Критический обзор к конкурсу стихов о первой любви, часть вторая.

  
Сообщений: 0
------------------------------------------------------------------------
Часть вторая.



            Работа № 29 Татьяны Гуровой.


ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ



Море, солнце и песок,
Чайки на просторе,
На песке следы от ног,
Лагерь возле моря.

Небо, звёзды и луна,
Рокоты прибоя
И ночная тишина,
Мы вдвоём с тобою.

Первый робкий поцелуй,
Нежное касанье,
Страхи: - Не разочаруй!
Встречи, расставанья.

С неба падает звезда.
Ожиданье чуда,
Обещанье: - Навсегда!
И сплетенье судеб.

Смена кончилась. Домой.
Грусть. Прощанье взглядом.
Канет первая любовь
В август  звездопадом.



... Жизнерадостный такой репортаж энергичного по жизни человека о проделанной летом работе и с поставленной галочкой возле пункта "первая любовь". Татьяна, я могу только за Вас порадоваться, что в ту ночь никто, никого и ни в чём не разочаровал))) У меня всё началось с неудачи... Но не будем о грустном) И я надеюсь, был правильно понят... Сам ритм взятый в Вашем стихотворении настроил меня на шутливый лад))

Желаю Вам творческих успехов!


            Работа № 30 Александра М..



Я полюбил. Не то, чтобы впервые,
Но через Сеть  - так это в первый раз.
Её глаза - озёра голубые,
Её стихи в компьютере сейчас.

Злодейка - осень - на другой планете,
Дожди, работа и семейный быт.
Она - как будто с Марса - шепчет: «Где ты?»
И робко с фотографии глядит.

Её стихи наивны и  прекрасны,
Нежны, ритмичны, и полны огня.
Я не боюсь обжечься. Крикну: «Здравствуй!
Открой страничку, видишь — это я!»





Любовь зла - во все времена. А что ещё сказать на это...
И это искренне.
Признаюсь, был раз в подобном положении)


Александр и Вам успехов!


            


                  Работа № 31 автора Альманель.



Она и Мастер

Она грустила… Локон своевольный
спадал на лик, как водопад с горы,
прикрыв застывшие глаза невольно
и белоснежного лица черты.

Она грустила, в думы погрузившись,
отдавшись телом с внутренней средой
картинам прошлой и реальной жизни,
прошедшим мимо теплою волной.

Она грустила, помня о ваяньи,
о том, как Мастер тело высекал.
Как созерцал и восхищался пьяно,
и как надежды на Любовь предал…

Прах Мастера давно истлел с веками.
Нещадно Время, Ей бессмертье дав…
Обнажена (забыла стыд!). А память
еще хранит любимый идеал!

…Во снах обманных ночи – утешенье,
и два дыхания полны влеченья.





Взгляд на поучительную историю Пигмалиона с другой стороны) Наверное, это интересно. И по сути соответствует легенде о скульпторе, который отдал свою жизнь во имя идеала... Спасибо данному автору и его работе с напоминанием о том, что уходя надо гасить свет)))
Я в том смысле, что художники должны иметь ввиду возможные последствия влияния их творчества на жизнь потомков, то есть на нас с вами... А Пигмалион - был самоотвержен, мудр, но слеп.
            
                      И Вам я желаю творческих успехов!



-----------------------------------------------------------------------------------------

           Здесь я позволил себе пропустить несколько работ, потому как очень трудно, например, определить, который из Амуров лучше... Честное слово. Пусть этот вопрос решают в небесной канцелярии)))
Что же касается пропущенных стихотворений - предоставляю авторам  самим попробовать проанализировать своё творчество. Это полезно.

----------------------------------------------------------------------------------------

            


                        Работа № 36 Людмилы Денисовой.




Старое фото

Луч осенний, зевая в ленивой истоме,
Просочился в окно, осветив невзначай
Пожелтевшее фото в открытом альбоме,
Заблестевшее словно пролившийся чай.

За окном листопад, лета песенка спета.
С каждым днём ниже клонится солнечный шар.
А на снимке - июнь из далёкого лета
И наш класс, что пришёл на последний свой бал.

