Сюжет

  
Сообщений: 0
Первое, что ищет глаз читателя в стихе: про что? о чём? от чего к чему? через что? что происходит?
Предлагаю поговорить о сюжете.
Огромная разница - сюжет эпический и сюжет лирический. В первом случае - отбор излагаемых событий. Во втором случае - а как, чем и почему заполняется "кадр".
Предлагаю авторам Дома высказаться о своих соображениях по этой теме. Без привлечения авторитетных цитат.
Сообщений: 1547
baken:

Первое, что ищет глаз читателя в стихе: про что? о чём? от чего к чему? через что? что происходит?
Предлагаю поговорить о сюжете.
Огромная разница - сюжет эпический и сюжет лирический. В первом случае - отбор излагаемых событий. Во втором случае - а как, чем и почему заполняется "кадр".
Предлагаю авторам Дома высказаться о своих соображениях по этой теме. Без привлечения авторитетных цитат.
Разговор по существу.Это Важно.
Дмитрий, а как ты сам отвечаешь на свой вопрос? Давай с этого начнём.
Сообщений: 0
По этому вопросу на сегодняшний день думаю вот что:

для меня, любой сюжет хорошего стихотворения -  есть только завеса или кусок холста с нарисованным на нём очагом, прикрывающий вход или потайную дверь, за которой... ну всё, всё... без цитат, как договаривались...
И всё таки.... Сюжет стихотворения - это всегда сказка, попадая в которую, обязательно оказываешься в реальности, и пусть это несколько другая реальность - сказанная, имеющая место быть только в голове читателя, но в то же время - имеющая свойство заменять воспоминания о реальности не сказанной, но реальной. Не очень сложно? Тогда продолжаем разговор. Сюжет - это салазки, которыми, конечно, можно любоваться, но на которых всё-таки надо кататься с высокой горы... Хорошее стихотворение, в этом смысле - совершенно прикладная вещь. Его можно не только услышать, но и увидеть, и даже попробовать на вкус... Им даже можно чувствительно шандарахнуть, например, по голове, вызвав изменённое состояние сознания. Если сюжет стихотворения не таков - для меня это стихотворение артефактом не является.
Редактировалось: 4 раз (Последний: 2 ноября 2012 в 23:24)
Сообщений: 0
Олег, правильно прихватываешь.)) Что ж...
Естественно, первая задача после предощущения и замысла - ЧТО говорить.
На мой взгляд - подбор реалий. Я сильно убеждён, что наша эмоциональность ДОлитературна. Эмоциональность восприятия и до Гомера была. Отсюда - создать ДОСТОВЕРНУЮ реальность для возникновения читательской эмоции, а через неё и СОпереживания.
В эпосе, вроде, проще: выстраиваешь характерную цепь событий, затягивая в неё читателя, и он - шаг за шагом - твой.
Здесь главное - достоверность, от неё читатель уже никуда не денется.
В чистой лирике - колоссально свободнее. Подключается ассоциативность, но - через столь же достоверные опорные точки эмоции.
От прямого называния этих точек до попадания в "край мишени", где ассоциации шире и дробнее.
Вот пока так...
Сообщений: 1547
Мне в высказывании Дмитрия понравилось само утверждение,что "кадр заполняется". Потому что я действительно читал рассуждения о возможности бессюжетной лирики. С сюжетом(вполне допускаю кавычки)мы имеем дело всегда.Вопрос в степени сжатия. А как крепится-вообще загадка. "Чёрт его знает, как устроен телевизор"(с).Текст-сложнее телевизора, к счастью. Но каждый раз без чудес не обходится.
Сюжет-это кость, которая обростает мясом.Прошу прощения за некоторую прямолинейность.
Сообщений: 1547
Дима, понял. Я свернул в тёмный лес, возвращаюсь на освещённую тобой тропу.То есть, сюжет-это игра на "нервах" в определённом смысле? С последующим их расшатыванием. Это единственный вариант? Я это действительно хочу понять.
Сообщений: 0
Администратор:

Мне в высказывании Дмитрия понравилось само утверждение,что "кадр заполняется". Потому что я действительно читал рассуждения о возможности бессюжетной лирики. С сюжетом(вполне допускаю кавычки)мы имеем дело всегда.Вопрос в степени сжатия. А как крепится-вообще загадка. "Чёрт его знает, как устроен телевизор"(с).Текст-сложнее телевизора, к счастью. Но каждый раз без чудес не обходится.
Сюжет-это кость, которая обростает мясом.Прошу прощения за некоторую прямолинейность.
Нет, не обрастает, ощущается под мясом.
Сообщений: 0
Администратор:

Дима, понял. Я свернул в тёмный лес, возвращаюсь на освещённую тобой тропу.То есть, сюжет-это игра на "нервах" в определённом смысле? С последующим их расшатыванием. Это единственный вариант? Я это действительно хочу понять.
Олег, сюжет - это то, что я мог бы тебе сказать в двух словах, но хочу при этом выглядеть занимательным, глубокомысленным, остроумным и эстетичным.)))
Сообщений: 1547
baken:

Администратор:

Дима, понял. Я свернул в тёмный лес, возвращаюсь на освещённую тобой тропу.То есть, сюжет-это игра на "нервах" в определённом смысле? С последующим их расшатыванием. Это единственный вариант? Я это действительно хочу понять.
Олег, сюжет - это то, что я мог бы тебе сказать в двух словах, но хочу при этом выглядеть занимательным, глубокомысленным, остроумным и эстетичным.)))
:))Дим, так я рассуждаю на тему " как это делается" :))
Сообщений: 0
А вот "как это делается" - тайна сия велика есть.
Очевидно, в мозгу прочерчиваются какие-то треки от "я чувствую" до "и ты пойми".
Вот по этим трекам и пишешь.
Но не забудем, что иногда пишется и "для себя", а других всё равно задевает.
Сообщений: 0
В сюжете автор проводит читателя по тропам своего опыта.
Если читатель, озираясь, понимает, ГДЕ проходит тропа, то всё в порядке.
Сообщений: 0
Сюжет может иметь "второе дно".
Конкретней.
Из себя (извините уж):
"Негев" - репортаж о неудачной туристской вылазке. Но не только.
"Посвящение подплаву" - отчёт об успешном начале термоядерной войны. Но не только.
Сообщений: 0
Классический образец лирического сюжета вижу в тургеневском "Утро туманное".
Сразу в экспозиции задаётся повод, фон и условие печального настроения (внешняя "печаль" и названа впрямую).
Сюда непротиворечиво подошли бы и затяжной шуршащий дождь, и слабо освещённая комната, и заброшенная деревня... - всё это и подобное используется до сих пор. Потому как камертон безотказный, а погрустить поэт любит.
Далее вспоминаются лица и голоса близких и любимых (когда-то) людей. Т.е. сама плоть воспоминаний неотличима от таковой у любого из читателей. Отсюда ни малейших сомнений в искренности автора. Отсюда доверие. Отсюда со-переживание.
А в концовке - деталь мастера: всё это в вагоне, под бесконечный "говор колёс". Длится пейзаж, длится печаль...

Сравниваю со столь же известным романсом "Я ехала домой". Сходная ситуация, сходные чувства и мысли... Но не забудем при этом, что для сходной цельности понадобилось вычеркнуть и забыть целую строфу (25% текста), написанную автором:
Раскинув розовый вуаль,
Красавица заря лениво просыпалась,
И ласточка, стремясь куда-то в даль,
В прозрачном воздухе купалась.
Сюжет просто не принял разрушающей настроение картинки, "самоскорректировался".
Редактировалось: 1 раз (Последний: 3 ноября 2012 в 17:17)
Сообщений: 493
А еще  я бы привела "Незнакомку" А.Блока, как пример не прямого построения сюжетной линии, где детали и образы, иногда косвенные, формируются в общую композиционную мозаику...
Сообщений: 0
Конечно, Марина!
Невозможно строить сюжеты по одному, даже классическому, образцу!
Сюжетосложение вообще очень индивидуалная штука. По контрасту, по нюансу, по ассоциации действие может развиваться совершенно прихотливо.
Я просто вроде как от печки начал...
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.