Захар Прилепин: «Женская поэзия в нынешнем представлении — это поэзия заусенца»

7 января 2016 - Администратор
article87822.jpg

 Обладатель «Большой книги», прозаик, биограф и просто большой любитель поэзии Захар Прилепин посчитал возможным жёстко заявить о своём отношении к современной женской поэзии. Отвечая на вопрос читателя, писатель сказал, что настоящая поэзия не может делиться на женскую и мужскую, а на «высшей точке развития поэзии все гендерные различия исчезают». 

«В чём заключается — на мой взгляд — банальный гений Ахматовой, Цветаевой? — начал автор сборника «Непохожие поэты». — В каком-то сгустке, концентрации их поэтической энергии, мысли. Это находится в том же самом поле, что и поэзия Пушкина, Тютчева, Есенина, всех этих титанов».
К современному стихотворству от женского лица у телеведущего весьма негативное отношение, за исключением творчества Олеси Николаевой: «Потому что женская поэзия в нынешнем представлении — это поэзия заусенца: вот у меня болит пальчик — меня кинул мальчик…» По мнению биографа Леонида Леонова, у той же Ахматовой было «колоссальное представление о всём пути России», о будущем, о прошлом нашей страны. «Для Ахматовой и Цветаевой это всё было крайне важно, — отметил национал-большевик. — И мифология, и древняя история, и этот цветаевский, прости Господи, милитаризм»: как она реагировала на всех этих героев войны 1812 года, молодых генералов, на героев Белой и Красной армии! Для неё всё это было насущной повесткой дня. Где такая нынешняя поэтесса?»
Прозаик Прилепин убеждён — у подавляющего большинства поэтесс нет лирических строк о судьбах страны, нерве времени, национальных интересах. «Кто-нибудь напишет про молодых сирийских генералов — у них вообще нет мыслей об этом в голове. Они не понимают, зачем мужчина может надевать форму и идти с автоматом. Это не входит в их картину мира. А в картину мира Цветаевой-Ахматовой входило… И при этом они могли и про заусенец писать», — разгорячился бывший омоновец, продолжая в том же духе. Мол, только истинный русский поэт «может вознестись над всей русской историей, сверху озирая её».
«И для этого, и Ахматова, и Цветаева, и Пушкин подходят одинаково, а нынешние девочки — не подходят, как правило, хотя мы все их любим: хорошие девчонки, но они не такого масштаба, — смягчился журналист. — В этом их женское заключается. Но сейчас и мальчики такие пошли…»
 
 
 
По материалам сайта Пиши-читай

Поделиться с друзьями:

Администратор # 7 января 2016 в 11:56 +4
Такой вот завуалированный сексизм и навязывание своих ценностей в исполнении Захара Прилепина. С одной стороны, ничего нового(тот же Мандельштам негативно отзывался о так называемой "женской поэзии"), с другой стороны, хочется спросить, с каких это пор война в ценностной иерархии выше любви? Можно посмотреть пристальнее в сторону Ахматовой и Цветаевой, но воздержусь пока.
Дядя Витя # 10 января 2016 в 08:09 +2
Как же хочется нашим нынешним прозаикам самоутвердиться над слабым полом, слегка щёлкнув их по носу: "читайте, завидуйте, я гражданин, а не какая-нибудь гражданка!"
       При этом сами они до презираемой гражданочки-то и не дотягивают,-- пишут Большие книги, но о поэтическом творчестве и малейшего понятия не имеют. Да и как прозаик, не будучи Поэтом, вообще может судить Поэта?
       "Прозаик -- это несостоявшийся Поэт!" Вы будете со мной спорить? Пушкин -- поэт состоявшийся, потому у него и Проза хороша. И о такой-то Прозе с большой буквы мы говорим, что она написана Поэтом. Тягаясь с Поэтами, прозаик сам же себя и обличает, расписываясь в своей собственной бездарности. Ну не дано человеку стать Поэтом, а потому и "зелен виноград"...
       Поэзию отличает жертвенность и любовь, а у прозаиков, как правило, -- приземлённая рассудочность и желчность! Ну с чего бы это в очередной раз "обладатель Великой книги" полез ставить всех своих конкурентов, и мужчин, и женщин на место? Начал, естественно же, со слабого звена, милые дамы не способны за себя постоять, потому как стишками не дотягивают. Да самый слабый из Поэтов, способен создать крылатый Образ, парящий над суетным миром, чего ни одному рассудочному прозаику не под силу. И как тут ущербному прозаику с Синицею в руках не поревновать к Поэту, самому летящему в Журавлиной стае!
       А вот самому-то взлететь прозаику и не дано, поэтому ему ничего не остаётся, как только крушить журавлиные гнёзда, где лучшие представительницы Крылатого племени высаживают будущих Поэтов. Ничего, кроме своей желчности да скабрезности прозаик в Поэзии и не показывает, потому "наше всё" А.С.Пушкин перлы таких авторов и называет "презренною прозой"...
       Лично я к произведениям женщин в Поэзии отношусь с восхищением, есть темы, куда мужланы не лезь, такого они никогда до конца и не прочувствуют. У Ольги Алёнкиной:

"Мой маленький пузик, как круглый арбузик,
А  в пузике этом  --  живёт карапузик ...
Малюсенький  носик,   малюсенький  ротик,
И всё уместилось в мой круглый животик!"

