17 лет назад, 30 сентября 1999 г. умер Дмитрий Лихачев - советский литературовед, историк культуры, филолог, академик.

26 сентября 2016 - Администратор
article93737.jpg

 Известный литературовед, искусствовед, историк культуры, филолог, публицист, академик РАН... Круг научных интересов Дмитрия Сергеевича Лихачева был весьма обширен. Он является автором более 500 научных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры, и около 600 публицистических трудов. А еще на протяжении всей своей жизни являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Начальное образование он получил в реальном училище и советской трудовой школе, а в 1928 году окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета. В том же году Лихачев был осужден на 5 лет за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук». До ноября 1931 года Дмитрий Сергеевич являлся политзаключенным в Соловецком лагере особого назначения. Его первая работа – «Картежные игры уголовников» – была опубликована в 1930 году в журнале «Соловецкие острова». 
В 1932 году Дмитрий был досрочно освобожден и вернулся в Ленинград, где устроился на работу литературным редактором Соцэкгиза. В тот же период в печати стали выходить его статьи на филологические темы. С 1938 года он – младший, а с 1941 года – старший научный сотрудник Института русской литературы АН СССР, где руководил сектором древнерусской литературы. Во время Великой Отечественной войны Лихачев был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Казань, где продолжил свою научную работу. После войны он вернулся в родной город и с 1946 года стал преподавателем Ленинградского государственного университета (с 1951 года - профессор). Одновременно с педагогической работой, Дмитрий Сергеевич продолжал много времени уделять и научно-публицистической деятельности. А еще он известен как активный общественный деятель. Лихачев – автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ему принадлежат сотни работ (пятьсот научных работ, более шестисот публицистических трудов) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы. Многие из его трудов переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий языки. Его вклад в сохранение русской культуры неоценим. В 1942 году Дмитрий Лихачев был награжден медалью «За оборону Ленинграда», а в 1998 году стал первым кавалером восстановленного ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Помимо этого, он награжден и многими другими орденами и медалями, как России, так и других стран. В 1970 году был избран академиком АН СССР. Умер Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. 


Поделиться с друзьями:

Дядя Витя # 29 сентября 2016 в 16:01 0
Хранил отцовское Наследие,
чтил  Первое  тысячелетие ...
Как  это  многие  заметили --
жил во Втором тысячелетии:
посеял  зернышки  заветные
для   Третьего   тысячелетия!
анфиса # 18 октября 2016 в 09:55 0
Когда Д.С Лихачёву вручили орден, он, в ответном слове, заявил:" Нам ничего не остаётся, как сплотится вокруг президента..."
гюргий # 18 октября 2016 в 12:58 +1
Вот что российский академик Д.С. Лихачёв, названный представителями прессы «совестью нации», сказал в журнале «Огонёк» № 10 за 1988 год:
«Я думаю, что с крещения Руси вообще можно начинать историю русской культуры… Из варварской державы на краю света вдруг появилась держава с мировой культурой…»
Виктор Медиков в книге «Тайны правителей мира» возмущён:
«И это сказал академик, который не мог не знать о Сунгирьском захоронении в 25000 лет, об Ариях, Ведах, Велесовой книге, Весте и Авесте, о древнерусском городе Аркаиме (которому 4 тысячи лет и в котором был В. Путин) и дольменах, в два раза старших египетских пирамид, о Всеясветной Грамоте Руси, о летоисчислении праславян, о первом пророке Раме – величайшем основателе арийской культуры, родоначальнике Ведической эпохи, родившемся на территории теперешней России, учившем и творившем здесь и ушедшем на Восток для распространения великой культуры Ариев».
