Омар Хайям

  
ГрамотаНаградаНаградаНаграда
Сообщений: 338
Сергей:
Какая Богу польза,
Что нас поест Земля?
Не верно задан вопрос..Польза скорее земле, ибо тела наши даром не пропадают, они созидают и прорастают!
Сергей:
И как итог сей были:
Довольствуйтесь вином,
Пока Вы не забылись
Ещё последним сном!
Вино надо воспринимать не только в прямом смысле, вино - источник наслаждений и радостей, разумеется не для всех, но в принципе для многих..Христос тоже пил вино с учениками..
Сергей:
Не много жизни дней
Нам здесь прожить дано.
Кто знает, что нужней:
Быть без вина, с вином?
Любить иль не любить,
Впасть в холод или в страсть,
Всё помнить, всех забыть,
Спастись или пропасть,
Восславить тьму иль Свет,
Смешать ли Свет и тьму? -

Пока на это нет
Ответа... никому!
Ответ выбирает каждый сам, как ему жить, но истина жизни в книге жизней, т.е. библии и мудрости , поток которой бездонен...Что и хорошо!
Сергей:
Не зрячи глаза у слепцов -
Им Свет не познать никогда.
Советы земных мудрецов -
Такая ж пустая вода...
Кто как бы и что ни сказал -
Какой всем, от этого, толк?
Нам, всем, закрывают глаза...

Назад не вернулся... ни кто..!
Хах, какой толк, Вы оглянитесь вокруг! В какой стране живём, от чего все наши беды? Потому что не слушаем разумных, мудрых людей, топчемся на месте, классика вам в пользу, вы почитайте..Мало что изменилось на самом то деле!
Я не про прогресс..Хотя мы и в нём не в ногу...
Сергей:
Не правила Миром, вовек,
Ни капельки добрая воля.
Не вырастет Правды побег
На этом, запущенном, поле.
Истёртые жизнью в муку,
К Призывным оглохшие Трубам,
Сидим мы на голом суку
Который же, сами, и рубим...
Вот, мудрости нам не хватает в суетных делах! А правда она Весьма важна, иначе та же томная и лживая, бредовая стезя, -путь в мрак и ночь, которой и поныне льстят и наслаждаются; иными словами хулят, судят и шыпят, на близкого по роду, духу человеку; а Мы все братья на Земле и коль плюёшь Ты в душу человеку - то без сомнения, плюёшь Ты самому себе!
Сергей:
Вся твоя мудрость - смех
И ждут тебя три метра
Земли, что ждут и всех..!
Точно! Но мудрость ценят вовек, иначе б не знали Хайяма, после столь многих прожитых лет!
Сергей:
Прошёл ли ты весь Мир
Иль просидел весь век,
Был для других кумир
Иль просто человек,
Ложился спать с мечтой,
Днём кем - то дорожил... -
Какая польза в том,
Что ты, однажды, жил? -
Вот! Те кто рождены для наслаждений - о них, как правило помнят немногие и больше родные, если конечно остались они..Польза только от людей деятельных, умных, разумных; идущих вперёд и в ногу наперекор лжи, немилосердья, глупости и тупости, они спасают Нас всех!
С остальным согласился!)
С уважением.
Редактировалось: 2 раз (Последний: 9 января 2012 в 06:41)
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/nauka_i_religiya/pochemu_uchenie_veriyat0-all.shtml
ГрамотаНаградаНаградаНаграда
Сообщений: 338
Очень хочется порассуждать вот на такую тему:

Стремя жизни

Вновь не хватает мудрости нам в суетных делах..
Казалось бы - не мало лет Мы на земле.
Мудрецы умершии нам много в книгах рассказали..
Но не спешим прильнуть Мы к чтениям сим!
Желаем нетерпимо жить!
И чрез ошибки - наступленные грабли,
-В итоге извлечём ль урок?
Для поколений будущих...

От чего люди тешатся стишками миловидными, беспечными, наполненными наивностью и радостью..Почему не хотят любить поэзию мудрую, назидающую, осмысленную?
Ведь, как сказано не мало лет Мы на Земле, а круг проблем всё тот же, ошибки те же..Показательно даже то, что за стихи гражданского толка куда меньше голосов, нежели за подобного рода поэзию, как и читателей, это разумеется суждения сугубо индивидуальные, но оправданные!
И как Вы считате, есть ли улучшения вообще в обществе? -В рамках того, что люди более терпеливо, осмысленно подходят к проблемам, а не прячутся от них.

Принимаются любые комментарии на заданные вопросы, примеры из жизни приветствуются!
Мудрость необходимо постигать сообща, иначе это пустое топтание на месте.


Сергей Князь, а по этому вопросу нет, только не стихов, а мнения или комментария?
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/nauka_i_religiya/pochemu_uchenie_veriyat0-all.shtml
Сообщений: 1
"Вино надо воспринимать не только в прямом смысле, вино - источник наслаждений и радостей, разумеется не для всех, но в принципе для многих..Христос тоже пил вино с учениками..."

Люблю вино...

Но уверждать не стану,

Что мне дано,

как некогда Хайяму,

Открыть вдвоём

с кувшином Рая двери...

Всему своё

и каждому -- по вере!


Владимир Шебзухов
Прикрепленные файлы:
_0grd9.jpg | 55,58 Кб | Скачали: 1870
Редактировалось: 2 раз (Последний: 14 января 2012 в 02:25)
ГрамотаНаградаНаградаНаграда
Сообщений: 338
А, так его только за это упрекают?!)
-Действительно по Вере, и Господь всё видит: мораль ли в тебе и добродетели живут, или сплошь Мрак, не милосердие..