Мы стоим, как невесты, в божественно белом
В ожидании чуда, что явится вдруг.
Наши мальчики рядом, скромны и несмелы,
Враз притихшие возле прекрасных подруг.

Мы немного грустим, что расстанемся скоро,
И у каждой в руке белой розы цветок.
Вот и я, третья слева, с сияющим взором,
Ты за мною стоишь и красив, словно бог.

Мы могли б стать с тобою прекрасною парой.
Что мешало нам вместе рассветы встречать?
Что мешало разжечься из искры пожару?
Но, увы, не пришлось нам его испытать.

Почему же не я, а другая подруга
Берегла твой покой всем невзгодам назло,
Защищала повсюду от бед и недугов?
Что же делать, ей больше в любви повезло.

Да, конечно, не всё в этой жизни так просто.
Может, память не стоит опять ворошить,
И закроем альбом, да к тому же и солнце
Снова скрылось за тучей, уставши светить.

За окном листопад, листья – жизни страницы,
Всё куда-то летят, пропадает их след.
Только старое фото в альбоме хранится,
Словно солнечный отблеск умчавшихся лет.




       А вот это стихотворение меня остановило сходу и со всей серьёзностью властно привлекло к себе моё внимание. Посмотрите, а ведь это работа, которая могла бы претендовать в конкурсе на победу, если бы не всё та же благословенная конкуренция... Я прошу всех ещё раз прочитать это стихотворение... Меня оно задело тем самым подлинным нервом и честностью поэтической интонации. Здесь нет позы. Нет фальши. Нет хитрости. Нет желания автора поучать или что-то доказывать. Но я слышу голос и слова человека, прожившего внушительный по своей наполненности отрезок жизни. Я слышу очень мудрые слова но - не книжной мудростью, а - опытом сердца. И это - очень светлое и живое сердце. Вот же оно - бьётся в каждой строчке, прямо передо мной! Это очень молодое сердце. И мне совсем не хочется касаться технических сторон. Кстати, там всё в порядке, в рамках разрешённой задачи. Да и неважно это... Я только хочу сказать, что этот автор прав, очень и очень прав.


            Работа №37 Антона Деникина.



Введение в любовь


Я вошёл без приглашенья,
Ах, поймите это странно,
Ведь такие отношенья
Не завяжешь сам с собой!
Я вошёл без приглашенья,
Так не кстати, так нежданно?
Не смотря на ваш конвертик,
Тот, небесно-голубой?
Где писали вы: - "Поймите,
Ожидаю, умоляю!
Может быть попьёте чаю,
Или молча посидим?
Мы послушаем Шопена -
Вы писали откровенно -
В города потом сыграем,
И пирожное съедим."
Что ж, напрасно эти розы?
И бутылка "ахашени"?
Впрочем, "ахашени" кстати,
Я и сам его люблю.
Но поймите: ваши позы
Вызывали опасенье,
Я уже терял рассудок
Повторяя: - ай лав ю!
Так чему ж тут удивляться ,
И отталкивать и злиться,
Поступаете вы дурно,
И совсем не хорошо!
И теперь уж поздно клясться,
В том, что были вы девица!
Я, поверьте, не заметил,
В миг, когда я в вас вошёл!




Антон, ты даже не представляешь насколько хорошо это стихотворение - от начала и до предпоследнего стиха. И я не против того, что случилось в самом конце, в принципе. Я против того, чтобы пускать коту под хвост столь мошный предваряющий рабочий каскад... Понимаешь, у тебя идёт замечательное развёртывание сцены, смена декораций, стремительное движение... ты не даёшь заснуть вниманию читателя. А потом - легким и нежным, но решительным движением берёшь меня за воротник моего фрака и... гостепреимно, в чём я нисколько не сомневаюсь, даёшь мне возможность лицезреть - как и чем ты вошёл туда, куда обычно входят, - с расстояния, реально, в один дюйм. А я не готов, быть может, старик, к такому повороту вечера))) Я впечатлительный! А если серьёзно, такая детализация и резкая спецификация - сужает масштаб стихотворения и сводит на нет все те достоинства, которые ты успел развернуть и продемонстрировать, - одним махом. Я искренне. И это так. Рецепт лекарства прост - надо научиться себя сдерживать и из ста самых лучших цветовых сочетаний, которыми ты располагаешь в данный момент, бережно выбирать - только два или три! Но думаю - ничего ещё совсем не потеряно... Можно даже и улучшить стихо на целую голову, если подойти с головой. Антон, я очень желаю тебе творческих удач во всех начинаниях и продолжениях))) Ещё встретимся)

            Работа № 38 Владимира Ромбовского.


