Рецензии жюри на отобранные работы конкурса «Зимние зарисовки»

17 января 2012 -

 Рецензии Алексея Чернилина

 

Uglevi. Мороз крепчал

Образное стихотворение. Тема конкурса понята верно и освещена. Неуместно было столь частое употребление анафоры. На протяжении стихотворения в некоторых местах возможна замена «и» другими союзами.

Часть «на мой балкон» выделяется в структуре стихотворения, но и не является лишним элементом.

  

Тимофей Воронов. Грядёт декабрь

Красивое стихотворение, выдержанное в чётком ритме. Произведение полностью посвящено описанию зимнего леса, что создаёт в воображении целостную картину. Обилие приятных для слуха и чтения эпитетов делает стихотворение лёгким для понимания, что не умаляет его красоту. Небольшую тяжесть для языка создаёт деепричастный оборот «украшая небеса».

 

Giriusa. Старый флюгер приморья...

Стихотворение-история – приятно читать. Чувствуется «набитая» рука автора. Идеальный ритм, что не позволяет придраться. Описанный кусочек жизни флюгера – олицетворение любого одинокого человека, да и человека в целом. Бывают в жизни периоды кризиса. Это время бурного формирования новообразований психики. Так и флюгер переживает эту холодную зиму, как будто ожидая весны – нового начала, чистой странички, в надежде на лучшее.

 

Ликоан. Без названия

Это стихотворение не может не зацепить, ведь автор очень грамотно отождествляет каждого действующего героя с живым существом. Он превращает обычный день в совершенно другой мир, который не так прост и невзрачен, как кажется на первый взгляд. Здесь «неброский лесок растопырен, стыдлив и броваст», и день, «как за шиворот схваченный, снова застыл неуклюже/И пристыженный, сник. И чего-то приниженно ждет». А ты вместе с этим днём ходишь по следу теней к огню, ласкающему нёбо печи. И сразу становится как-то тепло… Не хватает чашки чая или какао да пледа на плечах.
Необычные сравнения придают особенности этому стихотворению. Также такой пикантности придаёт и длина строчек, их небольшая нагромождённость.

 

Татьяна. Январь

Сказка. Одним словом, потому что слишком просто, но всё гениальное – просто, как говорится. Строчки пронизаны холодом, будто бы ветер кусает своими острыми зубами за руки, не укрытые перчатками. И олицетворение зимы, катящейся «на ледяных салазках», порождает образ Снежной Королевы. Да и разодетые в гипюры деревья не могут не создать ощущения ледяного бала.

Конечно, рифма могла бы быть и выдержана, так как кольцевая рифма всё-таки сильно, на мой взгляд, обращает на это внимание. В звуковом плане проще, но несмотря на это, всё равно слышны неточности.

 

Бигудинка. Без названия

Если честно, то это стихотворение чем-то напомнило мой стиль написания. Шероховатости ритма, звуковая рифма. Получилось очень мило, но и одновременно глубоко. Зима за окном, но и зима в душе, какими бы снежинки не были красивыми.

 

Флагман. Без названия

Красивое стихотворение. Да, оно создаёт внутри картину; да, освещена тема конкурса; да, всё вроде бы неплохо. Написанное рукой уже зрелого человека, стихотворение говорит больше о переживаниях, нежели о зиме. Огонь горит в людских сердцах, чтобы согреть друг другу душу от промозглой зимней стужи у них в душах, родившейся в них за период расставания… Но эта не та зима. Произведение – «вспышка памяти», что «составляет  родную  картину». Другими чернилами написана суть.

 

Татьяна Шеина. Храм природы

Первое, что приходит на ум – безумно торжественное стихотворение. Даже название говорит само за себя. Ассоциации: от «А» до «Я» и всё по полочкам. Ничего лишнего. Просто рассказанная история, за которой ты следишь, тебе хочется её читать. Возможно, из-за несколько усиленной религиозной направленности некоторым будет тяжело её прочесть, но какие сравнения и метафоры! Не всегда услышишь, как «пламя беличьим хвостом/Мелькает в ветках с тихим треском». Торжественно, свободно, вкусно, но с привкусом боли и непонимания. В стихотворении показана конфронтация взглядов – давнишний конфликт: атеист и верующий. Но всё же, каким бы ты взглядам не придерживался, Бог любит всех людей, и всё равно когда-нибудь мир каждого «наполнит тишиной благословение немое»,

«а сквозь витражное окно проступит лик седого Бога».

Не могу сказать что-то против ритма и рифмы. Всё выдержано в пределах.

 

Елена. Под сугробами

И не говорите, что вам не знакомо! Влюблен по уши в это стихотворение, потому что в него невозможно не влюбиться! Ничего лишнего, что и нельзя сказать что-то против. Это стихотворение относится к разряду тех, кто понимает читателя, которое не рассчитано на человека, сидящего на героине уже больше 5 лет. Оно будет близко любому. А это важно, согласитесь? Произведение живёт, пока ты его читаешь, и продолжает жить у тебя на языке, внутри тебя.