       Или же вот ещё у Василены Голуб из Украины:

"Капелька не окне, капелька на лице,
Только  не была я  --  на улице ...
В комнате вдвоём, только дочь  и я,
А  в судьбе моей  --  многоточия...
Вдруг она всердцах: Ну и что потом?
Знает только Бог, -- я ей шёпотом!"
Renata # 10 января 2016 в 11:07 +3
интересная тема... попытка мужчины самоутвердиться и вернуть хоть часть той территории, которая когда-то принадлежала только им... соглашусь , пожалуй, с тем, что мне тоже претит излишние пуси-муси в иных стихах женских... умом понимаю: ну, у нас вот так устроено мышление и восприятие, но не принять не могу...может, потому что сама так не пишу... с другой стороны, внимательно прочитав всех , да и ранее думала об этом, мне кажется, что все эти определения, сентенции - до того субъективны! хотя бы потому что тоже придуманы людьми... а потому это всего лишь, точка зрения, которую можно принять или нет... я, например, при всем уважении и любви к классикам, не люблю сравнений. как и в жизни, ибо сравнивать можно только с самим собой. и не люблю слова "поэтесса", он действительно отдает иронией...причем, не самой хорошей. но и это не повод для меня обижаться) пишу, значит, испытываю потребность... как пишу?... что ж... полагаю, ответ будет очень и очень многозначный, и весьма не категоричный)
Айк Лалунц # 10 января 2016 в 11:16 +4
У настоящей Поэзии нет пола, как и нет возраста.  Можно в 16 лет писать мудрые сильные  зрелые стихи.  И можно в 80-т сочинять так ярко, искренне, светло и возвышенно, что окружающим кажется, что эти строки написал 16-летний юнец.                       
И мужчина может написать слезливую глупую хрень.  И женщина - удивительно свежее,  искреннее, сильное произведение.  Ведь здесь главное  не принадлежность к полу, а звучание души, чистота помыслов,  и полёт мысли.  Потому что истинная Поэзия - это дар Божий.
Но это не значит, что остальные,  у кого нет этого дара, не имеют права писать, имеют. Если есть, что сказать - скажи.  И люди пишут, причём, большинство из пишущей братии поэтами себя не считают.  А сочиняют, так для души, и на сайты выкладывают для того, чтобы найти понимание и единомышленников, а не ради каких-то иных целей. Пишет народ, и слава Богу! Кстати, настоящий поэт, настоящий мастер  никогда не будет прилеплять  к авторам  ярлык графомана.
И возвращаясь к вышесказанному. Вот три поэта - Саша Бест, Светлана Ширанкова и Ксана Василенко. Да, они женщины, но я на сто процентов уверена, что те  их стихи,  где нет прямого указания на принадлежность  (по типу: я сказала, я пошла, я сделала...),   спокойно могут читать от своего лица мужчины со сцены, и тот, кто не знает авторства этих строк - не поймёт, что они написаны женщинами.
А возраст... Был такой мальчик - Владимир Полетаев. Поэт. Его не стало в девятнадцать, но за свою краткую жизнь он такие написал стихи, что многим взрослым, считающими себя поэтами, такого никогда не создать.
Так что, господин Прилепин,  говоря о "женской" поэзии как о некоем "заусенце", далеко не прав.  Кстати, пыталась одолеть его "Санькю", но увы... моё мнение  - муть  страшенная, не моё, не люблю такое, но я же не отрицаю, что Прилепин  признанный  некой общественностью профессиональный  литератор.

За сим, разрешите откланяться,  и не браните сильно за мои (может быть для кого-то) спорные мысли, я же не истина в последней инстанции.


С уважением, Айк Лалунц.
Дядя Витя # 8 апреля 2016 в 09:54 0
Не надо про "слезливую и глупую", это относится только к блондинкам и их маменькиным сынкам.
Renata # 10 января 2016 в 11:54 +3
прочла сейчас с интересом комментарий Айк и у меня появилась идея) А что, Олег, если нам провести такой конкурс на угадывание автора - мужчина или женщина? традиционно тебе анонимно будем присылать свои стихи, а потом угадывать) правда, не совсем понятно, как определять победителя... наверное, из числ не авторов, а комментариев, кто больше угадает...а впрочем, можно и не конкурс вовсе, не ради победа, и эксперимента для))))))
Администратор # 10 января 2016 в 14:01 +5
Рената, мы как раз этот эксперимент обсуждаем с Леной. В ближайшее время опубликую приглашение участвовать в конкурсе-эксперименте.
Слава # 17 января 2016 в 14:26 +5
Конкурс появился своевременно и как видим очень много участников и заинтересованных лиц, спасибо за идею и ее продвижение...
Виталий Неотмира # 7 апреля 2016 в 16:44 +1
А кто-нибудь читал Ирину Ратушинскую?
Дядя Витя # 8 апреля 2016 в 11:10 0
За которую Тетчер заступилась? Дисиденты делятся на сидентов, отсидентов и ещё не сидентов...