***
Руки тонкие.
Прячь-не прячь -
от любви
разлетятся
птицами.
Сердце. Глупое.
Снова вскачь
станет - рядом -
за ними
виться.
Окрыленное.
Верь-не верь -
озвончает
хрустальность
нотами.
Руки тонкие.
Но теперь
окрыленная
- ты -
полетом.



Поэтическая одарённость Владимира для меня не подлежит сомнению. И это редкая одарённость особенного - метафизического склада. Но само стихотворение всё-таки не о первой любви для конкурса. Я склонен думать, что это о любви перманентной. Простите меня, Владимир! И для меня этот нюанс имеет существенное и решающее значение. Знаете, это у Вас получился портрет, если угодно, архитипа женской сущности, которая всегда есть почва, жаждущая семени и потому вечно юна, но руки её, как вы сами сказали - "окрылённые полётом", - и мне видятся обнимающими всю Вселенную без исключения. И очень не хотелось никакого "смешения" первой и чистой, но земной и претендующей любви с абсолютной любовью Матери Мира. Просто, Ваше стихотворение ждёт своего часа. И дождётся его. Владимир, желаю Вам и впредь удачи!

            



                 Работа № 39 автора leostar11.



Любви открылась дверца
                Сонечке

Так было каждый вечер,
Так было двадцать летних дней,
Её держал за плечи,
И танцевал он только с ней…

И гулко билось сердце,
И слабость чудилась в ногах,
Любви открылась дверца,
Не понял это он тогда…

И смерть пришла, казалось,
И он почти с ума сходил,
Нечаянно касаясь,
Упругой девичьей груди…

Но вот костер прощальный,
И смене лагерной конец,
И радостно-печально,
Так надрывается певец…

И вновь танцуют молча,
Да разве нечего сказать?
Не встретиться им больше,
И танец снова не начать…




      Автор вполне приобщил меня к своей истории... и так это всё знакомо... За всю мою бытность времён пионерлагерей у меня было целых три любови. И все они были первые!.. И со всеми я танцевал и проводил последнюю ночь у прощального костра с неизменной печёной картошкой, черным хлебом и луком - с солью, естественно, от слёз... всё - без исключения из описанного автором происходило со мной - точь в точь... И я не знаю - хорошо ли это? В том смысле, что и сами мы, и наши чувства, и наши поступки - порой типичны и, наверное, коренятся в какой-то одной материи... но в стихах - при обязательном сохранении аспекта общности авторского опыта и читателя, - хочется в первую очередь индивидуальных открытий и признаний автора. А пока - это стихотворение ближе к такому забавному опыту-воспоминанию - в семейный альбом не для всех( что само по себе не плохо).
И пара сущ. замечаний по тексту:


"И слабость чудилась в ногах,
Любви открылась дверца..." -


Слабость чудилась ( в ногах ), - явная и досадная ошибка употребления глагола чудиться - как бы совместно с ложным источником действия. Ибо обязательно указывать кому - мне почудилось, ему почудилось и т.д.


Любви открылась дверца, - плохо стилистически, вместо трогательности момента - создаёт предпосылку неуместной улыбки читателя, какой-то курьёзный уменьшительный анатомический конструктивизм... С уменьшительно-ласкательными суффиксами, вообще, и особенно в мужских стихах, надо быть осмотрительнее, так мне всегда казалось...


"И радостно-печально,
Так надрывается певец…" - откровенно говоря, навязчивая экспрессия, благодаря которой вся фраза искривляется как в известном зеркале. Неужели Вы сами этого не видите? Можно всегда найти спокойные и убедительные средства.