Не думаю, что он был плохим человеком.А за что упрекать человека, любившего жизнь?! Созданного Богом.
И в праве ли Мы? -разумеется нет.
-Не Судьи Мы.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 14 января 2012 в 07:52)
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/nauka_i_religiya/pochemu_uchenie_veriyat0-all.shtml
Сообщений: 7
Андрей:

Очень хочется порассуждать вот на такую тему:

Стремя жизни

Вновь не хватает мудрости нам в суетных делах..
Казалось бы - не мало лет Мы на земле.
Мудрецы умершии нам много в книгах рассказали..
Но не спешим прильнуть Мы к чтениям сим!
Желаем нетерпимо жить!
И чрез ошибки - наступленные грабли,
-В итоге извлечём ль урок?
Для поколений будущих...

От чего люди тешатся стишками миловидными, беспечными, наполненными наивностью и радостью..Почему не хотят любить поэзию мудрую, назидающую, осмысленную?
Ведь, как сказано не мало лет Мы на Земле, а круг проблем всё тот же, ошибки те же..Показательно даже то, что за стихи гражданского толка куда меньше голосов, нежели за подобного рода поэзию, как и читателей, это разумеется суждения сугубо индивидуальные, но оправданные!
И как Вы считате, есть ли улучшения вообще в обществе? -В рамках того, что люди более терпеливо, осмысленно подходят к проблемам, а не прячутся от них.

Принимаются любые комментарии на заданные вопросы, примеры из жизни приветствуются!
Мудрость необходимо постигать сообща, иначе это пустое топтание на месте.


Сергей Князь, а по этому вопросу нет, только не стихов, а мнения или комментария?



;););) А мнение, выраженное в стихах, Вас что, совсем не интересует?
Я ведь просто взял, за основу, мысли Хайяма и изложил их в несколько
иной поэтической форме. Жалко конечно, что Вы этого не видите (Или не
хотите видеть..?)(А сайт - то называется: Дом стихов!)а вместо этого
приводите мне какие - то, банально выраженные, банальные замечания,
даже не задумываясь, что Вы выражаете их не мне а Хайяму, творчеством
Которого Вы вроде бы, пытаетесь восхищаться... Грустно это, однако...
Сергей Князь
ГрамотаНаградаНаградаНаграда
Сообщений: 338
Сергей:
А мнение, выраженное в стихах, Вас что, совсем не интересует?
На Ваши стихи я ответил Сергей..Не прочли?


Сергей:
Я ведь просто взял, за основу, мысли Хайяма и изложил их в несколько
иной поэтической форме. Жалко конечно, что Вы этого не видите (Или не
хотите видеть..?)(А сайт - то называется: Дом стихов!)
Взяли за основу, это как бы(Я отметить хочу)не совсем точно, ибо каковы его Мысли - это не чистый лист перед Вами, где можно всё разглядеть, скорее Вы изложили свои мысли, как версию Хайяма...
Почему же; -отчасти Я увидел ответ в Ваших стихах, но не на всё, о чём спросил Вас..
Сайт может называться и иначе, не возможно же вечно излагать мысли стихами, ибо в них всегда будет присутствовать метафора, гипербола и заведомо устроенный канон написания; маловероятно, что Вы всё можете высказать стихами, ибо слово несёт многогранность, как и чувства , которые вложены в него с многозначительностью и неоднозначностью..Открытыми же предложениями эту многозначительность можно свести к минимуму, -показатель Ваш ответ.

Сергей:
а вместо этого
приводите мне какие - то, банально выраженные, банальные замечания,
даже не задумываясь, что Вы выражаете их не мне а Хайяму, творчеством
Которого Вы вроде бы, пытаетесь восхищаться... Грустно это, однако...
Вы меня простите Сергей Князь, если Я вас обидел, неким образом, я поясню:
-Написал эти банальные фразы(на Ваш взгляд), так как считал, что коль люди увлечены его мудростью, то непременно могут поведать что-то по этому вопросу..Ничем я не прикрывался в данном случае, лишь только тем, что это моя тема.
Я выражал их именно Вам, потому как Вы отозвались в моей теме, Хайям тут только как мудрец, творчеством которого я восхищаюсь и вчитываюсь!

Теперь по поводу банальностей в принципе(надеюсь на Вашу, Сергей, внимательность и вдумчивость):
-Вот спрашивает Вас неопытный ребёнок, что есть Зло и Добро.. ; и от Вашего, и ничьего другого ответа зависит по какой дороге он пойдёт, что посеет и будет нести и множить в Мире..
Не зря говорят впитывает , как губка и каждый является примером -несомненно!
Видите Сергей, казалось бы такой банальный вопрос, а насколько ответ на него может повлиять на судьбу человека и вполне реально , что не одного, ведь ребёнок подрастёт и станет полноправным членом общества!
С уважением.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 26 января 2012 в 15:15)
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/nauka_i_religiya/pochemu_uchenie_veriyat0-all.shtml
ГрамотаНаградаНаградаНаграда
Сообщений: 338
Омар Хайям
(1048-1123)

Гияс ад-дин Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям Нишапури родился 18 мая 1048 года в Нишапуре. Нишапур, расположенный на востоке Ирана, в древней культурной провинции Хорасан, был ярмарочным городом для многих, даже отдаленных, провинций Ирана и Средней Азии и для ближайших стран. Нишапур был одним из главнейших культурных центров Ирана; с XI века в городе действовали школы среднего и высшего типа - медресе.

