Дмитрий Ермаков "Живём вблизи пустого храма...".

20 февраля 2016 - Администратор
article88907.jpg

 Предлагаем к обсуждению статью Дмитрия Ермакова, колумниста "Литературной газеты". В ней автор делится своими наблюдениями об особенностях православия в деревне.

 
"Говоря о бедственном положении русской деревни, рассуждая о том, что именно там, в деревне, сохраняется народная культура, традиции, нравственность и т.д., понимая, что надо поддерживать наше сельское хозяйство – основу безопасности (и не только «продовольственной») нашей Родины, мы зачастую забываем, что и «народная культура» (не так уж много её и в деревнях-то осталось, если честно), и «нравственность» и прочие моральные ценности, для русского человека уже более тысячи лет, прежде всего – православные ценности. Народная культура – это не только и не столько хороводы в народных костюмах (настоящим народным костюмом деревенских мужиков давно стала «камуфляжка» удобная в быту и в работе, кепка, поношенные кроссовки или резиновые сапоги) но, прежде всего, православная вера. 
И вера эта, а значит и культура, в народе живёт (и не только в деревнях) – практически в каждом деревенском доме есть иконы и т.д. Уже другое дело, что преобладает – внешнее или внутреннее (а то ведь под этими иконами и умирают, упившись водкой). И в советские годы, в моём детстве, я помню – почти в каждом доме в деревне, в которую я приезжал на каникулы из Вологды, были иконы и никуда их не прятали, а у старушек и лампадки перед иконами теплились… 
К чему я всё это?.. В Вологодском районе (а я работаю в районной газете) я знаю лишь одного священника, постоянно живущего в селе (о. Александр, в селе Кубенском в сорока километрах от Вологды) и служащего в храме этого же села. 
Да, в нашем Вологодском районе восстанавливаются и освящаются храмы, строятся часовни, на Крещение очереди машин выстраиваются к чудотворным источникам… Но во всех этих храмах, часовнях – служат городские священники, приезжающие лишь в праздничные дни. В эти дни храмы полнятся народом – слава Богу!..
Но почти нет священников, живущих среди своих прихожан, знающих заботы и радости крестьянина, его семейные проблемы, готовых в любой момент, например, выехать в глухую деревеньку для исповеди, просто поговорить с каким-нибудь механизатором, вдруг задумавшемся «о смысле жизни»… Ах, как же не хватает таких священников! Без них, без их, не наездами, а постоянной жизни в селе, при храме – не может быть и речи о восстановлении деревни. 
В деревне Тимонихе Харовского района Вологодской области, на родине Василия Ивановича Белова, его трудами и заботами восстановлен и освящён храм. Но священник приезжает в тот храм на службу, кажется, лишь в дни наезда в Тимониху «гостей» (взяли моду целыми автобусами туда ездить), ну, возможно на церковные праздники. Другое дело, что в Тимонихе практически никто не живёт, да и в окрестных деревнях народу не густо (но есть, есть). В то же время – создан «комитет возрождения Тимонихи», проводятся «народные праздники» в полумёртвой деревне с наездом городских гостей и «народных коллективов» в сарафанах. А то ещё надумали «возрождать» Тимониху с помощью молодых фермеров (не местных, иногда даже городских ребят, окончивших сельхозВУЗы), есть планы (и уже осуществляются) превращения Тимонихи в «туристическую зону», устроивают там «всероссийский сенокос»… Все эти праздники, «сенокосы», наезды туристов заканчиваются, конечно, обычной пьянкой… А надо – дать работу местным мужикам. И обязательно нужен священник! Да, ему, священнику, будет трудно там, среди спивающихся от безработицы и безнадёги мужиков, да, будет множество бытовых сложностей… Но, если бы нашёлся такой подвижник! Может быть – всё было бы спасено… 
Вот много говорят об «институте» военных священников, но разве не менее важен «институт» сельских священников? В нашей (Вологодской) области принимаются всевозможные программы поддержки молодых специалистов на селе (и поддержка эта, пусть и недостаточная, есть). Но почему нет программы поддержки сельских священников? Осуществлять её должны бы, конечно, не светские власти, а церковные. (Или я чего-то не знаю?) 
