ИТОГИ КОНКУРСА "ОСЕННИЕ ИСТОРИИ-2016"

16 декабря 2016 - Администратор
article95129.jpg

 Здравствуйте, уважаемые авторы и читатели! Сегодня мы подводим итоги конкурса «Осенние истории-2016».

Конкурс, как и ожидалось, получился массовым. Всего было представлено 45 работ. Жюри отметило большое количество сильных авторов, решивших принять участие в мероприятии. Всем спасибо!

 

ПОБЕДИТЕЛИ ПО ВЕРСИИ ЖЮРИ:

 

I МЕСТО – ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВ (КОНКУРСНАЯ РАБОТА 35)

II МЕСТО – МИХАИЛ КУЛЬКОВ (КОНКУРСНАЯ РАБОТА 1)

III МЕСТО – ДМИТРИЙ КАЗАРИН (КОНКУРСНАЯ РАБОТА 6)

 

ПОБЕДИТЕЛИ ПО ВЕРСИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:

I МЕСТО – СЕРГЕЙ ТИМШИН (КОНКУРСНАЯ РАБОТА 7)

II МЕСТО – ВЯЧЕСЛАВ АНЧУГИН (КОНКУРСНАЯ РАБОТА 14)

Обладателя третьего места выявить не удалось, так как сразу несколько авторов набрали одинаковое количество баллов.

Мы ещё раз благодарим авторов и читателей, поздравляем победителей.

И вспоминаем лучшие стихотворения.

 

ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВ

* * *   
                        Короток путь от весны до погоста…
                        Дождик осенний, поплачь обо мне.
                                               Б.Окуджава                                                                                
Осень уходит, прощаясь и плача,
Слёзы дождя на притихшем окне.
Пусть непогода с погодой судачат,
Поздняя осень, не плачь обо мне.
Грусть разлилась в опустевшей квартире,
Слёзы дождя на притихшем окне.
Сердце – мишень в человеческом тире...
Поздняя осень, не плачь обо мне.
Мокнут следы на тропинках погоста,
Слёзы дождя на притихшем  окне.
Вдруг понимаешь, что в жизни всё просто.
Поздняя осень, не плачь обо мне.
Стынет и хмурится низкое небо.
Слёзы дождя на притихшем окне.
И кто же мне скажет - был я, иль не был... 
Поздняя осень, не плачь обо мне.

 

МИХАИЛ КУЛЬКОВ

Осенённый солнечным зайчиком

Он в прошлом, говорят, из парижан:
Однажды посетивши Андреаполь,
Остался жить в нём отставной сержант.
Скамейка. Тучка. Редкий дождь закрапал,
Как будто с неба лунный кот наплакал
Слегка ему на форменный пиджак.

Куснув легонько с краю крем-брюле,
Смотрел, как выплывал в конце аллеи,
Оставив отсвет ночи на земле,
Восход, бочком румянясь и алея…
Как растворялись, в лужах пламенели
Остатки тьмы в верхушках тополей…
Оторван старый календарный лист.
Отрывочны осенние улики…
Опять соврали нам календари!
Куда-то даты делись… И безликий
Коварный холод не отбросил бликов –
Острожный иней в пламени зари.

Но изморозь подстриженных висков
Не гасят телом зайчики рассвета.
Никак…
_______Никак из старости тисков!
Сержанту, позабывшему про лето,
Шуршит в тиши повтором недопетым
С осеннею пластинкой патефон…

 

ДМИТРИЙ КАЗАРИН

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ
                                        
Есть в жизни радости! 
Намедни с похорон 
последнего товарища по классу 
иду к своей родной пятиэтажке.
Канализационная река 
течёт,  грустит лениво… В N-ный раз 
вхожу в одну и ту же мерзость. Вдруг: 
«Ба-бах!» по барабанным перепонкам,
«Ба-бах!» по сердцу бедного витии,
«Ба-бах!» по поэтической душе.
Ещё «Ба-бах!» и белый свет померк, 
и я уже для встречи со Всевышним 
достойное приветствие готовлю…
Глаза открыл, ан нет, не стало ближе 
в осенних тучах небо, разве только 
в зловонной луже неба отраженье 
приблизилось, и юный озорник 
с дымящейся петардой и улыбкой, 
почти что ангельской, 
глядит, как я пытаюсь 
встать к луже перпендикулярно. 
«Здравствуй, племя,  
младое незнакомое. Не я – 
твой папа»!  Кулаки сжимая, 
трясу руками. Пакостная жижа 
мгновенно затекает в рукава 
и злая боль пронзает мне десницу.
Смотрю в ладонь, а в ней – о, Боже мой! – 
старинный царский золотой червонец, 
перекрывая линию Судьбы, 
но линии Таланта не касаясь, 
посверкивает крыльями орла 
двуглавого.
Какое наслажденье!