Ему с грустью вторит Юрий Петухов в своей книге «Дорогами богов»:
«Вот и видим мы на картинке из учебника истории некое существо в долгополой рубахе, ковыряющее землю грубой деревянной палкой, и внешне-то непохожей даже на соху. Ещё это существо собирает грибы, развешивает кадушки-борти и заострённой хворостиной бьёт рыбу в реке. Такое вот представление получает молодой человек о своих предках – представление, которому не десять и не шестьдесят лет от роду, а исполняется двести лет в обед, которое … упорно протаскивается из учебника в учебник и поныне. Воистину бессмертная схема! Мы не будем сейчас вдаваться в детали и опровергать те ложные стереотипы, которые и так не выдерживают ни малейшей критики.  Скажем лишь, что неизвестно откуда появившиеся существа за один–два века не смогли бы просто-напросто ни при каких обстоятельствах создать Гардарику – «страну городов» - на обширнейшей площади и самую древнюю в Европе литературу».
А ведь уже в 1955 году около Владимирского завода керамических изделий между долинами рек Клязьма и ручья Сунгирь под руководством Отто Бадера (с сыном Николаем) начались археологические раскопки, приведшие к сенсационным результатам. Сунгирь получил мировую известность и славу! Сегодня учёные располагают данными о том, что Сунгирь – это многослойный археологический памятник, отражающий, по крайней мере, восемь тысячелетий, в течение которых в этом месте останавливались первобытные охотники. А возраст обнаруженных захоронений девяти человек определяется в 22 тысячи лет (первоначально называлась цифра 27-28 тысяч лет). Причём на Сунгире была не сезонная стоянка обезьяно-человека, а постоянное стойбище древних охотников. И захоронения не случайные (лишь бы предать земле), а ритуальные, исполненные по строгим канонам. Полная коллекция находок в раскопах составила более 80 тысяч предметов, среди которых много богатых украшений (бусы, браслеты, кольца), разнообразного инвентаря и амулетов, орудий труда и охоты, игрушек, одежды. Одно только копьё из распрямлённого бивня мамонта говорит о высочайшем мастерстве сунгирьцев. Глупо было бы предположить, что сунгирьцы между собой общались жестами или с помощью примитивных звуков. Несомненно, были у них речь, свой язык, свои традиции и обряды, своя система исчисления и вероятно своя письменность, пусть даже примитивная. Ну не нашли тогда письменных документов (наподобие берестяных грамот, резов или дощечек). Так ведь и раскопали-то лишь мизерную площадку на территории предполагаемого стойбища в 50 гектаров.
Интересна точка зрения о культуре сунгирьцев писателя Владимира Мегре, изложенная в его восьмой книге «Обряды любви. Новая цивилизация» в главе «О чём хотел сказать Сунгирь?». Прочтите, не пожалеете.
На той же территории были открыты два селища и могильник племени меря 9-го века, город 11-го века, меряно-славянское селище 11-13-го веков. В 2006 году в небольшом, но более глубоком раскопе, в слое возрастом 70 тысяч лет найдены следы пребывания древнего человека – неандертальца!
Вообще, аналогов сунгирской находки в мире не существует! Сунгирь – это факт, действительность, а не вымысел кабинетных академиков истории! Ну и где после этого Древний Египет со своей шеститысячелетней историей? По сравнению с Сунгирём он даже не сын, а всего лишь правнук! Более полувека открытию Сунгиря, появились многие исследования языка, письменности, культуры, подтверждающие старшинство праславян или пра-пра-славян по крайней мере над европейцами.
Правда, россияне удивили мир Сунгирём дважды: первый раз – когда открыли эту древнейшую стоянку, второй раз – её последующим состоянием. Уникальное место не только не обустроено подобающим образом, но превращено в городскую свалку! Вот наглядный пример отношения власти к истории страны. Так что понятно, почему из учебников истории о наших предках до сих пор на наших детей сыплется мусор городских свалок. А, например, японцы выкупили часть экспонатов и оборудовали в Японии музей Сунгиря!
Александр Журавлёв в книге «Кто мы, русские?» утверждает:
«Так 6 тысяч лет назад и началась история России. Праславянами были заселены современные Воронежская, Курская, Белгородская, Сумская, Киевская области. Удивительно, но факт – до прихода наших предков, сколотов-земледельцев, у этих земель не было хозяина. В течение более трёх тысяч лет славян-руссов никто не тревожил, и они спокойно развивали земледельческую языческую цивилизацию… Геродот впервые описал походы славянских судов с хлебом по Дону, Днепру и Бугу и далее по Чёрному морю до Греции для продажи хлеба древним грекам».