 

Людмила Денисова. Снежная буря

Здесь есть всё: и природа, и человек, и будни, и проблемы. Да, краткость действительно – сестра таланта, только в умелых руках. Грустная ночь какого-нибудь четверга, область, метель, случайный прохожий, приехавший на последней электричке, спешит домой, чтобы согреться, увидеть семью… А, может, и просто побыть в одиночестве. Жаль, этот человек не видит, что туче, Луне и деревьям вокруг тоже одиноко, как, возможно, и ему.

 

Рецензии Александры Герасимовой

 

Nepereletnaya. Зима

Признаюсь, моё знакомство с твёрдыми восточными формами нельзя назвать близким. Однако есть в поэзии такие универсальные струны, которые всепроникновенно звучат вне зависимости от стилистики и жанра, если автор очень тонко к ним прикасается. Звучание таких надсловесных струн я услышала и в данной работе. и хотя, насколько мне позволяют судить мои формальные познания пятистиший танка, не все канонические принципы построения танка соблюдены в тексте автора Nepereletnaya (классическая строфа танка включает 31-слоговое пятистишие по схеме 5-7-5-7-7), то невесомое и пантеистическое, о чём сумел сказать автор в такой крайне немногословной форме, заставляет меня покориться по-настоящему зимнему, умиротворённому, гармоничному, хрупкому, кристальному волшебству, которое и есть поэзия для меня. Вообще же хочется отдать должное автору за такое уважительное и бережное отношение к японским стихотворным формам (визит на личную страницу автора позволил мне насладиться ещё несколькими приятными работами в этой стилистике). А из тех рекомендаций, которые бы я предложила рассмотреть в контексте самой конкурсной работы, я бы назвала пересмотр формы «отшептались». Такой формы в русском языке, конечно же, нет. Я отнюдь не против авторских неологизмов. Но в данном конкретном случае возвратный суффикс мне совсем не кажется необходимым. Форма «отшептали» была бы привычнее читателю и много приятнее по фонике.

Спасибо автору.

 

uglevi

Как ни странно, меня в этом тексте покорили даже не последние две строки, хотя в них, безусловно, слышится очень сильное щемящее чувство, образ, конечно же, весьма силён. Скорее, финал произведения стал благозвучным и чистым аккордом, завершающим ту удивительную музыку, которую я слышала при прочтении. Работа полна яркими, высоко поэтичными образами, она красочна, незаурядна, мелодична (верно, анафоричные строки, начинающиеся с союза «и» служат созданию такого эффекта) и вкусна. Совершенно точными попаданиями в меня как в читателя поэтических текстов оказались образы тополей, жмущихся друг к дружке, чтобы не замерзнуть, дыма, шуршащего по небу языком, луны-плошки и кошки, спящей почти пол-января. Не скрою, были и образы, которые мной не прочитались и которые я бы посоветовала автору доработать: нахально падающая кувырком с крыши стайка воробьёв – это, как минимум, странно, а если сказать больше – несколько комично, а рифма «вареньем – стихотвореньем» меня смутила своей плоскостью, которая самими образами, в которые она включена, на мой взгляд, не искупается. Под вопрос можно поставить и такое вольное обращение автора с грамматическими категориями прошедшего и настоящего времени, которые перемежаются, казалось бы, без особой очевидной логики. Но в целом текст оставляет весьма благоприятное впечатление серьёзной авторской работы, солидного писательского опыта и определённого мастерства, которые при этом не вносят в него ни механистичности, ни вычурности, ни бездушия.

Спасибо автору.

 

Ликоан

Сказать, что этот текст интересен – ничего не сказать. У автора просто ошеломительно ассоциативная образность, и при этом все его словесные картины выпуклы, осязаемы, тактильны и осознаваемы. Абсолютно все образы этого текста были восприняты мной с восторгом и некоторой завистью (самый честный показатель того, что написанное удачно, – фраза внутреннего голоса читателя, также занятого писанием, «почему я до этого не додумался? почему это не я написал?») мне не хочется корректировать в полотне этого текста ни единого слова. Все они – правильные, уместные, нужные именно здесь и сейчас. текст читается на одном дыхании, видится как одно целое, ощущается как монолит. единственное нарекание с моей личной стороны: запись в формате А4 этот конкретный поэтический текст портит. в этом я абсолютно уверена. тем более, что автор, так или иначе, не отказался от заглавных букв там, где должны быть начала строк. тогда зачем единый параграф? К записи в А4 поэты прибегают тогда, когда хотят, напротив, уйти от разделения строк, скрыть начала и концы строк от взгляда и предоставить их только слуху, при этом подчёркивая идеальность ритмического рисунка и повествовательность содержания. В данном же случае, ни первое, ни второе не актуально. Так что классическая строфика меня здесь устроила бы много больше (вынуждена признаться, что при оценке этой работы я пошла на маленькую хитрость – разбила текст на строки самостоятельно, это позволило мне насладиться его магиями в полном объёме и разглядеть все его переливающиеся грани).