В Нишапуре прошли детские и юношеские годы Омара Хайяма. О его семье сведений не сохранилось. Прозвище - Хайям, что означает "палаточник", "палаточный мастер", позволяет высказать предположение, что его отец принадлежал к ремесленным кругам. Во всяком случае, семья располагала достаточными средствами, чтобы предоставить сыну возможность многолетней серьезной учебы.

Омар Хайям учился сначала в Нишапурском медресе, имевшем в это время славу аристократического учебного заведения, готовящего крупных чиновников для государственной службы, затем продолжал образование в Балхе и Самарканде.

Он овладел широким кругом точных и естественных наук, развитых в его время: математикой, геометрией, физикой, астрономией; специально изучал философию, теософию, корановедение, историю, правоведение и весь комплекс филологических дисциплин, входящих в понятие средневековой образованности; был начитан в родной поэзии, знал в совершенстве арабский язык и арабскую литературу, владел основами стихосложения. Омар Хайям был искусен в астрологии и врачевании, профессионально изучал теорию музыки. Он ознакомился с достижениями античной науки - трудами Архимеда, Евклида, Аристотеля, переведенными на арабский язык.

Хайям не только великолепно на память знал Коран, но мог дать толкование любого аята этой главной книги мусульман. Поэтому даже ведущие теологи Востока не считали зазорным для себя обращаться к нему за консультациями (отсюда, вероятно, титул Плечо Веры). Однако его идеи не вписывались в ортодоксальный ислам.

Главным направлением его научных занятий становится математика. В двадцать пять лет он делает свои первые научные открытия. Математический труд "Трактат о доказательствах проблем алгебры и ал-мукабалы", написанный им в Самарканде в шестидесятые годы XI века, приносит Омару Хайяму славу выдающегося ученого. Ему стали оказывать покровительство меценатствующие правители.

Правители XI века соперничали между собой в блеске своей свиты, переманивая друг у друга образованных царедворцев, а самые могущественные просто требовали передать к их двору прославившихся ученых и поэтов.

Научная деятельность Омара Хайяма протекала сначала в Бухоре при дворе Караханидского принца Хакана Шамс ал-Мулка (1068-1079). Летописцы XI века отмечают, что бухарский правитель окружил Омара Хайяма почетом и "сажал его рядом с собой на трон".

К этому времени стремительно выросла и утвердилась огромная империя Великих Сельджуков - выходцев из кочевого туркменского племени Огузов. В 1055 году сельджукский полководец Тугулбек завоевал Багдад и объявил себя султаном, владыкою новой империи. Халиф окончательно утратил реальную власть, что имело большое значение для раскрытия сил, ознаменовавших эпоху замечательного культурного расцвета, которую называют восточным Возрождением, предтечей западного Ренессанса.

В 1074 году Омар Хайям был приглашен на службу к царскому двору, к могущественному султану Малик-шаху (1072-1092) в город Исфахан.

1074 год стал знаменательной датой в жизни Омара Хайяма: ею начался двадцатилетний период его особенно плодотворной научной деятельности, блестящей по достигнутым результатам.

Город Исфахан был в это время столицей мощной сельджукской державы, простиравшейся от Средиземного моря на западе до границ Китая на востоке. Малик-шах придал своему двору небывалое великолепие. Средневековые авторы красочно описывают роскошь дворцового убранства, пышные пиршества и городские празднества, царские забавы и охоты. При дворе Малик-шаха был огромный штат придворных: кравчих, оруженосцев, привратников, стражей и большая группа поэтов-панегиристов во главе с одним из самых крупных одописцев XI века - Муиззи (1049 - ум.между 1123 и 1127).

В годы правления султана Малик-шаха Исфахан становится животрепещущим городом страны, здесь рождаются и разрабатываются многие важные социально-административные и культурные реформы. Созидательная государственная деятельность и широкие просветительские преобразования, которыми отмечены эти десятилетия, характеризуемые историками, как период наивысшего подъема сельджукского государства, были обязаны не султану Малик-шаху (который вряд ли владел даже элементарной грамотностью, так как среди тюркской аристократии большей популярностью пользовалось умение скакать на лошади, стрелять из лука и махать саблей), а визирю султана Низам ал-Мулку, образованнейшему человеку своего времени, обладавшему большим государственным талантом. Он сумел обуздать своеволие завоевателей и установить в покоренных странах на длительный срок относительный порядок и спокойствие, необходимые для мирного труда земледельцев и ремесленников. Он покровительствовал развитию науки, открыл в Исфахане и в других крупнейших городах - Багдаде, Басре, Нишапуре, Балхе, Мерве, Герате, - учебно-научные академии; по имени визира они повсеместно назывались Низамийе. Для исфаханской академии Низам ал-Мулк возвел величественное здание возле самой пятничной (главной) мечети и пригласил в Исфахан для преподавания в ней известных ученых из других городов. Исфахан, славившийся ценнейшими собраниями рукописных книг, обладающий прочными культурными традициями (достаточно сказать, что в Исфахане провел значительную часть жизни в начале XI века Абу Али ибн Сино (980 - 1037), гениальный Авиценна, читавший лекции в одном из исфаханских медресе), становится при Низам ал-Мулке активно действовавшим научным центром с влиятельной группой ученых.

