Моей поклоннице

11 марта 2012 - Геннадий Толин

 

Что сделал ты со мной?

Все позабыв слова,

Какие были раньше мне известны,

Твои отныне напеваю песни…

Мне не страшна молва:

Непрочен суд земной.

 

 

(N.N.)

 

--------------------------

 

У песни нет души,

Она - всего лишь звук,

Ей доверять опасно и нелепо.

Пусть статуя прекрасна - двери склепа

Живых не греют рук,

Открыть их не спеши.


Бывает на войне - 

Чтоб жизнь свою сберечь,

Приходится прикидываться трупом.

А я, им будучи, на свете этом глупом

Личиной выбрал речь,

Чтоб смерть была при мне.

 

20.01.2012

 

Рейтинг: +8 Голосов: 8 1252 просмотра

Поделиться с друзьями:

Marina Chernykh # 11 марта 2012 в 19:27 +3
Жестоко по отношению к песне, если она песня, а не набор звуков. Не кому тогда было бы слушать и незачем. Стихотворение идеально по форме, но убийственно по настрою, Геннадий.
Геннадий Толин # 11 марта 2012 в 19:58 +3
Убийственно другое, Марина, - когда на стихи смотрят как на приложение к человеческим отношениям, как на разновидность мобильной связи. Если есть живопись линий и красок, без определённого сюжета, почему бы и песне не быть только прекрасным набором звуков? Красота самого языка вполне может соперничать с красотой всего остального в этом мире, я верю в это.
Marina Chernykh # 11 марта 2012 в 20:07 +3
Слово первично, безусловно. Но синтез звука, смысла и авторского мотива иногда воздействует глубже на разум и чувства. Речь ведь о настоящем искусстве, а не о попсе. А углубляясь в особенности человеческого восприятия, найдем различное восприятие слова и звука у аудиала, визуала и кинестетика. И каждый будет по своему прав...
Геннадий Толин # 11 марта 2012 в 20:11 +2
Всё, сдаюсь! Когда я слышу, что каждый по-своему прав, мне  хочется, чтобы все поскорее переселились в мир иной и убедились, насколько они были неправы)) shock(Шутка).
0 # 11 марта 2012 в 20:10 +1
Очень сильно и беспросветно... Смысл смерти - мысли о смерти.
Геннадий Толин # 11 марта 2012 в 20:27 +2
Смерть - единственное, в чём можно быть уверенным. Это конечная станция жизни, без которой всё наше путешествие теряет смысл.
0 # 11 марта 2012 в 21:13 +2
Мудрое стихотворение. Да, стихи - это просто стихи. Но ведь за ними кроется человек со своей душой. И получается, что он вкладывает эту свою душу и в стихотворения. Хотя мой незрелый разум ещё не может осознать всю эту ситуацию.  smile  Спасибо за стихотворение.
Геннадий Толин # 11 марта 2012 в 22:30 +2
Вот пример иного подхода:

Нагое тело - срам. А нагота души?
Кто вам её простит? Поэт, запомни это:
Чтоб чувства скрыть от глаз - все тряпки хороши.
Была б ничья стыдливость не задета.

(Жан Кокто).