Спасибо автору. Мои поклоны. автор! пожалуйста! перепишите не в А4! (если это Ваша авторская воля, а не банальная ошибка сервера, конечно).

 

Бигудинка

Мои браво автору за снег, сыплющий пудру в окна, удачную телескопию «морозовые», лексический повтор «душно, душно, душно» и шёпот снежных крошек. Всё это очень тонко, игриво, поэтически колко. Вопросы автору: не видит ли он семантических противоречий в шуршании утра, соседствующим с громыханием троллейбуса? нарочный ли это оксюморон звуковых эффектов? если да – я бы в нём лишний раз посомневалась. Не кажется ли автору спорным образ разлитых по подушке волос? на мой взгляд, есть здесь какая-то ассоциативная неточность, какое-то тактильное отторжение, какая-то словесная неправдоподобность. Что хотел сказать автор финальными строками? – честно, не поняла ни при первом прочтении, ни при последующих, ни до сих пор не понимаю. Кто этот «кто-то»? собирательный образ? или лирический адресат? или абстрактный отвлечённый персонаж? была бы рада услышать пояснения. Ну, и конечно же, «жмуриться на что-то» в русском языке нежелательно. Неверное словоупотребление. «Жмуриться от чего-то» - да, «жмуриться по какой-то причине, находясь в какой-то ситуации (на солнышке)» - да, «жмурить что-то (обычно глаза)» – да. «Жмуриться на снежинки» - скорее, нет.

Спасибо автору.

 

Мирошникова Ирина

Этот текст не стал для меня поэтическим откровением. Но он очень приятен. Его можно сравнить с маленькой статуэткой, которая не рассказывает какую-либо яркую драматическую историю, но которую очень приятно взять в руки, которая так радует взгляд. Главное отличие, пожалуй, в том, что рассматриваемая работа радует, в первую очередь, слух. Выбранной ритмикой (в музыкальной терминологии этот размер назывался бы 6/8) автор так бережно покачивает строчки, как будто хочет убаюкать каждую из них, как младенца. Фонетические сочетания («стужа и кружево», «блёстками, бликами», «снежными, нежными», «вылизан - выглажен») подобраны таким образом, чтобы за не самой заурядной игрой слов прослушивалась также звуковая гармония и непрерывность текста, что делает его цельным, собранным и таким умилительным. Вообще же этот текст со всею смелостью можно характеризовать именно как зимнюю зарисовку. Сегодня, в эпоху вынужденного мелкотемья и вторичности современной поэзии, жанр поэтической зарисовки переживает, наверное, самое уместное и благоприятное для себя время. Такие работы можно называть зарисовками, этюдами, миниатюрами, упражнениями, набросками и т.д., но всё написанное в таком формате будет иметь одно общее свойство – внешняя красота при небольшой внутренней глубине. Если перед собой автор ставил именно такую задачу – он справился с ней на «отлично». Из субъективного: первые две строфы понравились больше второй части текста. На мой скромный взгляд, хорошего ощущения какого-то магического заговора, какого-то речевого волшебства в них больше. Хотя хрустальное крылечко – образ довольно-таки сильный, весьма осязаемый и вообразимый.

Спасибо автору.

 

Ларина 2

Этот текст – когнитивный диссонанс. 10 строк – продолжение классической русской стихотворной традиции, 2 финальные строки – фантасмагорическая, нео-футуристическая, почти урбанистическая сентенция. Это неожиданно, непривычно, возможно, чересчур контрастно, но я - за эксперименты. Если честно, в силу своих вкусовых пристрастий в поэзии, текст я выбрала именно из-за психологичности, философичности и современности финального образа. Но нравиться эта работа может и ортодоксальностью, уравновешенностью и (в хорошем смысле этого слова) привычностью написанного ранее, а также чистым, незамыленным русским языком автора. Конечно, можно говорить о бедности рифм и расхожести образов, но, на мой взгляд, фокус при чтении этой работы должен быть смещён в несколько иную сторону, и выигрывает текст за счёт другого.

Спасибо автору.

 

loon-aria. Зимняя песенка (детям)