Омар Хайям стал почетным приближенным султана. Легенда говорит, что Низам ал-Мулк предложил Хайяму управлять Нишапуром и всей прилегающей областью. Хайям ответил, что не умеет управлять людьми, приказывать и запрещать. И тогда Низам ал-Мулк назначил Хайяму годовое жалование в 10000 золотых динаров (это гигантская сумма), дабы он беспрепятственно мог заниматься наукой.

Омар Хайям был приглашен султаном Малик-шахом по настоянию Низам ал-Мулка для управления дворцовой обсерваторией. Собрав у себя при дворе лучших астрономов века и выделив крупные денежные средства для приобретения самого совершенного оборудования, султан поставил перед Омаром Хайямом задачу - разработать новый календарь. В Иране и Средней Азии в XI веке существовало одновременно две календарные системы: солнечный домусульманский зороастрийский календарь и лунный, привнесенный арабами вместе с исламизацией населения. Обе календарные системы были несовершенны. Солнечный зороастрийский год насчитывал 365 дней; поправка на неучитываемые дробные части суток корректировалась только раз в 120 лет, когда ошибка вырастала уже в целый месяц. Лунный же мусульманский год в 355 дней был совершенно непригоден в практике сельскохозяйственных работ.

В течение пяти лет Омар Хайям вместе с группой астрономов вели научные наблюдения в обсерватории, и к марту 1079 года ими был разработан новый календарь, отличавшийся высокой степенью точности. Этот календарь, получивший название по имени заказавшего его султана "Маликшахово летоисчисление" имел в своей основе тридцати трех летний период, включавший 8 високосных годов; високосные годы следовали семь раз через четыре года и один раз через пять лет. Проведенный расчет позволил временную разницу предлагаемого года по сравнению с тропическим годом, исчисляющимся в 365.2422 дня, свести к девятнадцати секундам. Следовательно, календарь, предложенный Омаром Хайямом, был на семь секунд точнее ныне действующего григорианского календаря (разработанного в XVI веке), где годовая ошибка составляет 26 секунд. Хайямовская календарная реформа с тридцатитрехлетним периодом оценивается современными учеными как замечательное открытие. Однако она не была в свое время доведена до практического внедрения.

В долгие часы работы в обсерватории, которая была одной из лучших в это время, Омар Хайям вел и другие астрономические исследования. На основе многолетних наблюдений за движением небесных тел он составил "Астрономические таблицы Маликшаха" - "Зинджи Малик-шахи". Эти таблицы были широко распространены на средневековом Востоке, до наших дней они, к сожалению, не сохранились.

Астрономия в эпоху Омара Хайяма была неразрывно связана с астрологией, которая входила в средние века в число наук особой практической необходимости. Омар Хайям входил в ближайшую свиту Малик-шаха, то есть в число его надимов-советников, и, разумеется практиковал при царском дворе как астролог. Слава Омара Хайяма, как астролога-прорицателя, была очень велика. Однако его современник, поэт Низами Арузи Самарканди писал: "Хотя я был свидетелем предсказаний Доказательства Истины Омара, однако в нем самом я не видел никакой веры в предсказания по звездам".

В Исфахане, при дворе Малик-шаха, Омар Хайям продолжает заниматься математикой. В конце 1077 года он завершил геометрический труд "Трактат об истолковании трудных положений Евклида". Математические сочинения Омара Хайяма - их сохранилось до наших дней два (первое - уже упомянутый алгебраический трактат, написанный еще в шестидесятые годы) - содержали теоретические выводы чрезвычайной важности. Впервые в истории математических дисциплин Хайям дал полную классификацию основных видов уравнений - линейных, квадратных, кубических (всего двадцать пять видов) и разработал теорию решения кубических уравнений. Именно Омару Хайяму принадлежит заслуга первой постановки вопроса о связях геометрии с алгеброй. Хайям обосновал теорию геометрического решения алгебраических уравнений, что подвело математическую науку к идее переменных величин. Книги Омара Хайяма долгие века оставались неизвестными европейским ученым, создателям новой высшей алгебры и неевклидовой геометрии, и они были вынуждены заново пройти долгий и нелегкий путь, который за пять-шесть веков до них уже проложил Омар Хайям. Еще один математический труд Хайяма - "Трудности арифметики" (содержание этой своей ранней работы, не дошедшей до нашего времени, Хайям излагает в алгебраическом трактате) - был посвящен методу извлечения корней любой степени из целых чисел; в основе этого метода Хайяма лежала формула, получившая впоследствии название бинома Ньютона. Также только по ссылкам, имеющимся в сочинениях Хайяма, известно, что его перу принадлежал оригинальный трактат, разрабатывающий математическую теорию музыки.

В исфаханский период Омар Хайям занимался и проблемами философии, с особой тщательностью изучая огромное научное наследие Авиценны. Некоторые его сочинения Омар Хайям перевел с арабского языка на фарси, проявив своего рода новаторство: роль языка науки играл в это время исключительно арабский язык. Увлекался он и сочинениями прославленного арабского поэта Абу-л-Аля ал-Маарри (973-1057).

