Рецензия на кинофильм "Викинг" в "Литературной газете

19 января 2017 - Администратор
article95871.jpg

Приглашаем наших читателей ознакомиться с рецензией Александра Кондрашова на нашумевший блокбастер. Будем рады прочесть ваши отзывы о фильме. 

 

На что потрачены миллионы из бюджета и 250 рублей из моего кармана?

 

 

Премьера «Викинга», шумно отпразднованная и рьяно продвигаемая дружиной викингов Первого канала, – его многолетний воевода Константин Эрнст один из продюсеров фильма – вызвала необыкновенно яростные споры

 

Ударили в грязь лицом

В патриотических кругах фильм был подвергнут тотальной обструкции. Ярко и едко «стыдобище под названием «Викинг» критиковал (точнее высмеивал) публицист и телеведущий Егор Холмогоров: «Фильм позволит каждому пришедшему зрителю постичь: как видит русскую историю тот, кто её не знает, не любит и ею не интересуется. А видит он её как сплошную грязь».

Известный блогер Дмитрий Пучков с историком Климом Жуковым по косточкам разложили историческую составляющую «унылого, занудного полотна» и обнаружили его вопиющее несоответствие летописям, сохранившимся артефактам языческой культуры, патриархальным нравам княжеского быта, архитектуре и укреплениям древних городов, а также доспехам витязей Киевской Руси… В Сети даже объявили голосование за запрещение очередного фальсификата, пачкающего и порочащего историю наших предков.

Удивительно, что всколыхнулись не только консерваторы-патриоты, фильм не приняли и при дворе византийствующего Первого: нож в спину князя канала сего вонзил завсегдатай «Вечернего Урганта» кинокритик Антон Долин. Оный Зоил бесстрашно обрушился на «истукана у Боровицких ворот», воплощённого в блокбастере: «Это – отталкивающе-жестокое, натуралистическое, полное насилия зрелище. <…> Если резюмировать идею «Викинга» в нескольких словах, доводя мысль авторов до предела, то она сведётся к простому тезису: «Никогда России не быть христианской страной». Вскрыл, чертяка, русофобскую сущность блокбастера.

Но телевизор надрывался в похвалах и зазывал в кинотеатры: «Время пришло!», сообщал о январских рекордах «шедевра» в прокате (которые, впрочем, скоро побило голливудское «Кредо убийцы»).

Попутно стало известно о фантастическом, вполне голливудском бюджете «Викинга»: 1 250 000 000 рублей. Комфортабельный современный город можно построить, а не те хибары, что в фильме.

Вспомнилось, как в рецензиях на исторические фильмы Михаила Задорнова о Рюрике и Олеге, снятые на народные (собранные по подписке) деньги, «ЛГ» сетовала, что у создателей не было голливудского финансирования: «Ах, какую красочную картинку можно было бы создать, реконструируя вхождение дружины Олега в Смоленск и Киев, «отмщение неразумным хазарам» и «взятие» Царьграда!» Эти возможности у дружины создателей «Викинга» были. Только как они ими воспользовались?

Задорнов в интервью «ЛГ» признавался: «Как сатирик, я обращал внимание на наши недостатки. Но потом понял: всё, хана всем! Нельзя больше чмырить собственный народ, так можно всё потерять. Нам нужно учиться чтить свою историю, чтить свой национальный характер». Фильмы сатирика, ставшего историком, о вещем Олеге, Рюрике, Гостомысле и других доказывали, что русская история началась не с Крещения Руси и даже не с Рюриковичей. Подобно другим народам Европы (тем же грекам) наши далёкие предки были вовсе не дикарями. У них за много веков до крещения были и богатая культура, и духовная жизнь со своими богами, жрецами и былинными героями.

Каковы они в произведении конунга Эрнста, воеводы Андрея Кравчука и многочисленной дружины постановщиков и лицедеев «Викинга»?

 

Кровь христианских младенцев

Купил за 250 руб. билет и пошёл в кино, конечно, не с целью выискивать недостатки, а получать удовольствие – создатели обещали не разочаровывать. Продюсеры (К. Эрнст и А. Максимов) вроде никогда не ошибались. И режиссёр Андрей Кравчук, снявший успешного «Адмирала» (а ещё «Улицы разбитых фонарей» и другие популярные сериалы), – тоже, и кастинг выдающийся. И шикарные трейлеры со сказочной русской зимой, мужественными витязями и женственными княгинями через каждые 15 минут показывались на Первом, и, собственно, драматичная летописная история буйного язычника-многоженца Владимира, ставшего праведником, интриговала – всё обещало незабываемое зрелище. В главной роли Данила Козловский, который после «Легенды № 17» и «Экипажа» главный у нас артист. И другие звёзды: Максим Суханов (Свенельд), Владимир Епифанцев (Фёдор), Светлана Ходченкова (Ирина), Игорь Петренко (Варяжко). И, конечно, маститый Андрей Смоляков (Рогволд) с совсем юной, но уже много чего добившейся белорусской актрисой Александрой Бортич (Рогнеда)… Всё пред­вещало.