Существует ошибочное мнение, что писать стихи для детей проще, чем работать в других поэтических жанрах. Это совершенно неверно. Настолько неверно, что все, кто садится за очередное стихотворение для детей с таким убеждением, должны немедленно выпустить ручку / клавиатуру из рук и больше никогда в жизни не позволять себе подобных попыток. Причина тому – великая (именно великая) роль, какую играет поэзия в развитии ребёнка. Поэтический текст – это сочетание тех норм языка, которые впоследствии станут основой вокабуляра и синтаксиса ребёнка, а также его чувства языка, языковой догадки и, конечно же, языкового слуха. Отсюда следует заключение, что плохо сделанное стихотворение для детей практически приравнивается к литературному преступлению. Песенки, стишки, считалочки для детей либо должны быть безупречными в своём исполнении, либо должны попросту не быть. Тенденция данного стихотворения для детей хороша. Есть две причины, по которым я не отказала себе в выборе этого текста для номинации: во-первых, лексически текст (в основном) прост, (практически) доступен и (почти) прозрачен, во-вторых, он ловко скроен ритмически (за исключением двух мест, о них – ниже). Это, так скажем, корневая система и ствол стихотворения для детей, в случае если его представить деревом. А вот веточки и листья я бы, на месте автора, усердно перебрала и прилежнее озеленила. «Всё в ажуре» - крайне неприятная для стихотворения стилистическая двойственность. Да, очевидно, что в тексте для детей никто не станет искать откровенно слэнговых речевых образцов, но слух эта авторская вольность режет. По крайней мере, мне. «…На искры бьётся солнышко таинственным узором…» - весьма косноязычно. Некрасиво и некомфортно. «Биться» значит 1) сражаться, драться; 2) совершать резкие движения, дергаться при болезни, припадке; 3) ритмически сокращаться, пульсировать (о сердце); 4) обладать свойством разбиваться; – какое из значений имел в виду автор? что хотел сказать? какой оттенок семантики передать? безответным для меня также остаётся вопрос о том, почему в первых трёх строфах автор берёт рифмовку abab, а в последних трёх - abcb. ну, и ритмические несовершенства, о которых уже было упомянуто выше (трёхстопный ямб с дополнительным редуцированным слогом нарушается в строках: «сну Оставляю дудочку» и «март Улыбнётся солнышку»), естественно, несколько подпортили моё, в целом, положительное впечатление от работы. И всё же, за старание автора, которое отчётливо просматривается, и ощутимую любовь к каждой строчке мне хочется поощрить его пребыванием в списках жюри.

Спасибо автору.

 

m.ozerskaya. Будет снова зима

Есть много того, за что мне хочется похвалить автора. Определяющим моментом моего хорошего отношения к данному тексту стала, конечно же, очень приятная авторская интонация. Автор почти повсеместно чувствует себя достаточно свободно в выбранной ритмике, ловко управляясь с расстановкой слов, а читатель ощущает ритм почти физиологически вместе с автором. Кроме того, автор не боится риска, не страшится идти непроторенными поэтическими дорожками, ищет себя, ищет свой голос, ищет своих читателей. Это более, чем похвально. Положительными результатами таких поисков, несомненно, стали образы глухих коридоров, в которых властвует чёрное дно, проростка зимы, ранней смерти, ложащейся на асфальт, отлетающего духа дней, ночи-ворожеи, усталой хмари неба, испуганного фонаря, тающих домов и белых странных снов /хотя просится логическая перестановка атрибутов, – странные белые сны - в русском языке, как и в большинстве других языков мира, есть определённые закономерности того, в каком порядке относительно определяемого существительного располагаются его атрибуты. Это грамматическое правило не преподают в школе, поскольку оно не зафиксировано как синтаксическая норма, но любой русскоговорящий человек подчиняет свою речь этому правилу интуитивно, потому что оно закреплено в самой стилистике и логике языка. Если из ряда прилагательных какое-то имеет модальное значение (выражающее эмоциональное отношение говорящего к объекту), это прилагательное отправляется на первое место. Сравним: «милая деревянная шкатулка» и «деревянная милая шкатулка». Что привычнее? что звучит естественнее? какое из двух словосочетаний просится на язык? то же самое происходит и с белыми странными снами: белые – качественная характеристика, цвет объекта, странные – скорее ощущение, эмоциональное восприятие, субъективное чувствование/. но, как известно, не бывает благородного риска без потерь. На мой взгляд, в этом конкретном поэтической тексте такими потерями стали: «чаек разбрызганных пух» (едва ли возможно разбрызгать (а не рассыпать или разбросать) пух, семантическая нестыковка тормозит читателя и заставляет его недолго, но буксовать на месте); «проклянём неизбежность границ» (слишком абстрактная строка для такого мелкозернистого, детализированного текста, к тому же ещё и безликая, с точки зрения лирических героев – сколько их? откуда они взялись? почему больше ни разу не проявляются в тексте?); «насылает господь непреклонную рать» (надо понимать, «рать» здесь – это погодные явления, скажем, снег – вряд ли бы я сама прибегнула именно к такой метафоре: стилистически неоправданно, выглядит простой подгонкой под рифму «роптать»). Неуклюжей выглядит и конструкция второй строки финального катрена: «…выбирать мне из зол ли из двух…» (очевидно, автору не хватило слогов для выбранного метра, оттого вынужденная аллюзия на народность с тафтологичным из – из). однако же, в общем и целом, работа очень атмосферна. в ней виден и слышен автор. это то самое, чего не хватает сегодня так многим их тех, кто пробует себя в поэтической практике. мне нравится авторская ассоциативность на грани фола и экспериментальность подачи знакомых образов.

Спасибо автору.