Вот и получается, что и храмы восстанавливаются, а по-прежнему, как Рубцов сказал: «Живу вблизи пустого храма…» 
И это не говоря уж о множестве до сих пор не восстановленных храмов. Даже хуже: в том же селе Кубенском, где живёт и служит о. Александр, есть и другой храм, до сих пор используемый под «Дом культуры». Да никакой это не дом культуры! Это храм! Храм, над которым ежедневно продолжается надругательство. Да лучше закрыть его пока, если нет возможности восстановить. Для дискотек же и прочих «культурных мероприятий» достаточно, извините, простейшего сарая. В Зааникиевской Владимирской пустыни и сегодня, как и в советское время расположена коррекционная школа… Примеры можно множить… 
Но вернёмся на землю, в деревню, в Вологодский район. На фоне других районов области, да и многих регионов России, сельское хозяйство здесь живёт и развивается – на фермах ставятся доильные роботы (первый в России именно у нас появился в колхозе «Родина»), на полях работает мощнейшая (в основном, конечно, импортная) техника… Но, ведь если только в землю смотреть, забывая о небе, можно и на земле, в той самой «хранящей нравственность» деревне (при нынешних-то средствах связи все городские пороки через телевизор и интернет в деревню приходят также, как и в любую городскую квартиру) в самого настоящего «потребителя» и рвача превратиться. 
А о небе и должны напоминать раскрытые двери сельских храмов, батюшки, живущие общей жизнью со своим народом".  




Литературная газета (с)                                                               

Поделиться с друзьями:

Анатолий51 # 21 февраля 2016 в 16:46 0
Никакие институты любых священников не будут успешны, если не проникнутся одной христианской ценностью, которая
превыше всех остальных вместе взятых. Ценность - это распятый и воскресший Иисус Христос! Автор статьи ни разу и не упомянул Его имя, однако только оно всесильно преобразовывать и спасать. Я хочу лишь сказать, что пока человек, называющий себя христианином, не вступит с Господом в личностные отношения, не познает Господа, внутри он останется пуст. Пустота ничего никогда не созидала. И если написано: земля же была безвидна и пуста, то так и было. А вот Слово Божье преобразовало её. Сегодня тоже только силой Иисуса Христа можем двигаться. Аминь!
Дядя Витя # 25 февраля 2016 в 06:08 0
Личностной бывает только погибель, а не Спасение. Отщепенство и обособленность никогда ещё и ни кого к добру не приводили. Иисус Христос наш Общий Спаситель, а не личный, как у баптистов всех мастей. Рубцов сокрушался о пустых храмах, но время изменилось. В том и беда, что храмы на селе закрывали, и как результат, люди из таких сёл поразбегались. Восстанови храм, и люди вновь потянутся на село, вернутся сюда и сбежавшие было в шумные города, да к сутолоке так там и не привыкшие. И вновь деревни наполняется детским смехом, исконно человеческой радостью многодетных семей. Время разбрасывать камни кануло в вечность, и на порог вступает иное время!
Анатолий51 # 25 февраля 2016 в 18:16 0
Виктор, а что же говорит наш Общий Спаситель: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь,
ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их."
Или вот ещё: "...если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия."
Виктор, рождаются то хоть не коллективно?
Спасение индивидуально, но уже спасённых Господь собирает в Церковь Свою!
А обособленность приводила к добру: Лот из Содома пример Вам.
Дядя Витя # 26 февраля 2016 в 18:45 0
Лот из Содома пример Вам, Лот-то от Праведной традиции не отпал, только ею, своею принадлежностью ко единой Боголюбивой общности и спасся, в том-то и беда баптистов, что они искаженно понимают Священное Писание, а уж Священного Предания для них и вовсе не существует. Надёргают куцих цитат в подтверждение своей ереси, а буквально следующая строка их и обличает с головой. Разговор про Православные храмы, которые во времена Рубцова оказались в запустении. Про баптистскую позицию, если честно, не очень интересно.
Анатолий51 # 26 февраля 2016 в 22:32 0
Что ж баптисты? Не признают крещения Духом Святым, я же крещён Им. Но судить баптистов не берусь,
ибо у всех христиан один фундамент на котором стоит Вера и строится Спасение - Иисус Христос!
Проханов как-то в передаче Соловьёва договорился до того, что католицизм это вера отличная от православной. Что это если не элементарное невежество?
Впрочем и ему судья  Бог! Какой бы христианской конфессии не принадлежал храм, главное чтобы в нём проповедовалось Спасение  кровью, пролитой Иисусом Христом, и Имя Господа спасало грешников.
Прочее конечно может иметь место, но не как первостепенное. К Иисусу люди шли и в пустыню, где не было никаких храмов. Ему и Слава!