К 1080 году относится первый философский трактат Омара Хайяма - "Трактат о бытии и долженствовании". Он был написан в ответ на письмо имама и судьи Фарса, одной из южных провинций Ирана. Судья предлагал "царю философов Запада и Востока Абу-л-Фатху ибн-Ибрахиму Хайяму "объяснить, как он понимает мудрость аллаха в сотворении мира и человека и признает ли необходимость молитв. Это обращение к Хайяму идеолога ислама было вызвано распространившимися уже в это время антиисламскими высказываниями авторитетного ученого. Письмо имело своей целью побудить Омара Хайяма выступить с открытым признанием основных религиозных положений ислама. В ответном трактате Омар Хайям, заявив себя учеником и последователем Авиценны, высказал свои суждения с философских позиций восточного аристотелианства. Признавая существование бога, как первопричины всего сущего, Хайям утверждал, однако, что конкретный порядок явлений - не результат божественной мудрости, а определяется в каждом частном случае законами самой природы. Взгляды Хайяма, заметно расходившиеся с официальной мусульманской догматикой, были изложены в трактате сдержано и конспективно, эзоповым языком недомолвок и иносказаний. Несравненно более смело, даже вызывающе дерзко, эти антиисламские настроения ученого находили выражения в его стихах.

Двадцатилетний относительно спокойный период жизни Омара Хайяма при дворе Малик-шаха оборвался в конце 1092 года, когда при невыясненных обстоятельствах скончался султан; за месяц до этого был убит Низам ал-Мулк. Смерть этих двух покровителей Омара Хайяма средневековые источники приписывали исмаилитам.

Исмаилизм - это религиозно-политическое движение, которое в данную эпоху было направлено против тюркской знати. Лидер наиболее радикального крыла этого движения, Хасан Саббах, в 1090 году захватил горную крепость Аламут на севере Ирана и сделал ее базой широкомасштабной террористической деятельности. Его приверженцы были известны под названием "хашишины". Слово это, в европейском варианте произношения звучавшее "ассасины" вошло в некоторые европейские языки в значении - убийцы. Такова была их слава. Таинственны и страшны рассказы о жизни Исфахана в это время, когда развернули свою деятельность хашашины с их тактикой мистификации, перевоплощений, ловушек и тайных убийств. Низам ал-Мулк был зарезан исмаилитом, проникшим к нему под личиной дервиша - странствующего мусульманского монаха, а Малик-шах тайно отравлен. После смерти Малик-шаха исмаилиты терроризировали исфаханскую знать. Страх перед тайными убийствами, наводнившими город, порождал подозрения, доносы и расправы. Началась ожесточенная борьба за власть. Империя начала разваливаться.

Положение Омара Хайяма при дворе Туркан-хатун, вдовы Малик-шаха, пошатнулось. Султанша, не жаловавшая Низам ал-Мулка, не испытывала доверия и к его приближенным. Омар Хайям продолжал еще некоторое время работать в обсерватории, однако уже не получал ни поддержки, ни прежнего содержания. Одновременно он выполнял при Туркан-хатун обязанности астролога и врача. Хрестоматийным стал рассказ об эпизоде, связанном с полным крушением придворной карьеры Омара Хайяма, - некоторые биографы относят его к 1097 году. Болел ветряной оспой младший сын Малик-шаха Санджар, и лечивший его Омар Хайям имел неосторожность высказать сомнение в жизнеспособности одиннадцатилетнего мальчика. Слова, сказанные визиру, были подслушаны слугой и доведены до ушей больного наследника. Санджар, ставший впоследствии султаном, правившим сельджукским государством с 1118 по 1157 год, на всю жизнь затаил неприязнь к Омару Хайяму.

Исфахан после смерти Малик-шаха вскоре потерял свое положение царской резиденции и главного научного центра. Обсерватория пришла в запустение и была закрыта, столица была перенесена в Хоросан в город Мерв. Омар Хайям навсегда оставляет двор и возвращается в Нишапур.

В Нишапуре Омар Хайям прожил до последних дней жизни лишь иногда покидая его для посещения Бухоры или Балха и еще раз - ради длительного путешествия - паломничества в Мекку к мусульманским святыням. Хайям вел преподавание в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых, участвовал в научных диспутах. Продолжая исследования в области точных наук, он пишет в эти годы физический трактат "Об искусстве определения количества золота и серебра в сплавах из них". Трактат этот, как его оценивают специалисты в наши дни, имел для своего времени большое научное и практическое значение.

Сохранились свидетельства только двух человек, лично знавших Омара Хайяма. Оба они - его младшие современники: писатель и поэт Низами Арузи Самарканди и историк Абу-л-Хасан Али Бейхаки, хорасанец по происхождению. Встречи, о которых упоминают эти известные авторы XII века, относятся к Нишапурскому периоду жизни Хайяма, к годам его старости. Низами Арузи близко общался с Хайямом и причислял себя к его ученикам и восторженным последователям. Вспоминая о встречах с ним в Балхе в 1112-1114 годах, Низами Арузи с величайшим пиететом именует Хайяма "Доказательство Истины", тем более почетным, что именно этим прозвищем был награжден средневековыми авторами Авиценна.

Бейхаки вспоминает, как подростком он впервые увидел Омара Хайяма, называя его уважительно "имам", то есть "духовный вождь". Он с восхищением говорит о нем, как о человеке, обладающим феноменальной памятью и необычайно широкой научной эрудицией. Вот один из коротких рассказов Бейхаки: "Однажды в Исфахане он внимательно прочел одну книгу семь раз подряд и запомнил ее наизусть, а возвратившись в Нишапур он продиктовал ее, и, когда сравнили это с подлинником, между ними не нашли большой разницы".