 

Zhewlakova. Новогодняя.(26.12.11.)

Единственный текст всей конкурсной ленты, выполненный в такой стилистике. И причём выполненный не самым плохим образом. Не имею морального права не выделить его среди других конкурсных работ. Такое жанровое направление максимального приближения к разговорной речи, свободы ритмико-интонационного рисунка, сюжетности повествования или повествовательности сюжета и лёгкой ироничности (порой с оттенком сатиры) интонаций в настоящее время очень перспективно в поэзии, как и жанр зарисовки, о котором говорилось выше. Из моего личного опыта чтения современных авторов, работающих в подобной манере, я бы с большим удовольствием назвала Александра Крупинина. и автору анализируемого текста, и всем остальным будет очень полезно, и при этом не менее приятно, ознакомиться с его творчеством. Возвращаясь к конкурсной работе автора Zhewlakova, я бы хотела отметить тот факт, что наряду с выгодным жанрово-стилистическим отличием текста от всех остальных работ имеет смысл также обратить внимание на некоторые заусеницы на его, казалось бы, гаденькой поверхности. «…Мальчик Вася писал для Санты длинные письма ночью…» - форма «писать письма для кого-то», хотя и допустима, но несколько несовременна и притянута за уши с целью сбалансировать ритмику. «Писать письма кому-то» - в глаза бы не бросилось, я бы подумала, как перекроить строку, держа в голове эту мысль. «… А на утро родители Васи их относили в почту...» - письма обычно носят НА почту (почтовое здание, помещение), а В почту их можно, например, сбросить (в почтовый ящик). «…Вася писал Олегу в мейле: "Санта делает волшебство…» - волшебство не делают, им занимаются, его творят – вот устойчивые коллокации русского языка. Я понимаю, что автор передаёт речь ребёнка, в которой такая ошибка словоупотребления вполне возможна, но я при каждом прочтении за эту фразу цепляюсь. Ну, и наконец, как бы совестно и неприятно мне бы ни было это говорить, но текст нуждается в грамматической правке. я думаю, что это простая невнимательность автора к своему свежему (надеюсь) тексту. Повторное вычитывание, уверена, быстро и легко устранит проблему.

Спасибо автору.

 

Людмила Денисова. Снежная буря

В двух финальных строках текста Людмилы Денисовой есть что-то неизбывное, щемящее и экзистенциальное. Они тревожат читателя чем-то неизбежным и безысходным, каким-то смирением и покорностью тому, что больше и выше всего человеческого. Ту картинку, которая прорисовывается в этих строках, я увидела и даже, кажется, стала её частью. А вот в том, что финалу текста предшествует, к сожалению, нет практически ничего. Там пусто. Слова, как будто есть, они как будто слышны, но никаких ощущений нет. Образы не трогают, но лишь принимаются к сведению. Ах, если бы к финалу произведения автор подошёл другой тропой! Ах, если бы найти для первой части текста что-то столь же умозрительное и ёмкое, как финальный образ! как бы преобразилась «снежная буря» автора! сколько бы в ней появилось чувства! с какой бы готовностью я высоко оценила эту конкурсную работу! однако же, пока при чтении первых шести строк я могу только вопрошать, можно ли сыпать что-то решетом (а не из решета), есть ли у небоскрёба шпиль (вертикальное остроконечное завершение здания в виде очень сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды) и могу ли я себе представить кричащие деревья. И всё же, безучастно пройти мимо этого текста я не могу, по причине простой до гениальности поэтики финальных строк.

Спасибо автору.

 

Рецензии Андрея Балабаева

 

Александр. Мечта.
Замечательными, искренними строчками приветствует Александр, вовлекая в Наше Родное, настоящее...
Тут же вспоминаются картинки из родных сказок (зима, люди одетые в тулупы, детишки на санках, церкви, купола, смех и веселье). Эта Красота душевная, русская, мудрость народная, её очень хочется беречь, холить, лелеять,- в той точности, как выражается далее автор..; очень мечтательный и Душевный образ!

Елена Севрюгина. В декабре мне особенно ярко...
Описание отражающейся в декабре яркости, разнообразности, душевности и теплоты красок весьма впечатляет! Согрето искренностью и добродушием. Предвестники надежд, мечтаний, воплощений. Огонь поцелуя наполнен одурманивающей, оживляющей (в морозное время) любовью, уютом..Ждёшь непременно Чуда, так всё закономерно насыщено нежностью и лаской,  -ощутимого и яркого.

Сергей Тимшин. Ещё раз о красоте...
Да, безусловно, не в каждом местечке необъятной, любимой Родины выпадает снег,  и это оповещение красоты восполненной зимней зарисовкой Сергея очень впечатляет и чарует! Назидательно, душевно, описательно-искренне сберегающее чувство, красочно и с надеждой!