 

СЕРГЕЙ ТИМШИН

СОЙКА 

Какая холодная серость          
У старческих щёк октября! 
И листьев тлетворная прелость -  
Деревьев опавший наряд.
И трав поржавелых прослойка 
Меж жизнью и тленом… 
Но вдруг     
Шумливая юркая сойка
Пробудит и сердце, и слух.

И станет так мило и любо:
Ну, гостья – глазаста, шустра!
И что-то съедобное в клюве -
Добыча пичуги с утра.

…Вдаваться в сонливость не надо,   
С унынием глядя на свет,  
Есть в каждом сезоне отрада
Для зрячего сердца, поэт!
Есть в каждом мгновении радость   
Как мир ни казался бы сер,
И сойка чудесная рядом  
Тому - непреложный пример.
Сиянье весеннего неба               
Не меркнет на вольном крыле!

Ты вынес ей корочку хлеба   
От добрых людей на земле?..

 

ВЯЧЕСЛАВ АНЧУГИН

НИ О ЧЁМ НЕ ЖАЛЕЙ

Ни о чем не жалей в эту осень, не нужно печалиться.
Все, что летом цвело – прогорает пожухлой травой.
И ожог на земле – это вовсе не повод отчаяться,
Будет новая жизнь на куче золы дармовой.

Посмотри на закат, на холстине небес нарисованный,
И тихонько вздохни, поводя онемевшим плечом.
Ведь хрустальный ларец на дубу с твоим сердцем закованным,
Это просто сундук, открываемый чьим-то ключом.

Если хочется – пой, но не плачь, этих слез я не вынесу.
Что за странность: вода опаляет не хуже огня.
Это осень сорвет на бегу надоевшую вывеску,
Снежной пеной листву по притихшим аллеям гоня.

Серебрится рассвет, и вторая подушка не тронута,
И никто не спешит это место уже занимать.
Ни о чем не жалей на краю белоснежного омута.
Это новая жизнь. Или, может быть,  просто зима.

Поделиться с друзьями:

Вячеслав Анчугин # 17 декабря 2016 в 11:46 +1
Спасибо всем, кто голосовал за мое стихотворение! Очень приятно!
Михаил Кульков # 17 декабря 2016 в 16:01 +1
Благодарю жюри, ведущего и всех участников конкурса. Поздравляю номинантов.
Оксаний Невидаль # 17 декабря 2016 в 18:23 +2
Как во многих литературных конкурсах победителями названы не лучшие тексты. В поэтическом смысле.

Говоря именно об этом конкурсе, выскажу своё мнение: около 60% текстов относятся к "осенним историям" с большой натяжкой.