Можно было бы ещё поругать и глагольные рифмы, и рифмы не точные, и рифмы "плохие". Но дело здесь не в этом. К сожалению, главная неудача автора, а это и есть неудача, - связана с ложным эстетическим посылом( в ответ на живое исходное чувство ), отразившемся на форме данного стихотворения. А чувство, которое должно было получить отражение здесь, боюсь, так и осталось у того самого прощального костра...  Но надо отдать должное автору в том, что он нашёл возможность довести начатое до конца. А это - одна из составляющих будущего успеха. Чего я и желаю, искренне, Автору!!


                 Работа № 40 Алексея Бриллиантова.


Спускается  небо  на  крышу...

Спускается  небо  на  крышу
На  крыльях  снежинок  и  птиц.
И  словно  бубенчики  слышу
На  взмахе  девичьих  ресниц.
Флиртует  мороз  до  румянца,
До  блеска  подтаявших  глаз –
Век  прошлый,  забытые  танцы,
Неслаженный  школьный  романс…




... Читая( и восхищаясь )стихотворение Алексея Бриллиантова, рассуждал, примерно, так... Представьте себе - что если на подиуме победителей одновременно окажутся боксёр, лыжник и шахматист. Угадайте, пожалуйста, с трёх раз, соревнования по какому виду спорта комментировал Губерниев?
Правильно - по синхронному плаванию! А если касаться моей работы как члена конкурсного жюри, то я свою задачу видел также и в необходимости явить, в конце концов, некоторую композиционную и морфологическую слаженность победивших работ, ибо в подобном роде мне представляется искомая гармония и показательность строго специального конкурса. И каждая победившая работа призвана, в этом случае, отразить достоинства соседей и получить, в свою очередь, некоторое отражение в достоинствах остальных победивших работ. Ведь, так или иначе - соревнование - это и есть сравнение. Но, конечно, не срАвнивание... Так мне, по крайней мере, всё это видится.
     Работа Алексея Бриллиантова по своему уровню, у меня - шла вне конкурса - как по мастерству, так и по широте внутренней направленности. И это было ясно, как дважды два. И простите меня, если можете, Алексей, - я с трудом и болью пожертвовал Вашим стихотворением  во имя всего того, о чём написал выше. Ибо гораздо легче принять, нежели отвергнуть... Выход из подобных ситуаций мне пока не видится, определённо - в виде принятия каких-то безусловных и надёжных мер, но я активно размышляю над этим))) Может быть, стоит подумать проведении конкурсов со свободной тематикой, но с обязательным предварительным отбором конкурсных работ, как это и происходит на всех профессиональных площадках...  И Вам, Алексей, я горячо желаю неизменно высоких творческих результатов, и, кстати, я с удовольствием не только читаю Ваши работы, но и всякий раз отмечаю в них много полезного для себя и стараюсь у Вас учиться, насколько это возможно!



                   Работа №41 автора Осень.



НЕ ВСЛУХ...


Не прогоняй! Исчезну я сама
И, растворившись в утреннем тумане,
Паду росой к ногам… Ночная тьма
Растает… Улыбнётся утром ранним
Тебе Судьба, мой ласковый палач!
Пусть жизни День твой будет чист и ясен
Ты этого достоин. Ты – прекрасен.
…Твой строгий взгляд так сер! И так напрасен
Наш диалог… и мой беззвучный плач.


Смысл данного стихотворения понятен... Но, понимаете, уважаемая Осень, слишком понятен. Как правило, различные художественные тропы, например, сравнения - как в Вашем случае, призваны выступить вместо прямого высказывания - с целью оказать на читателя более сильное и правдивое! эмоциональное впечатление...  И в этом смысле, компромисса быть не может. Троп должен состояться от начала и до конца - тогда тропу веришь. А я например, совсем не верю, что Вы можете раствориться в тумане и пасть росой. Вы только сказали об этом, но не показали. А стихи - это не разговор о действительности, но её сотворение. И в этом сравнении мне просто не хватает превращения героини в иную материю. Потому и не верится. Потому и звучит скорее манерно, нежели художественно и трогательно. К моему сожалению. Вообще, стихотворение целиком - какое то внешнее и декламационное, не вызывающее отклика само собой, помимо моей воли. И Вы взяли такую сложную, такую высокую и вечную тему любви в её переломном, на пороге трагедии, моменте и как-то не поддержали её достойными средствами. И ещё. В конце стихотворения - само желание вызвать сочуствие таким открытым способом - не вызывает его, а напротив, отталкивает...  Впрочем, это моё личное мнение, которое может быть Вами только принято к сведению или не принято вовсе.
И я искренне желаю Вам видения своих стихов лучше стороннего читателя и успехов Вам в этом деле!



