Андерсен в модерне.

30 ноября 2015 - Алексей Бриллиантов

                                                                                                                                          281

В чёрном куполе течь:

                                          серебро

Сквозь порез серповидный Луны

Остужает занозу-ребро

Под бинтами ночной тишины.

Только, сполохом, клич лебедей...

Только пешего принца рассказ,

Как престижно у новых людей

Крылья сбрасывать в пыльный лабаз.

Под шрапнелью зеркальной лузги -

Сердце плоское, словно лоскут...

Чьи-то сёстры — не видно ни зги —

Мне кольчужку крапивную ткут...

 

11.2015

Рейтинг: +11 Голосов: 11 687 просмотров

Поделиться с друзьями:

Татьяна Бальсене (giriusa) # 30 ноября 2015 в 01:55 +3
Отражение времени с сильной горечью и болью за новых людей с плоскими сердцами... есть ли в этих сердцах любовь?
Алексей Бриллиантов # 30 ноября 2015 в 02:27 +2
Там много чего отыскать бы... Моё почтение, Татьяна.
Анна Свирс # 6 декабря 2015 в 01:20 +4
Тряпичное сердце и сброшенные крылья - в этом современном состоянии ни кольчужка не спасёт,  ни гуманные сполохи Андерсена. а жаль.
Алексей Бриллиантов # 6 декабря 2015 в 02:27 +3
А всё равно: что, кроме сердца, от зеркального боя прикроет? Что, кроме крыльев, над лабазом поднимет? И нужна ли , и правда, крапивная кольчужка?
Моё почтение, Анна.
Мягков Александр # 6 декабря 2015 в 01:41 +2
Всё равно верю в сказки, хотя, после Ваших стихов, стоит задуматься что есть вымысел, а что правда.Пешие принцы всегда многословны...Спасибо, Алексей.Прочитал и почему-то вспомнил, как в детстве, всегда представлял себя принцем, на злом, чёрном коне, спешащим отбить у злого волшебника, томящуюся в башне принцессу.Андерсен мне не  нравился, как то боязно было от его скандинавской"чернухи",а вот русские сказки обожал. v
Алексей Бриллиантов # 6 декабря 2015 в 02:30 +2
Андерсен не слишком детский сказочник, по-моему. Но по чернухе он не чемпион против Перро с братьями Гримм.
Спасибо, Саша.
Душа # 20 января 2016 в 01:18 +1
Ну и головоломка, я бы сказала...)) Читала и снова вернулась, потому что тайны всегда привлекательны)) Хочется, если не разгадать, то хотя бы докопаться до какого-то концептуального уровня или уровня читательской ясности)) Потому я тут, с Вашего позволения,  вольно погуляю.  smile
Андерсен в модерне. Модерновый Андерсен.
Есть некая перекличка с ним, но трансформаций (символистских) гораздо больше))

1) Старый добрый Андерсен многоцветный,  теплый,  живой, там цветные краски. Cеренький соловей, живущий в золотой роскоши императорского дворца... Пёстрый тюльпан, в котором родилась Дюймовочка... Синие глаза Русалочки, живущей в янтарном дворце морского царя... У сказочника Андерсена много полихромных красок для передачи радужного мира.
Это же стихотворение двуцветное, тут черно-белая рисовка, и монохромное все. Не красочное. Вернее, краски ночи. А какие они? Черная да серебряная.
Черные краски: купол ночного неба- как фон действия, не видно ни зги (ЛГ пребывает в ночи, местонахождение его- ночь)
Белое или серебристое, отсвечивающее: серебро с неба,  зеркальная лузга,
ночные бинты тишины (в подсознании традиционно представляющиеся белыми).

2) Андерсен реальный -  это часто торжество добра , справедливости и любви. Пускай не всегда и часто сквозь грусть авторской позиции, но расстановка акцентов добра ясная, как и положено в сказке. Дюймовочка, гадкий утёнок, Герда, Русалочка- все получают свою порцию счастья (порой, правда, очень кратковременного).
В этом же стихе- какая-то дискретность, раздробленность. К тому же полная неясность и туманность, как и положено в модерновости...)
Он будто "завис" в пространстве...
Отсутствие динамичности, кстати, подчеркивают и глаголы. Их тут всего 4. Причем, из них- две конструкции безличные:
- престижно сбрасывать
- не видно ни зги
А "полноценных" личных глаголов на весь стих только... два:
- серебро ОСТУЖАЕТ боль
- ТКУТ кольчужку (причем реальность этого "ткут" размывает предыдущая глагольная конструкция: не видно ни зги. Т.е. реальность самого процесса ткачества под вопросом: неизвестно, ткут ли вообще, т.к. ни зги не видно. Написано: ткут. А звучит- предположением...)
К тому же и сестры  не его, а ЧЬИ-ТО... Опять неясность, подчеркнутая неопределенным местоимением.
Очень ускользающий по ощущениям стих.
Но понять-то хочется.))
Идём дальше.

3) Налицо cюжетная трансформация.
У Андерсена-  Элиза и братья. Тут же- принц и сестры… У Андерсена злая мачеха заколдовала принцев в лебедей, и  Элиза сотканные крапивные  рубашки накидывала на птиц, чтоб превратить их в людей (расколдовать).
А тут- будто  человеку (принцу)  нужно  крапивное одеяние. Зачем? Превратиться в птицу? В лебедя… Трансформироваться…
И, замечу, что не рубашку (которую набросят), а кольчужку (чтобы носить). Кольчужку, функция которой- защита. Защита сердца, уже расплющенного, от ледяной зеркальной шрапнели мира, от черствости и прагматизма.
А каково принцу носить эту кольчужку постоянно? Как оно? В крапивной-то кольчужке? Не столько защищающей, сколько колющей,  вызывающей физич. страдания, обжигающей тело.
Крапивная кольчужка спасительна, но если для постоянного ношения, то ведь очень жгучая. Спасение через боль...