Исследователи Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко в своей книге «Математическая хронология библейских событий» утверждают:
«…М. В. Ломоносов написал также «Древнюю Российскую историю от начала российского народа… до 1054 года», производя славян от Мосха, внука Ноя, и исследуя произведения античных авторов, он доказывает участие славян в «древней» Римской истории. Кроме античных источников, М.М. Щербатов пользуется русскими летописями. «Упоминание о скифах мы обретаем в Киевском Синопсисе…, славяне способствовали Филиппу Македонскому и Александру, его сыну, овладеть вселенной, за что последний, быв в Александрии, дал славянам грамоту, писанную на пергаменте златом, через которую утверждал за ними их земли и вольность».
Что же касается достоверности письменных подтверждений древних событий они же поясняют:
«… Большинство из нас, воспитанных на школьном курсе истории, убеждены, что восстановление событий прошлого – дело в принципе несложное. Достаточно, мол, взять летопись, прочесть её и пересказать современным языком… К сожалению, это не так.
Известная нам сегодня древняя история – это ПИСЬМЕННАЯ ИСТОРИЯ, то есть история, основанная В ОСНОВНОМ на письменных документах… Когда нам говорят, что Чингизхан в таком-то году завоевал полмира, это означает только то, что так написано в дошедших до нас письменных источниках. Вопрос же о том, когда они написаны и насколько правильно отразили реальные события, весьма сложен и нуждается в специальном исследовании. Читатель обычно думает, будто сегодня мы имеем летопись, написанную современниками Чингизхана и очевидцами событий. Это не так. Сегодня чаще всего мы имеем лишь позднюю версию, созданную только через несколько сотен лет после событий.  
Безусловно, в основе письменных документов лежала какая-то реальность. Однако, одно и то же реальное событие могло отразиться в нескольких разных летописях, и отразиться существенно по-разному. А иногда настолько существенно по-разному, что на первый взгляд невозможно поверить, что перед нами – два разных описания одного и того же события.
Изучая письменную историю, нужно постоянно помнить, что СЛОВА, ИМЕНА, ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ МОГЛИ СО ВРЕМЕНЕМ МЕНЯТЬ СВОЙ СМЫСЛ. Одно и то же слово могло означать в разные исторические эпохи совсем разные вещи. Кроме того, МНОГИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ ПЕРЕМЕЩАЛИСЬ ПО КАРТЕ с течением веков. Географические карты и названия на них застыли лишь с началом книгопечатания (не ранее 16 века!), когда появилась возможность печатать и распространять много ОДИНАКОВЫХ экземпляров одной и той же карты для практических целей мореплавания, обучения и т. д., а до этого момента каждая карта была уникальной, и в них царил пёстрый разнобой.
В древних текстах названия и имена сплошь и рядом употреблялись «без огласовок», то есть БЕЗ ГЛАСНЫХ – лишь в виде «костяка» из согласных. В то время, в прошлом, гласные при чтении текста иногда добавлялись «по памяти». Особенно ярко это проявляется в арабских языках, где практически все гласные добавлялись по памяти и в какой-то мере произвольно. Но поскольку в средние века арабская письменность использовалась не только для арабских, но и для некоторых других языков, то и в этих языках гласные на письме забывались. Даже если в устном языке они были устойчивы. В наибольшей степени это, конечно, относилось к СОБСТВЕННЫМ ИМЕНАМ… Представьте себе теперь, насколько неоднозначно можно сегодня прочитать древний текст, записанный одними согласными. Когда, например, сочетание СМН могло означать ОСМАН, либо имя СИМОН или ИЗМЕНЬ и т. п. При этом надо иметь в виду, что некоторые согласные имели тенденцию переходить друг в друга при различных произношениях. Например, «Ф» превращалась в «Т» и наоборот, «П» путалось с «Ф», «М» с «Н», «Б» с «П» и т. п. Отсюда разночтения типа КЕСАРЬ или ЦЕЗАРЬ, ТУРОК или ФИРАС,  или ТИРАС.