Бейхаки отмечает резкость Омара Хайяма и его замкнутость и то, что "он был скуп в сочинении книг и преподавании". В этом коротком высказывании - трагическая коллизия научной судьбы Омара Хайяма - выдающегося ученого средневековья. Свои блестящие знания, намного опередившие его эпоху, замечательный мыслитель Востока, лишь в малых долях смог изложить в сочинениях и передать ученикам. Чтобы судить о том, сколь нелегка была вообще участь средневекового ученого, мы располагаем свидетельством самого Омара Хайяма. В предисловии к алгебраическому трактату, написанному еще в молодые годы, Хайям отдает горькую дань памяти погибшим на его глазах светочам мысли от рук религиозных фанатиков при погроме нишапурского медресе, и говорит о почти неизбежной альтернативе, стоящей перед ученым его времени: либо путь нечестного приспособления, либо путь поругания. Приведем доподлинные слова Омара Хайяма: "Я не мог подобающим образом ни приложить моих стараний к работе подобного рода, ни посвятить ей дополнительных размышлений, так как мне сильно мешали невзгоды общественной жизни. Я был свидетелем гибели людей науки, число которых сведено сейчас к незначительной кучке, настолько же малой, насколько велики их бедствия, на которую суровая судьба возложила большую обязанность посвятить себя в эти тяжелые времена совершенствованию науки и научным исследованиям. Но большинство тех, которые в настоящее время имеют вид ученых, переодевают ложь в истину, не выходят из границ обмана и бахвальства, заставляя служить знания, которыми они обладают, корыстным и недобрым целям. А если встречается человек, достойный по своим изысканиям истины и любви к справедливости, который стремится отбросить суетность и ложь, оставить хвастовство и обман, - то он делается предметом насмешки и ненависти".

Последний период жизни Омара Хайяма был чрезвычайно труден, сопряжен с лишениями и тоской, порожденной духовным одиночеством. К славе Хайяма, как выдающегося математика и астронома прибавилась в эти нишапурские годы крамольная слава вольнодумца и вероотступника. Философские взгляды Хайяма вызывали злобное раздражение ревнителей ислама.

Научно-философское наследие Омара Хайяма невелико. В отличие от своего предшественника, Авиценны, Хайям не дал целостной, разработанной им философской системы. Трактаты Хайяма затрагивают лишь отдельные, правда из числа важнейших, вопросы философии. Некоторые из сочинений были написаны, как и упомянутый выше первый философский трактат, в ответ на просьбу отдельных духовных или светских лиц. До нашего времени сохранилось пять философских сочинений Хайяма. Кроме "Трактата о бытии и долженствовании" еще "Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность", "Свет разума о предмете всеобщей науки", "Трактат о существовании" и "Книга по требованию (обо всем сущем)". Все они кратки, лаконичны, занимают иногда несколько страниц.

Столкновения с духовенством приняли столь опасный для Омара Хайяма характер, что он вынужден был, в уже немолодые годы, совершить долгий и трудный путь паломничества в Мекку. Источники так и пишут: "чтобы сохранить глаза, уши и голову, шейх Омар Хайям предпринял хадж". Путешествие к святым местам в ту эпоху длилось иногда годами. На какое-то время Омар Хайям поселился в Багдаде, где преподавал в академии Низамийе.

По возвращении из хаджа Омар Хайям поселился в уединенном доме в деревушке под Нишапуром. По словам средневековых биографов, он не был женат и не имел детей. Хайям жил замкнуто, испытывая чувство постоянной опасности из-за непрекращающихся преследований и подозрений.

Год смерти Омара Хайяма неизвестен. Самой вероятной датой его кончины принято считать 1123 год. Из глубины XII века дошел до нас рассказ о последних часах Хайяма. Абу-л-Хасан Бейхаки слышал его от одного из его родственников. Омар Хайям в этот день внимательно читал "Книгу исцеления" Авиценны. Дойдя до раздела "Единое и множественное", он вложил зубочистку между двумя листами и попросил позвать необходимых людей, чтобы сделать завещание. Весь этот день он не ел и не пил. Вечером, окончив последнюю молитву, поклонился до земли и сказал: "О боже, ты знаешь, что я познал тебя по мере моей возможности. Прости меня, мое знание тебя - это мой путь к тебе". И умер.

Приведу в заключение рассказ о посещении могилы Омара Хайяма его почитателем Низами Арузи Самарканди. "В году 1113 в Балхе, на улице Работорговцев, - пишет Низами Арузи, - в доме Абу Саида Джарре остановился хаджа имам Хайям и хаджа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился к услужению им. Во время трапезы я услышал, как Доказательство Истины Омар сказал: "Могила моя будет расположена на таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меня цветами". Меня эти слова удивили, но я знал, что такой человек не станет говорить пустых слов. Когда в году 1136 я приехал в Нишапур, прошло уже четыре года с тех пор, как тот великий закрыл лицо свое покрывалом земли и низкий мир осиротел без него. И для меня он был наставником. В пятницу я пошел поклониться его праху, взяв с собой человека, чтобы указал мне его могилу. Он привел меня на кладбище Хайре. Я повернул налево и у подножия стены, отгораживающей сад, увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья свешивались из сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрывали под цветами. И мне пришли на память те слова, что я слышал от него в Балхе, и я разрыдался, ибо на всей поверхности земли я не увидел бы для него более подходящего места. Бог, святой и всевышний, да уготовит ему место в райских кущах милостью своей и щедростью!"