Мне кажется, всё зависит от того, как мы оцениваем собственную душу. Если высоко, то будем всем предлагать в своих стихах восхищаться именно ею (такова почти вся женская поэзия). Если самокритично - будем, напротив, cдержаны в изображении своих внутренних переживаний, основное внимание уделяя смысловому наполнению, технике и художественной выразительности (таковы лучшие образцы поэзии мужской). Многие крупные поэты видели в творчестве прежде всего возможность уйти от самих себя и вообще от реальности. Психологам также известна сублимирующая роль искусства. То есть, конечно, душа автора так или иначе отражается в его произведении, но он не всегда сознательно стремится к этому. Благодарю за отклик и совместные размышления на важную для каждого пишущего человека тему.
0 # 12 марта 2012 в 22:34 +2
Всё, что я поняла из вышесказанного, это то, что Вы, Геннадий - мужчина, а Тургеневская барышня или я - женщины, и в этом больше нет сомнений. Писать мне, например, по-мужски не к чему учиться.
Эти Ваши стихи я не оценила, будучи сама в нектором роде Вашей поклонницей.  joke
Геннадий Толин # 12 марта 2012 в 22:47 +2
Cпасибо за комментарий. Ахматова тоже была женщиной, но своим учителем считала Анненского. А вот противоположных примеров что-то не припомню... Как и Вас, меня не все стихи впечатляют у тех авторов, которые в целом мне нравятся. Думаю, это нормально.
Наталия Матвеева # 16 марта 2012 в 14:48 +1
По поводу противоположных примеров... А разве И. Бродский не считал себя учеником А. Ахматовой?
Геннадий Толин # 16 марта 2012 в 22:37 +1
Прямого заявления об этом я не встречал, но в каком-то отношении - может быть... Не в том, однако, о котором у нас речь. Более рассудочного, циничного и далёкого от всякого живого чувства поэта, чем Бродский, трудно себе вообразить. Хотя есть у него несколько шедевров, доказывающих, что он мог бы писать иначе, если бы хотел.
Наталия Матвеева # 16 марта 2012 в 22:47 +1
По поводу нескольких шедевров согласна.
Наталия Матвеева # 16 марта 2012 в 23:08 +1
Пожалуй, сознательно автор вообще никогда не стремится к отражению своей души в собственном произведении, это происходит в силу природы самого искусства (и не только искусства слова). Творение всегда несёт на себе "отпечаток" творца, если это, конечно, творение, а не "поточное изделие"...
   А ещё, Геннадий, хотелось бы разъяснений, касающихся женской и мужской поэзии (ни на что не претендую: все лавры - мужчинам!)... Если я Вас правильно поняла, то получается, что женщины преимущественно высоко оценивают свои душевные качества и занимаются в стихах самолюбованием, а мужчины способны отнестись к себе самокритично и в силу этого сосредоточены не на изображении внутренних переживаний, а на смысловой и технической стороне стиха? Хотелось бы примеров, подтверждающих это...  Спасибо!
Геннадий Толин # 17 марта 2012 в 08:39 +1
Я уже говорил, что не отрицаю невольного присутствия души в произведении - а как же иначе. Но нельзя достоинствами души, особенно мнимыми, компенсировать отсутствие достоинств у произведения. По-моему, мы с Вами не на первом сайте встречаемся, где таких примеров - хоть отбавляй. Всё, что пишется от так называемого "чистого сердца" и на таком лишь основании претендует на читательское внимание, есть иллюстрация преимущественно женского подхода к творчеству. Ещё Пушкин предостерегал от того, чтобы путать поэзию и нравственность. По определению филологов, поэзия - это высшая форма существования языка. Но высшая форма существования души - это святость. И чем дальше от неё отстоит душа, тем менее она способна к объективной самооценке. Вы говорите об Ахматовой. Это пример противоположного свойства - когда женщина возвышается над полом и становится просто большым поэтом. Трудно вообразить, чтобы при своих пяти (если не ошибаюсь) мужьях она стала предлагать себя читателям в качестве морального эталона. Но многие и при десяти не стесняются  писать  о присущей им великой и непорочной любви, причём топорно и безграмотно. Благодарю Вас за внимание и возможность высказаться на весьма актуальную тему.
Наталия Матвеева # 17 марта 2012 в 09:33 +1
Спасибо! Я Вас поняла.
Наталия Матвеева # 16 марта 2012 в 14:52 +1
У песни нет души...
И лишь любовь певца
Наполнит каждый звук особым смыслом...
Так, чтобы песня радугой повисла,
Спасая от верёвки и свинца...

И лишь вздохнёшь в тиши...
У песни нет души?!
Геннадий Толин # 17 марта 2012 в 08:58 +1
"Стихи делают не из мыслей, мой дорогой, (добавлю - и не из чувств-Г.Т.). Стихи делают из слов". (Стефан Малларме - Эдгару Дега)
Наталия Матвеева # 17 марта 2012 в 09:41 +1
Всё верно... Но мне почему-то кажется, что и за словами, из которых "сделаны" стихи, должен скрываться хоть какой-то смысл.
Геннадий Толин # 17 марта 2012 в 11:05 +1
Что значит "за словами"? Сами слова имеют смысл, и настоящий поэт, тонко чувствуя все его оттенки и подчиняясь музыке языка, как хорошо настроенный инструмент, предоставляет себя в полное распоряжение cвоему вдохновению.