Тем не менее, мои поздравления организаторам, судьям, участникам и победителям. Конкурс окончен - да здравствует конкурс!(с)
Владимир # 18 декабря 2016 в 15:04 +2
Интересный Конкурс, жаль, что теперь Конкурсы у Вас редко бывают(
И Жемчужины поэтические куда-то исчезли(
Было с ними интересно.
Альфа Елена Калиганова # 18 декабря 2016 в 16:27 +2
А кто занял третье место?
Мне кажется, будет справедливо назвать их имена.
Даже если их 5-6.
Доброе слово и кошке приятно.
Вера # 21 декабря 2016 в 23:57 +4
ЗАМЕТКИ  НА  ПОЛЯХ.
Прочитала стихи, названные лучшими на недавно прошедшем конкурсе «Осенние истории». До подведения  итогов конкурса как-то вскользь читала некоторые тексты, представленные  на суд читателей и жюри. Показалось, что многие стихи достойны быть представленными для широкого
обозрения.
Наверное, некоторых участников затруднили условия конкурса: не просто стихи об осени, а осенние истории с необходимым , пусть, может быть, по- разному обозначенным сюжетом.
Заранее оговорюсь, что брала для более глубокого прочтения только 3 произведения, которые
меня, как говорится, зацепили в первую очередь как читателя. На мой взгляд, они расположены
на в общем-то разных поэтических полюсах. Как бы условно назвать их? Ну, например, одни на полюсе живой ,ищущей, в чём-то метафизичной современной поэзии – другие, скажем, сделанной по определённым, уже почти готовым «лекалам», не добавивших к этому традиционному опыту почти ничего своего, индивидуального, непривычного, когнитивного. Короче, «сработанные», как говорят в современной поэзии, по типу маргиналий. В этом определении нет ничего обидного, оно безоценочное, пока не применимо к определённому
тексту. Это ни хорошо и ни плохо.
Хотелось бы сказать несколько слов о «Фантастическом рассказе» Дмитрия Казарина, занявшем 3-е место на конкурсе по определению жюри. Пожалуй, сюжет в этом тексте соблюдён идеально ,со всеми его атрибутами :завязкой, кульминацией, развязкой. Уместны , интересны, ироничны аллюзии, обращённые к Пушкину. Умеренно иронический в 1-ой части рассказа текст , «набирая
обороты»,к кульминации превращается в какой-то  трагикомический  фарс, и всё это, при явном сочувствии герою, неудержимо смешно и естественно. Хорошо подшутил автор и над собой, и над сопровождающими нас всю жизнь реалиями нашей современной жизни. Получилась живая, непосредственная  сюжетная картинка, обыгранная и стилистически очень верно. Правда, от осени здесь только грязь, в которую окунулся наш герой, но это, может быть, только усиливает впечатление, придаёт заданному тексту и  ощущение реальности происходящего, и даже своеобразную оригинальность, так как привычные «атрибуты» осени здесь были бы вряд ли уместны.
Стихотворение Д. Казарина и актуально, и индивидуально, и социально, чего и ждут сейчас от современной поэзии.
Понравилось и лирическое стихотворение-песня Игоря Васильева, занявшее 1-е место на конкурсе по определению жюри, с ненавязчивым двойным повтором-рефреном, сопровождающим весь текст. Эти рефрены («Слёзы дождя на притихшем окне» ; «Поздняя осень, не плачь обо мне») «вплетают» мысли-итоги автора о жизни в какую-то своеобразную, реальную и немного грустную
картину осени- судьбы.
Аллюзия - отношение  к Окуджаве в чём-то и продолжает настрой первоисточника, но и лексически, и в смысловом отношении всё-таки спорит с ним. Это придаёт облику  ЛГ индивидуально своё, по- мужски суровое и твёрдое приятие и жизни, и судьбы.
Свежесть образа Л Г достигается не привычным  повторением, а трансформацией уже обозначенного в эпиграфе образа. Философичная концовка «И кто же мне скажет - был я , иль не был…» в духе маргинальной поэтики, но это определение безоценочное, а в качестве естественного «исхода» стихотворения звучит очень убедительно.
Если говорить о сюжете, то, вероятно, этот сюжет внутренний, который намечает духовные вехи - акценты на жизненном пути героя, для него особенно важные: «Сердце - мишень в человеческом тире…», «Вдруг понимаешь, что в жизни всё просто» и пр.
В некоторых других конкурсных работах  использовался в основном  уже упоминаемый мной выше приём маргиналий. В этом отношении характерно стихотворение  С. Тимшина « Сойка».
С. Тимшин - поэт  тонкого лирического склада, его творчество мне, безусловно, нравится. Пишет он обычно в духе традиционной поэзии советского периода. Как я уже говорила, традиционные приемы,  образы , стиль вполне  уживаются с современной поэзией. Но было бы вдвойне прекрасно, если бы эти приёмы,  изобразительные средства наполнялись новым, своим,
оригинальным содержанием, «заблестели» бы иными , свежими красками, неожиданными поворотами смысла и сюжета, а не механически повторяли уже готовые схемы. Но этого, к сожалению, я не заметила.