                       Работа №42 Галины Тереховой.

Что делать?

Благодарить? За что: за данные мучения, отсутствие спокойствия в ночи,
Тоску, мечты пустые и надежду на то, что этот бред осуществим,
За глупости, которые сказала, за те, что завтра вновь скажу,
За чувство милости, которое украла, или сегодня украду,
За время, что теряю понапрасну, за долгий взгляд в окно на след,
За вздохи, и возможность ежечасно мечтать о том, чего уж нет,
Иллюзию полета, страсть без страсти, волшебный аромат мечты,
Которая возможна от того, что в этом мире есть и ты.
За то, что встреча все-таки случилась, за сердце полное любовью,
За мир наполненный тобою
Благодарю…
Просить? Чего:избавить от сомнений, уверовать в то, что суждено,
Жить тихо, равнодушно, пусто, смело и … без него,
Уверенности, силы, беспамятства, спокойствия в ночи,
Забыть и быть такой как раньше, как если бы…
О том, что просят:о здоровье, о том, чтоб дать такую благодать,
Которой на всю жизнь хватило, чтобы не желать,
Достоинства, достатка, веры, счастья, надежд на свет,
Возможность знать тебя, быть рядом, помнить улыбку, смех,
Простить за то, что сомневалась, понять того, что не сумела
Еще один день испытания
Прошу…



В отличие от предыдущей работы, это стихотворение  совсем лишено драмматической позы и достаточно продумано. Пратически - это одно предложение, длящее и модулирующее мысленный поток, в пределах узкой гаммы родственных понятий и чувств, как бы обращённый к объекту чувства и представленный - в виде монолога с самим собой. Сразу почему-то вспоминается Вероника Тушнова.( Местами я люблю её чувственную, чисто женскую поэзию.) И у Галины Тереховой тоже получилась чисто женская
поэзия. Это не плохо. Единственный, быть может, минус - заведомо целевая аудитория у подобных работ.
Галина, мои Вам пожелания успеха!


                     Работа № 43 Александра.


Ответ

Воздух свеж и прозрачен у зеркальной реки.
Мы с тобою, как дети, взявшись, за руки шли.

Ты была из рассвета, ты была из зори!
Из цветов и из лета! Нежным ветром любви.

Не мечтал никогда бы, не писал бы стихов.
Если б не было в мире, этих важных трёх слов.

Чуть робея, сказал я – что тебя я люблю!
И я всё понимал,- безысходность свою.

Отвечать ты не стала, не настаивал я.
Ты, наверно, устала, от прогулки тогда.

Молча, так и стояли. Я ответа всё ждал.
Лишь глаза мне сказали в них я: – «Да!» – прочитал.



Стихотворение Александра - попытка творческой переработки чувства и слова одновременно - в лирическое повествование, и это хорошо видно.

Есть композиционная схема и чередование планов. Первым восьми стихам - удаётся удерживать внимание читателя. А дальше и особенно концовка... Александр... Хочу думать, что Вы устали и, несколько поторопились.
Поработайте над стихотворением посерьёзнее. Может выйти гораздо лучше и интереснее. Переживите мысленно ещё и ещё - Ваше счастье. Оно достойно лучших слов)

Желаю, Вам, удачи!



                       Работа №44 автора идущий.