Дядя Витя # 27 февраля 2016 в 05:58 0
Такое впечатление, что вас устраивают пустые храмы, а меня нет. Баптизм как-то не вписывается в "Науку побеждать" Александра Васильевича Суворова, а Православие и Храм являются её составной частью. Со своими умствованиями вы забыли, что такое Родина, а Русский человек будет помнить об этом до скончания века, и никакие однополые браки и иные безобразия, под которыми прогнулась прочие народы, не осквернят Русских семей. Мы говорим на Русском языке, и я думаю, что вы прекрасно понимаете, о чём идёт речь.
Анатолий51 # 27 февраля 2016 в 07:41 0
Как я понимаю Баптизм для Вас это всё, что не Православие. Однополые браки и иные безобразия это то, что заповеди
Божии нарушаются во всём мире, в том числе и России. Вы должны были быть готовы к этому и удивляться тут нечему.
Я же утверждал: Ни один храм не устоит если в нём не будет Иисуса Христа. Спасение акт индивидуальный. Ещё
сейчас Вы мне напомнили и я говорю, что христианин должен знать науку побеждать силы злобы поднебесной.
Что-то только мы с Вами беседуем. Хотелось бы послушать начальника транспортного цеха, в смысле - других христиан.
Дядя Витя # 27 февраля 2016 в 07:51 0
Тема у нас интересная, вот и беседуем. В статье говорится про Православие, которое единственно стоит преградой на пути стремящихся к господству мрачных сил, которые хотят подмять под себя весь мир. С Россией этот номер не прошёл. Отнюдь не атеисты пришли ко власти в 1917 году, да и сейчас на Украине орудует руководящая банда отнюдь не атеистов. Не пёрли бы вы на Православие со своей воинственный позицией баптистов. Про Гиппиус говорили, что она обладала поистине сектантским властолюбием. А Русским от таких властолюбцев одно горе.
Анатолий51 # 27 февраля 2016 в 08:19 0
Не пру я на Православие. Может Вы идёте против рожна?: Я об Иисусе Христе, Вы о Православии, я о небесном
Вы о земном. Для чего заполнять храмы, для борьбы с желающими мирового господства, или для достижения
оного? или для спасения, кровью Иисуса Христа, в жизнь вечную? Вот в чём вопрос???
Дядя Витя # 27 февраля 2016 в 11:42 0
Ради личного спасения баптисты и мам и пап своих продадут, да они о них и не вспоминают, закопали, и трава на этом месте не расти. На проскомидии об упокоении своих родных записочек в Алтари не подают. Баптисты забыли про Христа сразу же, как только съехали в свои зловонные ереси. И ни о каком Небе не думают, только о земном, уткнувшись носом в свою книжку, откуда из каждой строчки повыкинули Христа. Теперь заместо Христа живёт и здравствует сам баптист. Он глава Своей секты, потому и монолит веры у баптистов рассыпался мелкий мелкий песочек отдельных сект, и продолжает колоться на всевозможные толки и уклоны. На зыбучих песках ересей крепкого здания Государства не построить. Азбучная истина, да вы и Аз-Буки не знаете, потому как у вас её нету, выкинули за ненадобностью. В армии и на флоте не служите, а кто ваших отцов и деток от татей будет защищать, бросаете всех своих ближних на произвол судьбы.
Анатолий51 # 27 февраля 2016 в 13:19 0
Так Вы о Государстве ёлки - палки, а я - то всё о вечном. Ну чего Вас защищать. Вы вполне агрессивны.
Однако, как я понимаю, католиков Вам сегодня трогать запретили, ну хотя бы это для начала.
Дядя Витя # 27 февраля 2016 в 14:36 0
Я так понимаю, что вы не католик, давайте не будем о них говорить, это другая тема. О вечном чья бы корова мычала, а все баптисты, как никто, зациклены не земном. Баптисты выпотрашивают десятину, ссылаясь, естественно же, на тексты Библии, чуть ли не расчетки предъявляют своим пресвитера. В просторечии это называется кабалой. И вообще, весь протестантизм и русские его толки называется ересью жидовствующих, есть такой термин в Русской истории. С Небом не имеют ничего общего. Ваши повреждённые представления о вечности объясняются ущербностью человеческого представления о Небе. Небо вы трактует так, как вам выгодно. Чтобы в армии не служить, чтобы ни один волосок с вашей головы не упал, а Отчизна, да гори она огнём, надеетесь где-нибудь под корягой отсидеться. А вот что останется после вас, да хоть потоп. Здесь и сейчас, вот ваш символ веры, о вечности же в ваших земных планах и намёка нет.