И начало фильма оправдало ожидания. Потрясающей красоты девственный лес, первобытная зима, снежная пушистая перина на елях, и богатырская погоня за диким вепрем (отличная работа оператора Игоря Гринякина). Восхищение сказкой кончилось, когда шикарный компьютерный зверь был повержен и начались разборки между охотниками. Оказалось, что они хуже зверей. Жестокие, лживые, коварные. Олег, Свенельд, Блуд, Ярополк. Не сочувствуешь никому и диву даёшься, зачем их такими сделали? Да ещё за миллиард с гаком?

Красавец Козловский, на удивление, тоже не вызывает сочувствия. Его образ невнятен, как и весь сценарий, написанный Виктором Смирновым и Андреем Рубановым (последняя его работа – сериал «Мурка») в соавторстве с летописцем Нестором (как пошутили продюсеры) и с эпиграфом из Мао Цзэдуна (?!). Из здешних хунвейбинов и урок вообще никого не жалко. Даже изнасилованную Рогнеду. Создатели, видимо, старались приблизить героев к нашему времени и перестарались. Братья Олег и Ярополк тут – уголовники-беспредельщики, Владимир – хипстер-наркоман, случайно попавший в бандитскую разборку IХ века, белокурая красотка Рогнеда – вздорная, злобная олигархесса, абсолютная дура. Пришедшего свататься красавца-князя она, несмотря на предостережения отца, прилюдно оскорбляет, обзывает фактически ублюдком. Владимиру и его бандитской ОПГ, разумеется, слышать такое невместно, он обязан мстить, берёт город штурмом вместе с княжной, которую по настоянию викингов-дикарей насилует публично, потом блюет и засыпает в луже. А Рогнеда, между прочим, будущая мать Ярослава Мудрого, праматерь Владимира Мономаха, Александра Невского и других великих князей и царей русских. Понятен гнев патриотов – «преданья старины глубокой» смешаны с дерьмом.

За кем здесь следить, кому сочувствовать? Пытаешься, несмотря ни на что, хоть кому-нибудь, но… не получается, не веришь ничему. И никому. И с каких мухоморов фильм называется «Викинг», а не, например, «Креститель» или «Князь Владимир»? Или на худой конец «Варяг»? Так на Руси называли балтийских пиратов, среди которых, кстати, были не только скандинавы, но и славяне, а слова «викинг» в русских летописях и былинах отродясь не было. Или потому что это ныне раскрученный бренд, недавно прошёл англоязычный сериал с таким же названием, и вот наш «Викинг» на его хвосте?.. Неужели продюсеры настолько самонадеянны, что с продуктом такого качества рассчитывают на мировой прокат? Впрочем, кто знает. С учётом принятой в западном киномире идеологии всё в фильме правильно: русские – грязные инфантильные скоты – нуждаются во внешнем руководстве. Так что всё может быть.

Мудрые мужественные викинги Свенельд (воевода Владимира, которого сценаристы перепутали с его славянским дядей Добрыней) и Варяжко (воевода Ярополка) здесь главные действующие лица, они двигают сюжет. Владимир же не совершает ни одного самостоятельного поступка, делает, что ему велят другие.Почему он крестит Русь? Потому что перешёл из-под опеки язычника Свенельда к греческому монаху Анастасу? Но решение Владимира о Крещении Руси по важности для страны сравнимо с деяниями Петра Великого и Владимира Ленина. Почему Владимир выбрал именно христианство, и Русь приняла его, и жители стали называться крестьянами?

Славянские языческие жрецы в фильме какие-то отвратительные уроды, как будто позаимствованные из сокуровского «Фауста». Видны эстетические пристрастия создателей блокбастера – по всему фильму щедро разбросано дерьмо из германовского «Трудно быть богом».

Конечно, были конфликты между служителями Перуна и христианами, но зачем здесь омерзительная, длинная сцена про принесение в жертву христианского младенца? Почему так мерзки эти с косыми избами и кривыми башнями покрытые соломой русские города и так грязны и убоги их защитники? Киев в Средневековье был большим европейским городом, одним из центров мировой торговли. Отец Владимира Святослав разговаривал на равных с византийским императором, и сам Владимир породнился не только с Царьградом, но и со многими правителями Европы. Почему в сравнении с провинциальной Корсунью Киев так сир и убог?

