для жизни вечной, и уже не важно, останется ли он жив в жизни земной. Пример такого обращения - разбойник на кресте, казнённый рядом со Спасителем, но в последнюю минуту раскаявшийся и обратившийся ко Христу - он первым из людей вошёл в Рай.
идущий+ # 20 июня 2012 в 22:12 +3
Мне кажется,мы ведем разговор о непересекающихся параллелях:все реальности сегодняшнего земного пребывания человека укладываются в формулу:верь и смирись,что,однако,не запрещает идти к своим,далеко не созидательным,целям.Гитлера,возьмем уж его для примера,на его злодеяния благословил Господь в лице  церкви.Повержен же он был тоже не без влияния Господа.Но слишком уж дорогая цена востребована за Победу.И каждый погибший это что - запланированные щепки от вырубки леса?И все это нужно воспринимать смиренно и с благодарностью?А не кажется ли Вам,что человечество делает необходимые и удобные выводы по последствиям совершенных событий,подгоняя их под определенные нормы?Конечно,дабы избежать хаоса,человечество нужно держать в смирении,ибо каждый возомнит себя неведомо кем.А это всегда чревато.Но в любых потрясениях и катаклизмах ценность человеческой жизни не должна размениваться на надуманные идеи.Аминь!Для дяди Вити.С уважением.
Дядя Витя # 21 июня 2012 в 23:44 0
Есть идейность, а есть духовность. Какие претензии к Христу, который посёк бесплодную смоковницу?
Господь в лице Православной церкви ни Гитлера, ни Ленина, ни иных бредовых идей не благословлял! Для идущего. С уважением.
Marina Chernykh # 19 июня 2012 в 12:21 +2
Спасибо за просветительскую, мудрую балладу, Лена!
Елена Мизюн # 20 июня 2012 в 19:45 +1
И тебе спасибо, Марина, что заглядываешь в гости! smile
Татьяна Бальсене (giriusa) # 20 июня 2012 в 10:18 +2
Интересно читать не только стихи, но и отзывы, живое обсуждение. Лена, семя смирения посеяно - пусть оно проростёт!
Елена Мизюн # 20 июня 2012 в 19:51 +1
Если посеяно, обязательно прорастёт! Даже читая Евангелие, не сразу понимаешь, что там написано, но через время смысл открывается и становится совершенно понятно, что нужно для спасения души. Вот и начнут появляться всходы - зерно проросло... Спасибо, Татьяна!
0 # 25 июня 2012 в 21:44 +1
Очень ясный смысл в Вашем стихотворении, библейский... Душа всё принимает, а вот разум иной раз бунтует... Но вода и камень точит, говорят. Полезные стихи, Елена. Побуждают человека открыть и понять Священное Писание... Спасибо!
Елена Мизюн # 26 июня 2012 в 21:17 0
Спасибо, Оля! Я тоже не с первого раза, бывает, понимаю Священное Писание. Но когда читаешь часто, слушаешь на богослужении, постепенно открывается смысл написанного. Вода и камень точит, верно...
0 # 25 июня 2012 в 23:44 +2
"...Стремится к небу ветками пустыми,
Ни радости, ни пользы от него..."
Но скольких же оно спасло в пустыне
Своей густой презренною листвой?!...
0 # 25 июня 2012 в 23:50 +2
С бесплодною смоковницей знакомы,
И знаем, чем закончила она:
Возмездием Божественным суровым
За ветвью ветвь была отсечена

Я думаю, из этого стихотворения можно сделать опасные выводы.
Елена Мизюн # 26 июня 2012 в 21:38 +1
Павел, стихотворение написано исключительно по евангельской истории, речь идёт о духовных плодах, которые ждёт от нас Господь. Какие опасные выводы можно сделать из слов Евангелия? У меня даже написано не "бесплодною", а "неплодною" - так как в Евангелие. Разве я написала, что листва "презренная"? Я не имею права никого судить, передаю смысл истории, которая очень известна и часто вспоминается на проповедях. Хотела со всеми вами поделиться.
Феофан Затворник дал такое толкование: "...В применение к жизни христианской, листья означают внешние дела благочестия и внешние подвиги, а плоды - внутренние расположения.../...Когда первые в силе, а последних нет и в зародыше, то отсюда выходит ложь жизни, которая выражается так: казаться, но не быть.../...Смоковница, покрытая листьями была благолепна на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней плодородительной силы. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид всё исправно, а внутри ничего нет".
Если я невольно кого-нибудь обидела этим стихотворением, приношу свои искренние извенения.
0 # 26 июня 2012 в 22:25 +2
Елена, не все читатели читали Библию (я, например, читал избирательно, и желания сильного выучить её наизусть пока не возникало), а некоторые читатели, и даже называющие себя поэтами, думаю, даже Пушкина не читали))).
А если кроме шуток:
Раз что-то бесплодно, то это что-то надо обязательно снести? А может, можно привить, вылечить и т.п., а не рубить сплеча?
Мне и ёлку новогоднюю жалко.
А притча - она и на мир людей распространяется, я это имел в виду.
Извини, если обидел.
С уважением - ЭП.
Елена Мизюн # 26 июня 2012 в 22:42 +1
Мне тоже ёлку жалко, и смоковницу тем более жалко. Но это же не я придумала! Такие экстремальные меры предпринял Господь в назидание своим ученикам. Ученики, между прочим, тоже восприняли болезненно этот шаг.
Вот ещё пояснения из проповеди в день, когда читается эта глава Евангелия:

В Евангелии (на Утрени: Мф 21:18-41) мы читаем о том, как Христос вновь входит в Иерусалим – уже без той торжественности, ликующей толпы, которая сопровождала Его еще вчера. По пути Он хотел утолить голод плодами смоковницы, росшей при дороге. Однако плодов не нашлось, и Господь произносит слова проклятия: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21:19) Смоковница вскоре засохла.
Ученики даже не спросили о значении этого проклятия: неплодная смоковница уже служила в беседах с Учителем символом человека-грешника. Действительно, предназначение ее – давать плоды, и вот, она величается листьями, а ни одной смоквы нет на ней. Проклятие за неплодие – знамение правосудия, которое рано или поздно следует за долготерпением Божиим и казнит нераскаянных.

А нам только остаётся помолиться словами из очень сильной "Молитвы задержания":

Яко неплодную смоковницу не посецы, мене, Спасе, грешнаго, но на многая лета пождание ми даруй, напояй душу слезами покаяния, да плод принесу Ти, Многомилостиве.

Паша, я совершенно не обижена, это нормальный диалог, беседа. Ведь Дом стихов - это место общения поэтов, так нам обещали? smile