Анатолий51 # 27 февраля 2016 в 15:38 0
Вы как-то наискось читаете комментарии. Я писал, что крещён Духом Святым, чего баптисты не признают отдельным актом, хотя многое у баптистов мне близко.
Я христианин и никакие приставки не хотел бы себе лепить, ибо все эти приставки считаю атакой врат ада. Но, чтобы
как-то сориентировать Вас, скажем христианин евангельского  толка. До сорока пяти лет был атеистом.
В моей жизни было явлено множество Божиих чудес. Я знаком с Иисусом Христом лично. Встречался я и с дьяволом.
Церковью Иисуса Христа, которая будет забрана с земли, считаю любящих Господа и призванных по Его изволению.
Конечно в этой Церкви не могут быть люди не рождённые свыше, но сегодня Господь ещё собирает Церковь Свою
до её полноты и все, кого Он предузнал и предизбрал еще до сотворения мира, войдут в неё.
Чего и Вам желаю!
Дядя Витя # 27 февраля 2016 в 16:53 0
Не имею чести состоять в христианах евангельского толка. Вас не осуждаю, после 45 лет атеистического промывания мозгов мне и "Мастер с Марго" показалась книжкой с претензией на духовность. Позже с этим искуссным апокрифом я разобрался, да не один я считаю его позором Русской литературы, ну где же у Булгакова мозги выводить Воланда в положительные герои! Ваши встречи со Христом и дьяволом считаю обычной прелестью, в которую легко впасть новоначальным христианам. Троицу вы не признаёте, а ведь полнота благодати связана именно с Ней. Есть такой праздник Богоявления, где Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух слиты в нераздельном Единстве. У вас же, как видим, серьёзные пртензии к одной из ипостасей триединого Бога. Рубцов тоже не имел чести состоять в христианах евангельского толка. Как-то не видел в этом никакого толку. Думаю, что окажись Рубцов в нашем Серафимовском храме, он был бы приятно удивлённо обилием молодёжи на Богослужениях в выходные и праздничные дни. Путёвки в епархиальный лагерь "Исток" на все три смены у нас на Курщине раскупаются в один день. При храме действует патриотический клуб "Пересвет", смею вас уверить, что Александр Пересвет не был христианином евангельского толка, что не помешало ему не пощадить живот на поле брани за други своя. Или вы всё решили за Христа и считаете себя, в силу каких-то там заумных человеческих соображений, более достойным Небесных обителей, чем этот Православный защитник земли Русской?
Анатолий51 # 27 февраля 2016 в 17:40 0
Не считаю себя вообще достойным Божьего внимания. Однако по милости Его жив и даже спасён от грехов. Что Бог триедин знаю: сам получил
откровение от Бога, когда пришлось спорить со свидетелями. Мне доказывали говоря: разве не понятно, что как у людей
отец одно, а сын другая личность. Когда мы разошлись, интересно что не раньше, Бог проговорил ко мне, не вслух:
"Я же не так рождаю" и всё. Конечно я понял. Упоминаю без конца Иисуса Христа потому, что Богу было угодно поразить  Его, если не запутаетесь Себя, явившегося во плоти. В покаянии мы обращаемся к Иисусу Христу благодаря Его за жертву и своими устами признаем его жертвой за наши грехи. Знаю, что в Православии есть таинство покаяния там
так же разрешает от грехов Иисус Христос. Сегодня мы водимы утешителем Духом Святым, но и Он постоянно напоминает об Иисусе Христе, если забываем конечно.
Стаж в вере не столь значим как Вам кажется. Сказал же Господь, что есть первые которые станут последними и наоборот.
Дядя Витя # 28 февраля 2016 в 07:07 0
И вы хотите сказать, что это статья ни о чём, храмы вам и "лично вашему спасителю",-- даже не могу представить, кто это такой,-- не нужны, и то, что их порушили в безбожные годы, так и надо... Ну а чем вы, в таком случае, отличаетесь от Троцких и Свердловых, которые утварили было такое с Русским народом?