Не станет он искать побед.
Он ждёт, чтоб высшее начало
Его всё чаще побеждало,
Чтобы расти ему в ответ.

(Р.М.Рильке)
Наталия Матвеева # 17 марта 2012 в 18:38 +1
Настоящий - да!
Я же с Вами  не спорю! Просто ещё раз хотелось убедиться, что речь идёт о настоящих поэтах и настоящих стихах! Спасибо!
0 # 16 марта 2012 в 21:47 +1
Слог этого стихотворения мне понравился, напоминает рубаи О.Хайяма, звучит мелодично, а вот настроение, у Вас, Анатолий, 20.01.2012, похоже,  было не очень...
Надеюсь, что сегодня Вы более жизнерадостны!

У песни нет души?! Возможно, если это песня  про "... юбочку из плюша". Но если послушать настоящие песни, например,Гвердцители, у которой в каждой песне столько эмоций, темперамента, красок, этого не скажешь.

Нет, все-таки, все дело в скверном настроении...
Геннадий Толин # 16 марта 2012 в 23:13 +1
Мне пришлось быть близко знакомым со многими известными людьми искусства. И я точно могу сказать, что чем они одарённее, тем хуже в человеческом отношении. Мастерство в том и состоит, чтобы заставить публику поверить в изображаемые на сцене или в стихах чувства, которых в действительности нет. Обратитесь к личной жизни артистов и Вы увидите, насколько она бесцветней и неприглядней, чем жизнь обыкновенных, не испорченных постянным лицедейством, людей. И, пожалуйста, не пытайтесь гадать, где у меня настроение, а где концепция, ладно? Это выходит за рамки читательской компетенции smile
0 # 27 марта 2012 в 08:26 +1
Геннадий, я с радостью открыла для себя Ваши стихи, чему очень рада, т.к. многие из них созвучны моей душе... Рекомендую их своим знакомым и слышу замечательные отзывы. Если не будете против, почитаю Ваши стихи, со ссылкой на автора, разумеется, в тех аудиториях, куда меня иногда приглашают.

Извините за высказывание о настроении, видимо, я неправа. Почему-то была уверена, что Вы отшутитесь...
А душа песни все-таки не в мастерстве исполнителя...
Геннадий Толин # 30 апреля 2012 в 00:05 +1
Хотел бы обратить Ваше внимание, Тамара, на тот факт, что само слово "искусство" синонимично понятиям мастерства, совершенного владения каким-то делом. А если бы кто-то вздумал хвалить меня за мою душу или мои чувства, то ничего, кроме стыда я бы не испытывал, ибо лучше других знаю, что представляю собой как человек.
Ястребов # 17 марта 2012 в 19:35 +2
Отменные стихи, и по форме, и по содержанию. И отменная дискуссия. Было весьма познавательно и поучительно. Со своим мнением не влезаю. В чём-то согласен с каждым. Зато порадовался, что кто-то ещё думает о Бродском примерно то же, что и я. О цинизме его судить точно не берусь, но холодность - это да!
Геннадий Толин # 21 марта 2012 в 00:43 +1
Очень Вам благодарен за подведение черты, поскольку дискуссия явно затянулась и вряд ли приведёт к исчерпывающему результату. Единомыслию должно предшествовать единоверие, то есть согласие относительно исходных недоказуемых положений. Но сегодня такое внерациональное единство утрачено, у нас не осталось вещей, в которых было бы стыдно сомневаться. И Бродский с его рифмованными рефлексиями - самый подходящий поэт для такого безверного и безыдейного времени.
Нежное лето # 10 апреля 2012 в 16:30 +2
А мне просто нравятся Ваши стихи. Хотя полемику читала с удовольствием. Это я очень люблю. Женщина все-таки angel
Геннадий Толин # 30 апреля 2012 в 00:11 +1
Cпасибо, Алеся, не знал, что женщины любят полемику. smile