Юрий Сим. В ночь с 31.12.2011 на 01.01.2012!
Не столько важна рифма, сколь описательно-торжественно, с насыщением чувств, историй, показательно с интересом вчитываешься в ту самую – Тайную ночь с 31.12.2011 на 01.01.2012!С трепетом Души следишь за развитием и разнообразием сюжета; необходимо успеть всё - в этот пограничный момент жизни: душевно отметить, влюбиться, осмыслить, осознать, поделиться, ободриться и воскреснуть, возродившись или переродившись к Новому 2012 году!

Елена. Под сугробами
Зимнее настроение, покров, бытность, правдивость, мироощущение и миросравнение человеческого <<Я>> и природы, поиски себя настоящего, чувства без каких-либо стеснений. Разумно и верно! Знаменование продолжающей сказки, несмотря на хандру, вздрагивание и целеполагание; преднамеренная забота и доброта, с надеждой в долгое и желанное!

Наталья Горбань. Зима в торжественно белом наряде…
Торжествующе и с радостью дарит Наталья миг счастья о воскрешённом времени года; чувственное, тонкое описание, сравнение, олицетворение, познавание и доброжелательное сулит зима, примирение факта действительности, сказочность и надежда любящего восприятия.

Тимофей Воронов. Грядёт декабрь
Очень чутко подобранное, характеристичное описание, страждущее исканиями Души, изнеженно зимней надежды, перемены дня; одушевлённость, описательность завораживает, чарует и манит. Насладиться и испытать образность и праздность беспечности, а не таиться и выжидать Весну.

m.ozerskaya. Будет снова зима
Ожидание грядущего времени, скованность под этим гнётом, но желанным и обуреваемым, с необходимостью отдохнуть и восполнить силы.. Отлаженность душевного Мира в переживаниях, отголоски природного покоя, рассудительная вера, с надеждой в воплощение и сохранения после воскрешения прошедшей зимы во время ожидания весны.

subotey. Метель
Одухотворённость, опознавательность любящего сердца девушки (метель), её красота, ласка нескрываемая, благословляющая, заботливая, внушающая раскаяние и мольба за сбыточность предначертанного..-Успеть, посеять, возвести, притаить чудо, дабы возникал интерес и желание осмыслить, и очаровать умы людей.

studentochka. Снежинка.
Согревающее, торопливое, вверяющее любовь чувство, наслаждение и благодарность, предпочтительность и созданное Чудо, - всё это Снежинка! Образ, явления, впечатления, вероятность; а гложущая тоска, как прежде холодна и равнодушна - людская молва..И срок уж истекает, но не спешат торопиться, полюбить и заметить...

Поделиться с друзьями:

Нежное лето # В черный список 17 января 2012 в 09:03 +5
Рецензии Александры Герасимовой - это уже произведение. Не видела еще такой тонкости, красоты и изящности. Сложно и просто одновременно. Очень понравилось.
Ирина Театрова # В черный список 17 января 2012 в 17:04 +3
Да, согласна. Замечательные рецензии у Александры Герасимовой. Можно много полезного почерпнуть из них.
0 # В черный список 17 января 2012 в 11:02 +8
Очень приятно увидеть индивидуальность каждого члена жюри, отразившуюся в этих рецензиях.
0 # В черный список 17 января 2012 в 15:05 +5
Согласна с ЮЗ. Рецензии двух членов жюри -  душевны и наивно-умилительны в своей непритязательности и рассчёте на "любого"! (Повеселили, однако). И только рецензии одного рецензента - собственно и есть рецензии. За компетентность и добросовестность  её автору (Александре Герасимовой, разумеется) - признательность.
Ларина 2 # В черный список 17 января 2012 в 18:57 +5
Спасибо всем членам жюри за работу. Особая благодарность Александре Герасимовой. Вы помогли осмыслить то, что я тоже ощущаю, чувствую, но не сформулировала так чётко. У меня такое чувство, что Вы правы. У Вас хорошие знания, это приятно. Такие рецензии очень полезны, заставляют думать. Да и просто умные тексты читать всегда интересно.
uglevi # В черный список 17 января 2012 в 19:17 +5
Согласен с комментарием Нежного лета: рецензии Александры Герасимовой - это тоже произведения. Тонкие, интеллигентные, тактичные, в высшей степени профессиональные - одним словом, рецензии МАСТЕРА. Молодым и начинающим авторам стОит прислушиваться именно к Александре: ее замечания, полагаю, никогда не оттолкнут неопытного человека, а, напротив, укрепят всякого в желании совершенствовать собственное мастерство. К тому же Александра и сама великолепно пишет! Ее стихи особенны - они умны, они "вкусны", они, если хотите, элитарны. Александра - украшение Дома стихов! И спасибо ей за рецензию на мое скромное стихотворение.
Александра Герасимова # В черный список 18 января 2012 в 03:40 +5
искреннее спасибо за такие доброжелательные отзывы на мои рецензии всем тем, кто не остался равнодушен. для меня чрезвычайно важно знать, что та работа, которую я делаю, высоко оценивается. я старалась анализировать каждый текст именно таким образом, чтобы полученный результат соответствовал моему личному представлению о том, каким должно быть судейство поэтических конкурсов. если честно, меня несколько огорчает тот факт, что другие члены жюри, в общем-то, не поддержали мой выбор, и в итоге финальная десятка выглядит совсем не так, как мне хотелось бы (в неё попали всего 3 из отмеченных мной текстов, а в некоторых других работах, предложенных моими коллегами для номинации, я бы сама как сторонний наблюдатель крайне посомневалась). однако в целом же, я испытываю огромную благодарность администрации сайта за предоставленную возможность непосредственно поучаствовать в жизни «дома стихов». это был ценный и полезный опыт для меня. надеюсь, что другим обитателям ресурса он также принёс определённую пользу.
всем спасибо.
поклоны,
А.
Бигудинка (она же Лена) # В черный список 18 января 2012 в 10:18 +2
Александра, присоединяюсь к благодарностям за рецензию! Отвечаю на возникшие вопросы.