Омар Хайям писал исключительно рубаи. Так на востоке называли четверостишия в которых рифмовались первая, вторая и четвертая или все четыре строфы. Он выгранил форму четверостишия, как драгоценный камень. Как высказался Эдвард Фитцджеральд: "Старик Хайям звенит, как настоящий металл"

Когда создавал Омар Хайям свои четверостишия? Очевидно, в течение всей жизни, до глубокой старости. Он никогда не писал хвалебных од правителям, даже когда имел все основания для этого. Рубаи не считались серьезной формой поэзии; и современниками, как поэт, Омар Хайям не признавался. Едва ли сам Хайям придавал своим рубаи серьезное значение, скорее всего они возникали мимоходом, экспромтом.

Творчество Хайяма - это одно из удивительных явлений в истории культуры народов Средней Азии и Ирана и, пожалуй, всего человечества.

Если его труды принесли огромную пользу в развитии наук, то замечательные четверостишия до сих пор покоряют читателей своей предельной емкостью, лаконичностью, простотой изобразительных средств, гибким ритмом.

О поэзии Омара Хайяма исследователи судят по-разному. Некоторые считают, что поэтическое творчество было для него просто забавой, которой он предавался в свободное от основных научных занятий время. И все же рубаи Хайяма, не зная ни временных, ни национальных границ, пережили века и династии, дошли до наших дней.

Маленькая книжечка живет на его родине, в соседних странах, во всем мире, переходит из рук в руки, из дома в дом, из страны в страну, из века в век, будоражит мысли, заставляет людей размышлять и спорить о мире, о жизни, о счастье, срывает маску благочестия со святош-ханжей.

Хайям страстно желал переустройства мира и делал для этого все, что в его силах: открывал законы природы, устремлял взгляд на звезды, вникал в тайны мироздания и помогал людям освободиться от духовного рабства.

Однако в творчестве Омара Хайяма немало сложных и противоречивых проблем.

Ученый, который в области математики, астрономии и физики сумел уйти намного вперед своего времени, отставал в понимании законов развития человеческого общества. В результате этого поэт, встретивший в жизни много трудностей, о которые одна за другой разбивались его благородные мечты, переживший немало трагических моментов, в ряде своих рубаи уступает место фатализму, говорит о непредотвратимости судьбы, порой впадает в пессимизм.

Скептическое отношение к жизни на земле, отрицание этой жизни, отшельничество было широко распространено на средневековом Востоке.

Однако, даже в тех четверостишиях Хайяма, в которых на первый взгляд очень сильны пессимистические мотивы, мы в подтексте видим горячую любовь к реальной жизни и страстный протест против ее несовершенства.

Творчество Хайяма - еще одно доказательство того, что в средние века, в период инквизиции, всеобщего гнета духовное развитие человеческого общества не останавливалось и не могло остановиться.

Научное и литературное наследие Омара Хайяма служило и служит Человеку, являясь яркой страницей в культуре народов мира.
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/nauka_i_religiya/pochemu_uchenie_veriyat0-all.shtml
ГрамотаНаградаНаградаНаграда
Сообщений: 338
В этом мире неверном не будь дураком:
Полагаться не вздумай на тех, кто кругом,
Трезвым оком взгляни на ближайшего друга
Друг, возможно, окажется злейшим врагом. Омар Хайям

В этом мире любовь - украшенье людей,
Быть лишённым любви - это быть без друзей.
Тот, чьё сердце к напитку любви не прильнуло,
Тот осёл, хоть не носит ослиных ушей. Омар Хайям

Ты лучше голодай, чем что попало есть
И лучше будь один, чем вместе с кем попало. Омар Хайям

Так как собственной смерти отсрочить нельзя,
Так как свыше указана смертным стезя,
Так как вечные вещи не слепишь из воска -
То и плакать об этом не стоит, друзья! Омар Хайям

Хорошо, если платье твоё без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо -
Жизнь дороже богатства и почестей всех. Омар Хайям

Если подлый лекарство нальет тебе - вылей!
Если мудрый нальет тебе яду - прими! Омар Хайям

До рождения ты не нуждался ни в чем,
А родившись, нуждаться во всем обречен.
Только сбросивши гнет ненасытного тела,
Снова станешь свободным, как бог, богачом. Омар Хайям

Чтоб жизнь свою прожить, знать надобно не мало.
Два правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть;
Ты лучше будь один чем вместе с кем попало. Омар Хайям

Вот лицо мое - словно прекрасный тюльпан,
Вот мой стройный, как ствол кипарисовый, стан.
Одного, сотворенный из праха, не знаю:
Для чего этот облик мне скульптором дан? Омар Хайям

Веселись - это путь всех гуляк и бродяг,
Веселись, если мир весь в огнях передряг.
Каждый весел во здравии, в счастии полном,
Веселись, когда все в этой жизни не так. Омар Хайям

Жизнь уходит на наших незрячих глазах. Омар Хайям

Пока жив, лишь надежда меня и целит. Омар Хайям

А умру по пути - это тоже ведь честь. Омар Хайям

Торопись, ибо юный огонь быстротечен. Омар Хайям

Мир - лишь миг, данный миг и его не поймать. Омар Хайям

О горе, горе сердцу, где жгучей страсти нет,
Где нет любви мучений, где грез о счастье нет. Омар Хайям

И теперь мне известно, что мне - ничего не известно. Омар Хайям

Любовь - роковая беда. Омар Хайям

И радуйся, если в мире друзей совершенных найдешь. Омар Хайям

Мы умираем раз и навсегда.
Страшна не смерть, а смертная страда. Омар Хайям

Мы - цель созданья, смысл его отменный,
Взор Божества и сущность зрячих глаз.
Окружность мира - перстень драгоценный,
А мы в том перстне - вправленный алмаз. Омар Хайям