4) Минорное стихотворение, в нем много невнятной печали. Понять ее непросто, даны лишь намеки на неё: тут и заноза , и сердце, как тряпочка, и луны порез, и колющая шрапнель, расплющивающая сердце, и  крапивная кольчуга. Кругом боль. И ещё крылья в лабазах. И вообще ощущение тревожного ожидания в ночи, где ни зги не видно.

5) Кстати, что за "зеркальная лузга", шрапнелью плющащая сердце? Не то ли это зеркало зла, которое разбили тролли в начале сказки «Снежная королева»? Помните? Они летали с ним по миру, потом полетели  к богу, чтобы посмеяться над ним- зеркало упало и разбилось на миллионы, биллионы  осколков…

Тревога и напряженное выжидание в стихе подчеркнуто и временем суток.
Действие  происходит ночью. Именно по ночам ткут кольчужку. Именно ночью принц рассказывает о крыльях, сброшенных новыми людьми в пыльный лабаз (за ненадобностью?)… И о том, что  в модернистском (потребительском?) новом обществе это считается престижно- жить без крыльев, не летать, не мечтать, жить насущными физиологическими потребностями и ходить исключительно по земле...

Но кличут  лебеди душу принца…
Кстати, по некоторым представлениям,  душа может странствовать по небу в виде лебедя… Это символ возрождения, перерождения души.
Бескрылый и бесконный (пеший) принц мечтает о крыльях. Быть человеком- птицей, а еще лучше- птицей. Это воля, это свобода и простор, и можно мечтать, а крылья позволят улететь от ранящей сердце лузги. А тут, на земле, не взлететь, и никуда от этой зеркальной шрапнели не деться… И ничего от нее не спасает, даже мечты…

Возможно, этот пеший  принц- из тех, из разряда «младших», кому не досталось рукава рубашки и который останется с одним крылом. Живым, но одноруким и однокрылым. Не могущим взлететь (с одним-то крылом- как?) и ограниченным и в земных делах-работах ( рука-то одна) Ни там ни тут… Ни небо ни земля…
Или из разряда Иванушек-дурачков, которым, несмотря ни на что, всегда везет, и в итоге они нежданно-негаданно  остаются и с царством, и с принцессой…

Похожесть поэта и лебедя бесспорна:
а) Красота, грациозность, романтика- стихов и форм лебедя.
Сам Аполлон ездил в колеснице, запряженной лебедями...

б) Полет птицы и вечный полет фантазий поэта.

в) Перья, крылья- это воля. Под ними- бренное тело…
(хотя бывают  ложные лебеди-  гуси-лебеди. Я бы сказала- оборотни. К-е только прикрываются белыми перьями, а на самом деле творят зло-детей похищают и пр. Но тут не о них)

г) А может, тут  вековечная мечта о соединении всех стихий, о всеобщей мировой гармонии?
Лебедь - птица пограничная, способная жить в 3-ёх мирах, и поэт, живущий физически лишь на земле. Летать человеку не дано. Плавать он как-то может, но вода  не место его реального обитания.
Тогда как для лебедя и вода, и земля, и небо- родные стихии. А освоивший три стихии более адаптивный, более сильный и приспособленный к миру. Он как бы не ведает границ между небом, землей и водой…
Возможно, если бы поэт мог надевать не только крылья фантазии, но и реальные крылья примерить себе, он открыл бы другие миры.. и ушел бы от шрапнели. Вечная жажда поэта соединить стихии и сплести миры в единую гармонию…

д) Наконец, существует легенда о последнем крике, о последней песне лебедя (лебединая песня)
Поэт тоже всю жизнь поет свою поэтическую песню…И никогда не знает, а только предчувствует, КОГДА она оборвется…
Когда прозвучит его лебединая песня…Предощущение небесной благодати, полета в небе…
А тут кличут лебеди, зовут в стихию неба.
А, возможно, это душу поэта лебеди призывают. Своим кратким кличем, еле слышимым где-то, всполохом, как скрипка... Призывают душу.
И душа ведь в некоторых мифах действительно странствовала по небу в виде... лебедя.

А что за лебеди кличут? Непростые и они… Возможно, это чистые души ушедших поэтов, которые зовут лирического героя.  И именно ночью лебединую песню можно слышать. Героя приглашают в свою стаю, в небо- последний отчаянный крик, безнадежный призыв. Кто знает...
Скажу честно, немало загадок для меня кроется в этом коротком стихе…))
Такие мои вольные догадки (разгадки?), и такая получилась попытка прочтения этой лебединой шифровки   smile
Спасибо автору за глубину.
Алексей Бриллиантов # 20 января 2016 в 12:59 +1
Вновь и вновь потрясаюсь, Душа моя, вашей способности не просто погрузится в стихию произведения, но ещё и занырнуть на авторскую сторону. ВОСХИЩЁН! И не только аналитической глубиной и точностью, но и поэтичностью этого произведения - иначе называть Ваш отклик категорически отказываюсь.
С почтением, А.Б.
Нежное лето # 5 марта 2016 в 11:00 +1
Сказка да на новый лад. Или не сказка? Очень интересные мысли!
Алексей Бриллиантов # 5 марта 2016 в 21:30 0
Да, сказка - не сказка, это как прочесть. Спасибо милая , Алеся.
Ястребов # 14 февраля 2017 в 13:12 +3
Сказка или не сказка, не знаю. Да и без разницы. Уж больно хороши сброшенные в лабаз крылья и лоскутное сердце.
Алексей Бриллиантов # 14 февраля 2017 в 22:46 +2
Михаил, очень-очень рад Вам. Глубочайшее моё почтение.