"не видит ли он семантических противоречий в шуршании утра, соседствующим с громыханием троллейбуса? нарочный ли это оксюморон звуковых эффектов? если да – я бы в нём лишний раз посомневалась. "
Это специальный звуковой контраст. Я сомневаюсь, да. Раз не читаема последовательность - прогрохотал-разбудил-уехал - проснулось, зашуршав (уже в тишине), значит сделано неправильно, значит надо менять...

"Не кажется ли автору спорным образ разлитых по подушке волос? на мой взгляд, есть здесь какая-то ассоциативная неточность, какое-то тактильное отторжение, какая-то словесная неправдоподобность."
Я шла от устоявшегося сравнения светлых волос с жидким золотом, либо со светом, который вполне себе часто именно "разлит" по поверхности. Не хотелось делось рассыпанных, разбросанных, размётанных (слово-то какое! =)) - хотелось чего-то текучего, тягучего, несколько нереального, как вся картинка.

"то хотел сказать автор финальными строками? – честно, не поняла ни при первом прочтении, ни при последующих, ни до сих пор не понимаю. Кто этот «кто-то»? собирательный образ? или лирический адресат? или абстрактный отвлечённый персонаж?"
Я попробовала сформулировать ответ, но не очень получилось... Примерно так - "кто-то" - это НЕ одиночество, НЕ равнодушие, это ощущение разделённости ощущений, сопричастности. А "не видеть" - скрыть своё личное. Понимаю, что несколько сумбурно, но что-то конкретнее никак.
Александра Герасимова # В черный список 18 января 2012 в 14:27 +2
Лена, большое спасибо, что отозвались. и отдельные благодарности за то, что Вы, как кажется, не обижены не единым моим словом – мне отрадно.
звуковой контраст в первой строфе, всё же, никак мной не читается. хотя я очень хочу, чтобы он прочитался, ведь Ваш текст мне импонирует.. но, увы.. не могу разделаться с ощущением, что хочу чего-то более мягкого, умиротворённого, идиллического для этих строк.. от одного из шумовых эффектов я бы точно отказалась, и сделала бы акцент на втором. например, звук движущегося троллейбуса как сигнал начала нового дня мне нравится.. я бырассмотрела что-то в таком духе:
Снег тихонько в окна сыпет пудру,
На стекле моpозовые ребусы.
В городе захлопотало утро
С посвистами первого троллейбуса…
образ света, разлитого по поверхности – отличная ассоциация! только вот в строке «волосы разлиты по подушке» он никнет, увядает, упрощается, даже несколько опошляется что ли.. может, что-то такое:
…Льётся светлый локон на подушку
Просто, шаловливо, непорядочно
Окна настежь - душно, душно, душно!
Мне бы в снег!.. Обнять того, кто рядышком…?
относительно финала – всё же, слишком отвлечённо.. я бы помогла растерянному читателю, сузив рамки вероятных прочтений до одного субъекта, разделяющего чувствования лир.героини. а ещё я бы не стала дважды вписывать в текст троллейбус – всё же, он читается довольно остро и по-хорошему неожиданно лишь в первый раз.. а вот некую закольцованность текста, ниточку от финальной к первой строфе я бы оставила, но протянула бы я её другим способом. по-моему, здорово бы смотрелась ещё одна телескопия. только новая. ну, может быть, как-то так:
…И уснуть под шепот снежных крошек,
Всматриваясь в снежные видения.
И не видеть, как в другом окошке
Кто-то также рад снегопадению.
вообще же, с Вашим текстом хочется общаться всё больше и больше, играть с ним, прихорашивать его, потому что в нём есть что-то такое настроенчесоке, ощущенческое, атмосферное, что просит всё новых и новых слов и образов. поэтому я полагаю, Вы ещё вернётесь к данной работе. она очень благодатна. по крайней мере, моё с ней знакомство сталось весьма приятным.
ни в коем случае не настаиваю на своих вариациях, но привожу их с той целью, чтобы у Вас (вполне вероятно, наперекор мне) появилось желание сказать то своё, что в этом тексте уже есть, иначе, по-новому, ещё точнее, живее и одухотвореннее.
надеюсь, была чем-то полезна.
А.
Мирошникова Ирина # В черный список 18 января 2012 в 14:30 +3