Ах, это чудо…

В своих объятьях нас кружило лето.
И,бронзовея в солнечных лучах,
Однажды мы из первого рассвета
Вошли на детства хрупеньких плечах
В свою,всегда особенную,юность.
И,познавая этот дивный свет,
Почувствовали:в нас перевернулось
Все мироощущенье прежних лет.
И на подружек детских увечений
Взглянули по-иному мы уже.
Поверили в фатальность тех значений,
Что у желаний наших на меже.
Приметы стали вдруг не безразличны –
Ромашкам летом доверяли суд.
Во взгляде ТОЙ,пусть самом прозаичном,
Нам виделся таинственный Бермуд.
Мы в зеркало придирчиво глядели,
Морщиня лоб,ломая нить бровей…
И,Боже мой,ну как же мы хотели
Быть старше ранней юности своей.
Мир принимая в черно-белом цвете,
Не затухая,жил вулкан души.
И тайный смысл искали мы в ответе,
В прикосновеньи,взгляде…
Нас кружил
Особый мир недетскими страстями:
Любовь и ревность,зависть и восторг
Порой коварно управляли нами,
Вести учили с жизнью диалог –
Смягчались дикой ревности накаты,
Хоть разум не всегда торжествовал
И бурь душевных гневные раскаты
Не удавалось выразить в словах.
Мы шли своей,особою дорогой,
Ошибки повторяя,может быть.
Хотелось нам по сути –то немного:
Чтоб нас любили и самим любить.
Но так любить,как не любили ранее!..
Ах,это чудо – Первая любовь!
Как на Голгофу шли мы на свиданье.
И в наших жилах закипала кровь…
Знакомо нынче детям все с пеленок:
Экран бесстрастно просвещает нас.
А мир любви,чувствительный и тонкий,
В постельном сексопоиске увяз.
Стихов-признаний нынче стало мало.
Безумств отчаянных во имя Той.
И время даже как-то перестало
Духовной восторгаться красотой.
А чувств,пожалуй,искренних и нежных
Стыдится юность.
Душу распахнув,
Идет мальчишка,грубый и небрежный,
Для взрослости циничности вдохнув.
Дурманит голову коварство сигареты.
В общении босяцкий эпатаж.
Не трогают его никак приметы.
Пьянит лишь честолюбия кураж.
А девочка,вчерашняя пичуга,
Негаданно-нежданно расцвела
И для себя определила друга:
Себя под стать бой-френду повела.
В общении их – море по колено.
Застенчивость и скромность -  чепуха…
Бурлит их жизнь.
Но ведь осядет пена
И обнажит присутствие греха.
Разочарованье холодом окатит,
И в сердце боль отчаянья войдет.
Душою возродиться сил не хватит.
А жизнь идет.
А жизнь ,увы,идет.
Она назад не отмеряет время
И не прощает походневый взгляд.
Пародия она или поэма –
Любой,узнать чтоб,все готов отдать.
Но тайны жизни жизнь хранить умеет.
И очень часто лишь на склоне лет
Она душевным маяньям навеет
Сухой категоричности ответ.
Жизнь изменить же,измениться тоже
Не хватит сил.
Совсем не хватит сил:
Уже закат.
И день,по сути,прожит
От утренней и до ночной росы.
Всему начало и конец назначен.
Но,чтобы шло свечение души,
Любовью путь быть должен обозначен
И смыслом жизни,и желаньем  жить.
И,так бывает,в сонме треволнений
Нам память возвращает вновь и вновь
Источник божества и вдохновенья:
Загадочную Первую любовь.
Она лишь служит точкою отсчета,
По ней равняем чувства чистоту.
Она,она в нас движитель полета
В зовущую куда-то высоту…



И это всё прекрасно...                                                         в жизни.

Автор не идёт - он парит на крыльях нечеловеческого вдохновения и присутствует одновременно везде - и внутри и снаружи каждого предмета и события))
Просто Леонардо да Винчи какой-то в медвежьей шкуре русского витязя!!!
Знаете, а в этой работе есть поэзия. Хотя метафоры и различные формы и обороты речи буквально( клин клином )выбивают друг из друга, извините, дурь так, что поджилки трясутся! Иначе и не скажешь... нет не скажешь. Только покороче бы всё - раз в семь. Уверен - умей автор несколько сдерживать своё юношеское вдохновение и пыл ( в указанной пропорции ) - было бы всё отлично! Чего и желаю Вам, идущий!!!


                       Работа № 45


И поцелуи первые - предвестники стихов

http://domstihov.ru/proizvedenija/stihi-o-lyubvi/i-pocelui-pervye-predvestniki-stihov.html

Иркутск из зорь бульварится,
Где Юность, островок.
Малиновыми кварцами
Крюшон заката стёк.