Наконец, в разных языках было принято разное направление прочтения слов – слева направо (как в европейском) или справа налево (в арабском, еврейском). В результате имя КАСПАР могло превращаться в РАБСАК, имя САР или ЦАР – в РАС и т.п.
Такие неоднозначности прочтения древних текстов могли приводить к путанице. Когда … искажения возникают при прочтении древних летописей, они …сильно искажают картину прошлого.
…Ввиду существенной неоднозначности и сомнительности … схоластических вычислений, дата «сотворения мира» …варьируется в разных документах в значительных пределах. В результате возникли, например, следующие «точки отсчёта», от которых развёртывалась вся хронология:
5508 – византийская, так называемая константинопольская;
4004 – Ашер, еврейская;
4700 – самарийская;
3761 – иудейская;
5199 - Евсевий Кесарийский;
и т.д.
… существует около 200 различных версий «дат сотворения мира». Вопрос о «правильной дате сотворения мира» отнюдь не схоластичен… Огромное число документов датирует описываемые события годами «от сотворения мира», а потому существующие тысячелетние расхождения в выборе этой «даты» существенно сказывается на датировке всех подобных документов.
Самое большое количество предрассудков связано с теорией «монголо-татарского ига».
Оказывается, история монголов и монгольского завоевания в том виде, в каком мы его знаем сегодня, появилась только в 18-м и окончательно сложилась в 19 - 20-м веках.
Много интересного открывается сегодня при взгляде на болгарскую историю с точки зрения новой хронологии. Например, мы с удивлением обнаружили, что старые болгарские тексты… написаны тем же языком, что и старо-русские тексты (не путать с церковно-славянским!). Они практически неотличимы ни по языку, ни по форме букв! Если не сказать заранее, что это за текст – старый болгарский или старый русский, то вы вряд ли догадаетесь о его принадлежности… Он практически без изменения был распространён в Болгарии вплоть до 19 века. А в 18 – 19 веках провели специальную реформу языка. Слегка изменили грамматику и в результате он стал заметно отличаться от русского… Реформа была проведена сознательно, чтобы по возможности скрыть яркое противоречие в скалигеровско-романовской истории Балкан. Вероятно, язык медленнее всего меняется на родине языка, а вот отдельная языковая группа, оказавшаяся вдали от родины (например, атаманское войско), попадает в чуждую лингвистическую среду… и, естественно, её родной язык начинает эволюционировать существенно быстрее под влиянием иноязычного окружения. Вероятно, нечто подобное произошло с ордынскими войсками, пришедшими в 14 – 15 веках в Египет, отдалённые области Западной Европы, в Китай и т. д.
…Сегодня турками называют коренное население малой Азии. В этом смысле считается, будто османы – это тоже турки, поскольку скалигеровские историки выводят их из Малой Азии. Согласно нашей гипотезе они пришли, по-видимому, с севера, из Руси–Орды и были в основном славянами и частично русскими тюрками. То есть теми тюрками, которые на Руси до сих пор живут в Поволжье. Ярким свидетельством являются болгарские турки. Это – часть населения Болгарии, имеющая европейские и даже скорее славянский тип, но говорящая по-болгарски, то есть по-славянски. Но исповедующая ислам. Но что мешает нам считать их теми же самыми болгарами, но только мусульманами. Среди славян были как православные, так и мусульмане. Кстати, и на Руси до сих пор есть русские казачьи станицы, исторически (то есть с незапамятных времён) исповедующие мусульманство. Другой яркий пример – мусульманская часть Боснии. Это тоже славяне–мусульмане. Их почему-то в турки не записывают. Получается, что среди османов = атаманов было очень много славян. Может быть, их было даже подавляющее большинство. А поскольку османы = атаманы вторглись в 15 веке в Турцию – Византию с Балкан, то современное население Балкан – это и есть, в первую очередь, потомки тех самых османов = атаманов… Сегодня они уже забыли о своём славянском прошлом. Точнее, их, вероятно, заставили забыть. Такое «забывание» славянского прошлого происходило в 18-19 веках не только в центре Турции – Византии, но и в Греции. Мы имеем в виду проблему Македонии и спора – кто такие македонцы. Одни утверждают, что македонцы – исконные славяне, другие – что они «древние греки». Согласно нашей реконструкции – гипотезе, Македония была одной из частей средневековой Руси–Орды. А потому, скорее всего, македонцы были славяне. Как, кстати, и великий завоеватель мира Александр Македонский…. Таким образом, в некоторых хрониках первых османских султанов по-видимому называли македонцами, то есть – славянами. Слово Македония могло означать просто Великий Дон, МАГ-ДОН, МЕГАС-ДОН, то есть Великая Река».