 

Ложка мёда с Пушкиным

Надеюсь всё же, что даже у тех зрителей, что не смогли досмотреть фильм до конца, появится желание обратиться к книгам о родной истории и к первоисточникам. Увлекательнейшее занятие. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог её дал».

 

Поделиться с друзьями:

Администратор # 19 января 2017 в 16:42 0
Был я на фильме. К истории никакого отношения не имеет - стало понятно сразу. Даже грызущая попкорн молодёжь не впечатлилась. Не совсем понятно, для кого снято кино. Если традиционный для нового времени "развод лохов" на деньги, и в этом случае слабо. Распил бюджетного бабла? Пожалуй, самая реальная версия. Кто не ходил, даже не вздумайте.
Оксаний Невидаль # 19 января 2017 в 16:53 +1
Не могу принять сторону ни противников, ни защитников фильма. И дело тут не в исторической правде или лжи. Фильм "Чапаев" тоже не образец исторической правды (скорее, наоборот), но Василий Иванович воспринимается абсолютным героем. А вот князь Владимир (в моём представлении) - хуже и ниже Бориса Годунова и Ивана Грозного. Как так получилось?
Боюсь, дело тут не в авторах фильма, а в личности самого князя. "Чёрного кобеля не отмоешь..." Даже посредством "его величество КИНО".
гюргий # 20 января 2017 в 22:13 +2
Лишь увидел рекламные кадры этого "шедевра", понял, что это - действительно блокбастер, вроде "Сталинграда" Феди Бондарчука (представляю, какую порку устроил бы ему отец - Сергей Бондарчук, действительный гений кинематографа!). Откуда у Кости Эрнста и его команды знания правдивой истории Руси? Подать её в версии начинающего журналиста - это пожалста. А с упомянутого сериала "Улицы разбитых фонарей" началось настоящее "опущение" ниже плинтуса нашей милиции ("Менты" и подобная им гниль). Нынче что ни сериал про полицейских - то помойка и обсиралово силовых структур и муниципальной власти. У нас что, в действительности так же, как в этих обсериалах? А Мединский куда смотрел? Такое подсунуть Президенту на обозрение! Что оставалось Путину перед видеокамерами? Разнести в пух и прах костину команду вместе с министром?
Про миллиард с гаком молчу, эк удивили. Десятки миллиардов гробят и пилят, о сотни миллионов нашим остапам бендерам уже западло руки марать...
анфиса # 22 января 2017 в 18:08 0
Сейчас   в России снимать "Большое"  кино не могут. Могут, но не получается шедеврально.
Администратор # 22 января 2017 в 19:19 0
Анфиса, а цель другая. Если цель жизни - извлечение прибыли, то о каких шедеврах мы здесь грезим?
анфиса # 23 января 2017 в 09:55 0
Тогда, почему Америка снимает шедевры?Там, что идейные и безгонорарные все стали? Любой хороший фильм можно разложить на стихи.Современные мастера, очевидно, понятия не имеют о "кристаллической ноте", о послевкусие фразы.Кино -это взгляды актёров, да и только!У Петра Тодоровского на взглядах одной только Чуриковой пол фильма держиться.Там мало говорят, но как подобраны реплики?!Стихи! Верлибр!"Фазаны говоришь..."
Администратор # 23 января 2017 в 13:22 0
Анфиса, есть большая разница между "зарабатывать деньги" и "пилить бабло".
анфиса # 28 января 2017 в 11:14 +2
Я в слэнге не сильна.Увы.
РОЖ # 7 февраля 2017 в 23:25 +1
Оксаний!
Нейтрал – История незыблема
Параллельно с двух сторон с названием одним
Бушуют ветры и циклоны.
Фильм и кино - эпопея скандинавских стран «Викинг»
В одном
Из главенствующих сюжетов кровавый топор междоусобиц
И все захватнические разбойные, бесчеловечные войны Сканд. В.
=========== =================
И слава ныне с тех памятных времён
Даты христианских православных земель
Крытые дома деревень соломой тёплой
Славянских мирных территорий принявших веру
И Владимир наше солнышко в середине.
Степи реки леса таёжные прибрежье океанов
Бани, в огородах пахарь
И полынья Предтечи в мороз январский
Колокольный звон церковный хор
Для очищения души зовёт к себе всех граждан быть свободе духовной!
Фильм «Чапаев» Гениальный! Как и рождённые из фильма улыбкой народа рекорды анекдотов!