Вечернее свидание.
Моторки по реке.
Как лучшее приданое -
Румянец на щеке.

Зазывчивость мороженщиц.
Для сдач вулкан монет.
По лужам наши рожицы -
Счастливейший момент.

Все фонари наседками
Проснулись и лучат,
Нам стелют путь салфетками
Из солнечных зайчат.

То валуном, то перьями -
Рассада облаков.



Виктор, мне очень понравилась Ваша работа, очень.


Вам удалось визуализировать все действия и предметы.


По красочной изобретательности и по головокружительной смелости Вашей работе нет равных на этом конкурсе,

Вот только это чего стоит:



"Иркутск из зорь бульварится,
Где Юность, островок."

"Малиновыми кварцами
Крюшон заката стёк."

...  


...  


...


А это, так вообще, простой и мудрый афоризм:

"И поцелуи первые -
Предвестники стихов." - замечательный итог всего стихотворения.


А мне просто не хватило смелости номинировать Ваше стихотворение в тройку победителей, хотя такие мысли у меня были.



Может быть потому, что Ваша смелость, так мне казалось в какие-то моменты размышления, граничит с некой чрезмерной яркостью образов и со "случайной" природой Вашей удачи...
Как бы там ни было, лично для меня это Ваше стихотворение - серьёзный повод для начала изучения всего Вашего творчества...

Виктор, я желаю Вам впредь таких же ярких работ!



                    Работа №46 Виктории Сидорчук.


О  силе  первой  любви.

Опять  схлестнулась  с  первою  любовью.
Опять  кручины  нА  сердце  печать.
Опять,  опять  кладу  я  к  изголовью
своей  тревоги  бешеную  кладь.
Опять  креницы   сердца   недоступны.
Опять,  опять  у  зеркала   судьбы  
стою  одна,  как  в  детстве,  неотступно
желая  ни - любви  и  ни -  борьбы.
Вот  так  и  ты  схлестнулся  слишком  рано
с  любовью  первой, вечной  и  святой.
С  тех  пор  несёшь  по  жизни  эту  рану
и  ищешь  свою  девочку  в  любой.

11111111111111111111111111111111111111111
22222222222222222222222222222222222222222

Ты  больше  не  придёшь.
Никогда.
Шагнула  в  сердце  ложь -
навсегда!
Шагнула  в  сердце  боль -
полоса.
Ах,  первая  любовь -
слёз  роса.

> <



"Опять  схлестнулась  с  первою  любовью.
Опять  кручины  нА  сердце  печать.
Опять,  опять  кладу  я  к  изголовью
своей  тревоги  бешеную  кладь.
Опять  криницы   сердца   недоступны..."


Хорошая насыщенность образов и синтаксическая плотность текста.
Стихи любят подобные соответствия.  Даже "бешенная кладь" - спорная вещь, здесь работает сто процентно согласно целому образу) Быть может и работает потому, что спорно, и будоража строфу, беспокоит воображение читателя. Хвала автору, который может пройти по грани и не упасть. Красиво, ничего не скажешь... Эти стихи можно читать вслух, впечатляя слушателя. Я имею ввиду оба стихотворения.   А некоторая стилистическая и эстетическая заимствованность у отечественных поэтов 60-ых с имеющим место эмоциональным нажимом, конечно, очевидна, но не смертельна до тех пор, пока это устраивает прежде всего самого автора.
Виктория, желаю Вам всяческих успехов!


                        Работа № 47 Елены Севрюгиной.


Первая любовь

Взгляд твой - глоток в пустыне,
Спросишь меня - скажу
То, что себе отныне
Я не принадлежу,

Гулко под кожей бьётся
Чувство...И пусть ты слеп -
Птицею ввысь взметнётся
Сердце тебе вослед!

После столетних странствий
Стану твоей рабой...
Мой неизбывный! Здравствуй!
Дай мне дышать тобой!

Чувствами не владею!
Наперекор судьбе
Розовой орхидеей
Я прорасту в тебе!

Что же так недовольно
Смотришь? В глазах - тоска?
Знаю (пусть будет больно),
Ты не меня искал,

Но говорю: "Спасибо!"
Верю, что всё не зря...
Как же она красива,
Первой Любви заря!