А некоторые учебники истории и поныне ещё информируют наших детей, что наши предки были самым молодым, сирым и убогим народом Европы. Я не специалист-историк и не могу собственными исследованиями опровергать горе-авторов подобных учебников и таких же горе-издателей, пропускающих в свет подобную чушь. Я с удовольствием представляю собеседникам выдержки из книги Юрия Петухова «Дорогами богов»:
«За нами гении русской исторической мысли, вокруг нас целый океан фактов, подтверждающих… нашу правоту. И наше дело – лишь обобщить эти факты. Кое-что и германские историки, археологи, лингвисты сделали для решения проблемы, несмотря на явный националистический подход. И в частности, они смогли найти в себе силы для того, чтобы признать-таки существование праславян в те времена, на что никак не могут решиться наши составители учебников.
Нам всё время говорят – вы ещё молодые, вы ещё не прошли того пути, который прошла Европа, тем более, древнейшие народы Востока ассирийцы, иудеи и т.д. А мы покорно киваем головами и пишем романы «Русь изначальная» (это в V-то веке!) и «Россия молодая».
Ложь!
Отец-предок наш Иафет, родоначальник иафетитов-индоевропейцев, основал город руссов Яффу за три с половиной тысячелетия до того, как на Святую землю пришли предки иудеев. Племена кочевников-скотоводов разрушили наш древний Иерихон, когда тот насчитывал уже шесть тысячелетий… Да, друзья мои, это не секрет, это известно каждому историку, просто об этом почему-то не принято писать. Ближний Восток в древности населяли сыны Иафета, бореалы-индоевропейцы – наши непосредственные и прямые предки русы, ибо индоевропейцы и были руссами.
Мы должны помнить, что наших богов, пусть и в своём переложении, приняли пришлые народы. Ибо Баал или Ваал – это наш Вол-Волос…, а известный Саваоф – всего лишь искажённый Сварог  (сомневающийся может предложить нынешнему арабу или израильтянину произнести русское слово «сварог» - в ответ он услышит «саваоф», таковы уж особенности языка).
…Народ руссов невероятно древен, практически извечен, он породил множество других народов. Но мы будем просматривать лишь прямую линию. И мы повторим: да, мы – русы-индоевропейцы, мы – филистимиляне, мы – хананеяне, мы – шумеры (ранние «сумеры», но не поздние, симитизированные), мы – венеды-финикийцы (ибо топоним «Финикия»= «Венеции»= «Венедии»), мы – первые сыны Хора и Ра, основатели древнеегипетских династий, мы – безымянные пока древнейшие обитатели Кипра (селение Хирокития) и Малой Азии (селения Алача и Чатал-уюк), мы – ярии-переселенцы в далёкую Индию, мы – «народы моря», мы – хаты-хетты-готы, мы – троянцы и жители прочих городов ещё не разгромленной ахейцами Малой Азии, мы – пелазги, положившие начало так называемой «греческой цивилизации», мы – этруски-расены, основавшие и создавшие Римскую империю, мы – скифы-скиты, сколоты, покорившие весь восток, мы – основатели Минойской цивилизации Крита, русы-манойцы, мы – венеды поздние, одно из племён коих вошло в историю как вандалы, великое племя руссов, прошедшее всю Европу, разгромившее прогнивший насквозь выродившийся Рим и обосновавшиеся в Северной Африке, мы – кельты древние, мы – основатели всех княжеских и королевских династий Европы, мы – древние (не нынешние) персы (сам этноним «персы»= «пруссы»= «по-русы»), мы – коренные обитатели древней Сирии-Сурии (этноним-перевёртыш «Сурия»= «Русия», а «сур-»= «рус» - пример, вспомните, как называют русских в Афганистане – «шур-ави»), мы – варяги, мы – подавляющее большинство тех древних русских племён, которые «классическая история» ложно называет «германцами» (германцы подлинные, «дойче», как сыновний народ, вычленившийся из этноса руссов, появился значительно позже), мы – славяне и ранние, неонемеченные балты, мы – русские, мы – русы.