Вино - это крылья влюбленных, исполненных пыла.
Вино - это роза и блеск на ланитах у милой. Омар Хайям

Но все, что дали, - вновь отнимут у тебя,
Дабы свободным ты, как прежде, мог остаться. Омар Хайям

Когда б небеса справедливо вершили дела,
Велением неба не молкла бы в мире хвала. Омар Хайям

Лишь теперь уразумел я, что не знаю ничего. Омар Хайям
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/nauka_i_religiya/pochemu_uchenie_veriyat0-all.shtml
Сообщений: 49
Самое моё любимое из Омара Хайяма:

                  *        *       *
Общаясь с дураком, не оберёшься срама.
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.

                     *        *       *
Мы пьём не потому, что тянемся к веселью,
И не разнузданность себе мы ставим целью.
Мы от самих себя хотим на миг уйти
И только потому к хмельному склонны зелью.

                     *        *       *
Чьё сердце не горит любовью страстной к милой, -
Без утешения влачит свой век унылый.
Дни, проведённые без радостей любви,
Считаю тяготой ненужной и постылой.

                    *        *       *
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

                     *        *       *
«Вино пить – грех». Подумай, не спеши!
Сам против жизни явно не греши.
В ад посылать из-за вина и женщин?
Тогда в раю, наверно, ни души…

                    *        *       *
Опасайся плениться красавицей, друг!
Красота и любовь – два источника мук.
Ибо это прекрасное царство не вечно:
Поражает сердца и  - уходит из рук.

                   *        *       *
Не моли о любви, безнадёжно любя,
Не броди под окном у неверной, скорбя.
Словно нищие дервиши, будь независим –
Может статься, тогда и полюбят тебя.

                  *        *       *
Я к неверной хотел бы душой охладеть,
Новой страсти позволить собой овладеть.
Я хотел бы – но слёзы глаза застилают,
Слёзы мне не дают на другую глядеть!

                   *        *       *
Когда бываю трезв – нет радости ни в чём.
Когда бываю пьян – ум затемнён вином.
Но между трезвостью и хмелем есть мгновенье,
Которое ценю за то, что жизнь лишь в нём.

                  *        *       *
Ах, сколько, сколько раз, вставая ото сна,
Я обещал, что впредь не буду пить вина.
Но нынче, Господи, я не даю зарока:
Могу ли я не пить, когда пришла весна?

                      *        *       *
Блуднице шейх сказал: «Ты что ни день – пьяна,
И что ни час, то в сеть другим завлечена!»
Ему на то: «Ты прав, но ты-то сам таков ли,
Каким всем кажешься?» - ответила она.

                   *        *       *
Коль на день у тебя лепёшка есть
И в силах ты себе кувшин воды принесть,
Что за нужда тебе презренным подчиняться,
И низким угождать, свою теряя честь?

                             *        *       *
По утрам я слышу крики из окрестных кабаков:
«Эй, несчастный ринд безумный, завсегдатай погребков!
К нам иди! И пусть нам кравчий поживей наполнит чаши,
Прежде чем вином наполнят чаши наших черепов!»

                      *        *       *            
Я не от бедности решил вино забыть,
Не в страхе, что начнут гулякою бранить;
Я для веселья пил. Ну, а теперь другое:
Ты – в сердце у меня, и мне не нужно пить.

                      *        *       *
Пред тем, как испытать превратности сполна,
Давай-ка разопьём сегодня ратль вина.
Что завтра нам сулит вращенье небосвода?
Быть может, и вода не будет нам дана.

                      *        *       *
Ты не бываешь пьяным? Но пьяных не упрекай!
Ты не живи обманом, низостей не совершай!
Ты предо мной возгордился тем, что вином не упился?
Трезв ты, но полон скверны, и скверна бьёт через край!

                     *        *       *
Я болен, духовный недуг моё тело томит.
Отказ от вина мне воистину смертью грозит.
И странно, что сколько ни пил я лекарств и бальзамов, -
Всё вредно мне! Только одно лишь вино не вредит.

                     *        *       *
Конечно, цель всего творенья – мы.
Источник знанья и прозренья – мы.
Круг мироздания подобен перстню,
Алмаз в том перстне без сомненья – мы.

                      *        *       *
Не зарекайся пить бесценных гроздей сок,
К себе раскаянье ты пустишь на порог.
Рыдают соловьи, и расцветают розы…
Ужели в час такой уместен твой зарок?

                  *        *       *

Чем за общее счастье без толку страдать,
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.

                    *        *       *
Лучше пить и весёлых красавиц ласкать,
Чем в постах и молитвах спасенья искать.
Если место в аду для влюблённых и пьяниц,
То кого же прикажете в рай допускать?
Редактировалось: 1 раз (Последний: 28 января 2013 в 21:53)
Сообщений: 156
А у меня любимых всего два:

Мир любви обрести без терзаний нельзя,
Путь любви отвести по желанью нельзя,
И пока от страданья не станешь согбенным,
Суть любви донести до сознанья нельзя.

Я в мечеть не за истинным словом пришёл,
Не стремясь приобщиться к основам пришёл.
В прошлый раз утащил я молитвенный коврик.
Он истёрся до дыр -  я за новым пришёл.

Какой мужчина!!!
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Страницы: Первая Предыдущая 1 2
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.