Анатолий51 # 28 февраля 2016 в 21:25 0
О чём, о чём эта статья.  Пусть будут храмы в которых живёт ДУХ Святой, призывающий к покаянию и направляющий прихожан к Иисусу Христу, к признанию наивысшей ценностью на земле - подвиг души Господней! Моего Спасителя я знаю лично. Он знает меня. Можете ли быть уверены, что Вас знает Господь,
а не только священник храма который Вы посещаете? Если можете я рад за Вас!
Дядя Витя # 29 февраля 2016 в 09:20 0
Спасибо на добром слове! Враг потакает слабостям ближнего, а друг спорит, что мы в полной мере и продемонстрировали, надеюсь, в этой полемике... Прозрения вам и мне, и всем участникам нашего литературного проекта на Многая и Благая Лета!
Анатолий51 # 13 марта 2016 в 09:10 +1
Живём вблизи пустого храма. Хочу спросить не Виктора, его ответ я думаю смогу понять. Олег, Вас хочу спросить,
Что означает: "Се оставляется дом ваш пуст"?
Администратор # 14 марта 2016 в 13:48 +1
Анатолий, я никогда не претендовал на роль толмача. Почему Вы адресуете этот вопрос мне?
Анатолий51 # 16 апреля 2016 в 23:42 0
По личным причинам не смог ответить сразу, прошу прощения. Олег, почему толмачество,  берите выше - толкование!
Шучу конечно. Спросил Вас понимая, что имеете своё мнение по статье, Вами же помещённой на сайте.
Я объединил пустующее в России и пустующее в Израиле. Мне скажут: в России не все храмы пустуют. И в Израиле
многие синагоги заполняются. Однако Иисус сказал евреям, что оставляется дом их пуст, это по большому счёту.
Вообще Дух дышит где хочет и конечно Он может помогать Израилю, кто Ему запретит. Но чтобы Господь снова поселился среди Израиля, евреям необходимо покаяние перед Богом. Кто приведёт их к покаянию? Слово Божие говорит, устами пророка Захарии, что Сам Бог. Захария гл. 12 с 10 стиха и гл. 13 В частности там сказано:
"В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты."
Кто приведёт к покаянию Россию, к покаянию перед Богом и людьми, чтобы храмы (мы говорим о православных)
наполнились духовными прихожанами, не душевными, не знающими Бога, заходящими по необходимости соответствовать
какому - либо общественному стандарту. Скажем главный информационный рупор России Дмитрий Киселёв.
Звания и должности его известны. Да он сказал, что всякое государство греховно, но ведь и греховность бывает
разная. Более важно, что что он призывает оставить, как миф, объективность освещения событий журналистами. России не нужна объективность.
Это главный официальный  журналист, пропагандист, политолог (назовите как хотите) России. Значит он проповедует
предвзятость, и не меньше, в освещении истины. Он при любой власти будет стремиться сохранить не духовное,
а барахло своё, которое лишь материально. Он слепой ведущий слепых. Для прощения грехов нужно покаяние.
Как покается Россия если Православная Церковь на побегушках у власти  и сама со всевозможными претензиями
А цель - то у Церкви, воздвигнутой Иисусом Христом всего лишь одна - спасение душ человеческих, и брань - то
у Церкви одна - брань с духами злобы поднебесной! Спросите: должен ли верующий защищать Родину с оружием в руках? я считаю, что если точно, защищать, а верующий ведомый Духом Святым это понимает, то должен. Однако и  при
этом помнить какого он Духа, уж никак не духа войны!
Дядя Витя # 17 апреля 2016 в 06:42 0
Спаси, Христос, весь род людской!
Дурягина Светлана # 31 мая 2016 в 22:57 0
Вот и поговорили дядя Витя с Анатолием о своем наболевшем, позабыв о статье Дмитрия Ермакова. А мой земляк говорит об отсутствии духовной жизни на селе и надеется, что с появлением сельских батюшек эта самая духовность возродится.А я думаю, что одному батюшке деревню не поднять. Нужна уверенность деревенского жителя в завтрашнем дне, а она появляется у человека, если есть работа и достойная за нее оплата.
Дядя Витя # 2 июня 2016 в 23:29 0
4-го июня едем в Мормыжи под Курском на 10-летие памяти Вячеслава Клыкова. Здесь Вячеслав построил храм, и когда его спросили, зачем он здесь нужен, ведь люди из деревень бегут в города. Клыков ответил, что если построить храм, то и люди на селе останутся, да ещё и из городов народ сюда вернётся на родовые земли, что в последствии и произошло, -- и как же прав оказался Вячеслав Михайлович!