И ни от одного народа-предка мы, русские, отказаться не можем, не имеем права, ибо связь с перечисленными ниже этносами (и не перечисленными пока) неразрывна… Наши младшие братья – поляки, чехи, словаки, сербы, литовцы, латвийцы, болгары, немцы, шведы, норвежцы, датчане, англо-саксы, французы, испанцы, итальянцы, греки, иранцы, индусы белые. Наши двоюродные младшие братья – эстонцы, финны, венгры и прочие народы угро-финской языковой семьи. Наши далёкие троюродные младшие братья – симиты: белые арабы и белые евреи, это родство дальнее, но и оно есть, оно прослеживается на уровне старшего брата Иоафета и младшего Сима, сыновей легендарного Ноя.
Всё вышесказанное отнюдь не означает, что представители одних народов чем-то лучше представителей других, нет, юридически, по международному праву и общественной морали, все люди абсолютно равны. Но тот факт, что на Земле проживают народы  древние, если можно так выразиться, и молодые, неоспорим. Мы русы, принадлежим к наидревнейшему этносу Земли – к пранароду праотцов, мы породили большую часть народов планеты, наш древний язык стал основой всех индоевропейских и части симитских языков. Так распорядилась История.
И мы не в праве её переписывать в угоду политикам и нынешним победителям, ибо политики и победители тленны, а История и вершащие её народы вековечны».  

Вот так, дорогие мои собеседники, такие у нас предки и мощные родовые корни. Убедительнее человека, посвятившего своим исследованиям большую часть сознательной жизни, не скажешь. Желающие познакомиться с подробными доказательствами древнейшего происхождения славян (и пра-пра-славян) могут легко это сделать, прочитав перечисленные выше книги.
Радует, что в последние переизданные учебники по Истории Отечества внесены существенные правки, и правдивая история Руси и России постепенно вытесняет ложное, но «общепринятое» мнение.
Мягков Александр # 18 октября 2016 в 13:33 +1
Да уж,Юра!Хоть и не специалист-историк,а экскурсию по нашему прошлому провёл на отлично!Очень доходчиво и интересно!Спасибо,друг!))))
Дядя Витя # 18 октября 2016 в 13:38 +1
В отличии от тебя, Лихачёв застал то лихое время, и даже отсидел положенный срок на Соловках, а потом встал во весь рост на небосклоне Русской словесности. Юра, ты же не специалист, Дмитрий Сергеевич глубже проник в исторические пласты Русского народа. У любой из приведённых тобой теории есть оппоненты, а вот их доводы в своём экскурсе ты, сознательно или нет, утаил. А я соглашусь с Лихачёвым, его Научные труды более убедительны
гюргий # 18 октября 2016 в 17:16 0
Я, Виктор, конечно, не специалист-историк, хоть последние тридцать лет изучаю архивные материалы, пишу книги на краеведческую тематику и слежу за публикациями по истории Руси-России. Потому и написал коммент, что своим неосторожным высказыванием Лихачёв очень "омолодил" нашу отечественную историю, что для академика непростительно. Потому и привёл доводы ЕГО оппонентов. Ты читал научные труды Лихачёва? Я тобой горжусь. А чью сторону принимать - дело каждого.