«Листьев ТЛЕТВОРНАЯ прелость» у Тимшина, скорее, не поэтическая находка, а  обидная неточность: осенняя листва, даже пролежавшая зимой под снегом, не бывает тлетворной: я, например, даже люблю запах этой осенней прели. Об этом писали и наши писатели - классики, например, И. С. Тургенев. А  кто лучше его понимал  и чувствовал нашу  русскую природу? Возможно, только И.А.  Бунин, но у него было своё, бунинское, ощущение  красоты природы, но тоже всегда точное и выразительное. Кроме неточности, даже эстетически образ осени Тимшина не производит приятного впечатления.
Я понимаю, конечно, чем продиктован и этот образ ( «листьев тлетворная прелость») , и изображённый выше: «холодная серость старческих щёк октября». У автора была задача - создать унылую, бесцветную (серую)
картину осени в октябре, хотя в этом месяце осень вовсе не бесцветная.  Автор грешит против истины, чтобы на контрасте «оживить» скучный мир чудесным появлением шустрой весёлой птицы, которая « вдруг…пробудит  и зренье, и слух».
Всё выглядело бы, может быть, не так уж плохо, если  бы  не эти нарочитые неточности, которые огрубляют текст, указывают на « склейки» и «швы» мастера. В картине осени автор явно переборщил, погрешил против истины, отчего этот пейзаж под «нажимом» пишущего выглядит не только неточным, а в чём-то даже несколько отталкивающим. В данном случае такие переходы от одной картины к другой должны быть более тонкими и естественными. Там, где надо использовать ювелирные  инструменты, не стоит «рубить топором».
Поэтический текст - это сложно организованное эстетическое пространство, а не разрозненные и кое-как сшитые куски текста.
Добрую часть произведения занимает обращение - призыв к поэтам видеть чудесное в обычном, в серых буднях жизни .Ну, во-первых , истина эта далеко не нова  и в разных вариациях десятки раз повторялась многими поэтами и вовсе не поэтами. Приводить примеры не имеет смысла: они у многих на слуху. И тут даже не тривиальность таких призывов, непременно со словом «пример»,
удручает, а то, что своего-то, индивидуального, отмеченного как раз тем же зорким поэтическим взглядом  художника, и нет. И вообще давно уже отошла пора призывов и пафосных речей в поэзии. Пусть лучше это делают публицисты. А у поэтов в основном задачи иного рода.
Вот заметила прекрасный образ и обрадовалась: «Сиянье весеннего неба Не меркнет на вольном крыле». Чудесно, живо, точно, многозначно! Действительно, эта весенняя  голубизна неба на крыльях сойки просто поражает, да ещё и осенью.
Думаю, что нашим авторам надо больше обращаться к современной поэзии, а не бездумно  следовать стереотипам. Конечно, выбирать надо лучшие образцы, руководствуясь и эстетическим вкусом, и чувством меры. Хорошо, что прошли, кажется, те времена, когда некоторые « творцы» сбрасывали с «корабля поэзии» всё традиционное как будто бы устаревшее и не нужное в век информационных технологий и пр.
Одна из особенностей современного релятивизма в поэзии - это его гуманизм, но любовь не к абстрактному человеку вообще («человек - это звучит гордо»), а интерес к « личности», какой бы то ни было. Мне всегда импонировали слова М.Лермонтова (цитирую по памяти): «История жизни человека, даже, может быть, самого заурядного, едва ли не интереснее  истории
целого народа».
Вот и сейчас, кажется, наша современная литература повернулась лицом к этому обыкновенному человеку, но в чём-то, может быть, даже очень замечательному.    Понравилась мысль, подхваченная у поэта- релятивиста: «Не говори о женщине падшая, не посмотрев ей в глаза». Это ведь сродни христианскому: «Кто из вас безгрешен, пусть первым бросит в неё камень». Это и есть релятивизм в его гуманистической составляющей.
PS.  Всё написанное - только субъективный взгляд рядового читателя, ни на что не претендующий.
Мягков Александр # 22 декабря 2016 в 09:07 +2
Вера,не устаю поражаться Вашему пониманию и вниманию к творчеству авторов! Вы читаете стихи сердцем.А это так важно для всех нас!Спасибо огромное!)))))
Айк Лалунц # 24 декабря 2016 в 16:18 +1
От всего сердца поздравляю победителей! Новых творческих успехов!
анфиса # 27 декабря 2016 в 11:54 0
Поздравляю победителей. Желаю всем творческих успехов.
Татьяна Бальсене (giriusa) # 27 декабря 2016 в 20:01 0
С победой!
Владимир # 30 января 2017 в 06:50 0
Жюри, конечно, оставляет желать лучшего.
Отдать первое место за перепев песни(
Ниже плинтуса.
Администратор # 31 января 2017 в 16:13 0
Решение не бесспорное, но вполне объяснимое. При большом количестве стихотворений высокого уровня победу отдали произведению с элементами интертекстуальности, содержащему традиционные культурные символы. Про "перепевку" - вульгарно, пожалуй.
Владимир # 1 февраля 2017 в 14:53 0
Перепев - это когда мелодия остается прежней. а слова меняются.
Ничего вульгарного в этом слове нет.
Но имея прекрасные стихи в Конкурсе выбрать такое
Формальное отношение.