Уважаемая Александра! Для меня удивлением  было увидеть своё имя в десятке, и ещё большим потрясением - Ваша рецензия, такая подробная и положительная, профессиональная. Благодарю Вас, Александра! Чувствую себя настоящим автором и со мной это впервые. Вряд ли я справилась на отлично, по той причине, что драматическая подоплёка всё же предполагалась. Но для конкурса я сократила текст и в итоге получилась именно зарисовка. Очень Вам благодарна, что обратили внимание и потратили своё время, вложили столько души и таланта в рецензии.
0 # В черный список 18 января 2012 в 16:35 +4
Александра!
По-моему, Вы - единственный член жюри в этом конкурсе, кто работал!
5 + (по пятибалльной шкале).
laugh
Людмила Денисова # В черный список 19 января 2012 в 08:39 +3
Александра и Алексей, большое спасибо за Ваши рецензии к моему стихотворению. Александра, Ваш критический разбор позволяет по-другому взглянуть на своё творчество, задуматься, в следующий раз стараться более вдумчиво и серьёзно поработать над своим произведением, прежде чем его выкладывать на конкурс. Спасибо Вам за это. Ещё у меня вопрос. По каким критериям отбираются стихи в десятку?  Среди рецензий членов жюри я обнаружила троих авторов, которые были упомянуты двумя из трёх членов жюри, но в десятку эти авторы не вошли. Зато вошли авторы, отмеченные всего один раз.
Насчёт шпилей небоскрёбов, упомянутых в Вашей рецензии, мне казалось, что многие небоскрёбы, например, в той же Москве как раз заканчиваются шпилями.
Александра Герасимова # В черный список 19 января 2012 в 15:45 +2
Людмила! большое спасибо за такое конструктивное отношение к критическому. всякий раз, указывая авторам на неловкости в их текстах, чувствую себя некомфортно, страшусь непонимания и уязвлённого самолюбия с их стороны. такая реакция, которую демонстрируете Вы и другие авторы, отмеченные в моём шорт-листе, заставляет меня испытывать удовлетворение от проделанной работы. спасибо.
не имею права разглашать детали самой системы конкурсного оценивания, которые и определяют ответ на Ваш вопрос о формировании финальной десятки, но вот относительно "шпилей небоскрёбов" выскажусь. знаете, в некоторых текстах подчас втречаются совершенно неправдоподобные, абстрактные, иррациональные, нереальные, сюрреалистические, неожиданные образы, в которые никак невозможно поверить, но ты им веришь, ты читаешь их так, как будто сам их написал - абсолютно естесственно и восторженно. в таких образах живёт поэзия. если же образ привлекает внимание не глубоким чувством, отзывающимся чем-то подсознательным внутри, а банальным сомнением в его абсолютной точности - я склонна относить такой образ к неудачным. так и шпиль небоскрёба звучит, вероятно даже кому-то представляется (только не мне), но не отзвучивается тонким эхом внутри.  надеюсь, Вы понимаете, о чём я.
ещё раз спасибо за отзывчивость и доброжелательность.
А.
Елена Севрюгина # В черный список 19 января 2012 в 16:09 +3
Александра, Вы - большая умница и ... ещё и красавица!
0 # В черный список 19 января 2012 в 19:46 +4
Александра, Вы настолько искусно проанализировали моё "юное" стихотворение. Ему уже лет 20, но я ничего не стала менять в нём. Вы нашли все болевые точки в этих стихах. Ничто не прошло мимо Вашего критического взгдяда. Особенно импонирует Ваше отношение к детям. Вы опасаетесь, что моё, похожее на слэнг, "в ажуре всё" может навредить ребёнку - и я абсолютно с Вами согласна, что надо быть аккуратнее. Сейчас я бы так не написала, наверное. Но тогда (хорошо помню) мне это казалось интересным, и я намеренно похулиганила. Согласна со всеми прочими замечаниями. Рифмовка у меня вольная, небрежная. Размер хромает. Смысл где-то не совсем ясен. Хотя концовку я бы оставила и со сбоем... А в общем, спасибо Вам. Если бы стихотворение было написано только что, и я бы увидела такую рецензию на него (даже объём впечатляет, не говоря о слоге!)- у меня бы крылья за спиной выросли. Столько внимания!
Елена Севрюгина # В черный список 19 января 2012 в 16:08 +5
Я очень хочу выразить отдельные слова признательности Андрею Балабаеву! Мне так хорошо и так комфортно на этом литературном портале во многом благодаря его присутствию. Андрей, думаю, что своим местом в финальной десятке я обязана именно Вам! Я не рассчитывала на это! В данном конкурсе очень много произведений, гораздо более достойных. Но всё равно огромное Вам спасибо! За всё !