Стихи - "хорошие". Но автору я не верю... По одной причине - потому, что автор не верит сам себе, своей надежде.  Или героиня. Здесь это всё равно. И пытается убедить читателя в обратном,( обманывая "обещанием орхидеи") в том, что чувство вернётся, но окончательно проговаривается в своём неверии - несравненной красотой  "первой любви зари"... С другой стороны - это тоже позиция. Почему бы нет? Но такое творчество не для меня...

Елена, простите, таково моё видение, которое может быть ошибочным.
И я желаю Вам успехов!


               Работа №48 Сергея Буторина.


Анютке

Вчерашний день вином запекся на губах
И лег на дно копилки дней счастливых.
Я все витаю где-то в облаках,
В глазах стоит твой облик милый.
Лишь только руку протянуть
И приобнять тебя за плечи,
К губам твоим, дрожа, прильнуть,
Как в первый наш осенний вечер.
Ты помнишь таинство без слов?
Глаза в глаза и робость тела.
В висках «стучавшуюся» кровь
И первое «люблю» несмело.
Казалось, время замирает.
Но нет! Бежит во весь опор.
Тебе звонят, тебя теряют,
Прерывая молчаливый разговор.
Ты с каждой встречей все желанней,
Все больше нежности в глазах!
Весь мир померк пред нами,
Все пережитое забрав.
Безумство чувств! Порывы страсти!
Апогей неведомых высот!
Весь мир как на контрасте –
Точка, давшая отсчет.

                    Февраль 2011 г.


Сергей, Ваша работа отчасти перекликается с работой №43 Александра.

И чувством и уровнем( стилем ) изложения. И как читатель я убеждён в искренности этого Вашего чувства, но, честно, я не хотел бы читать Ваше стихотворение ещё раз. Потому что то, что Вы написали, решительно не касается никого во всей Вселенной, кроме Вас Двоих.

Таково моё личное и независимое мнение.

И желаю Вам успехов в творчестве и, наверное, больше читать - хороших авторов, коих на Руси - целый океан!!


                       Работа № 49 автора Renata.


ОТВЕТ СЕБЕ
Годы написания: 1987, 2012

«Почему нельзя к любви
Первой возвращаться?!.
Если друга друг простил,
Если знать, что счастья
Им не видеть лишь затем,
Что так принято в народе…
Не было б стольких проблем,
Стало бы дышать свободней…»

Четверть века уж прошло.
Юный стих наивной девы…
Былью чувство поросло,
Молодые годы, где вы?!,
Помню встречи до зари,
Серебрила ночь слезинки:
Разве плачут от любви,
Коль сошлись две половинки?!,.
Как в своем незнанье я
Столь счастливою казалась!
Солнце, птицы – для меня
Жить и радовать старались;
Я им радовалась вслед,
Открывая муки счастья!..

А былой любви всё ж нет…
Что ж тогда к ней возвращаться…



Это трогательное стихотворение, написанное без хитрости, но своим голосом и слогом. Что - есть всегда самое желанное и редкое качество...
Обычно, тихий и честный голос - обязательно находит своего собеседника и оправдание у Истины.

Я желаю этому автору счастья и творческих успехов


                       Работа № 50 автора Iва Квiтка.



Ива Квитка "Ты помнишь чудное мгновенье?"

Ты помнишь чудное мгновенье?
В осеннем парке средь листвы
Предстала взору как виденье,
Как роза дивной красоты.

Восторг услышала аллея
Среди шуршащей полноты.
В груди досада, сожалея,
Остепенила силы... Ты
Не сделал шаг ко мне навстречу,
Считая недостойным быть...
Не расковал потоки речи,
Не наградил собою миг…

Минуло сколько лет - не помню?!
Остались в парке том мечты.
Все чудится мне выдох громкий:
"Передо мной явилась ты!.."*


Затруднительно что либо сказать по даной работе так, чтобы не сказать в первую очередь об излишнем беспокойстве автора относительно неосведомлённости среднего читателя об оригинале, послужившим толчком для написания данного текста. И поверьте, Iва, никто из истинных любителей изящной словесности Вас бы даже не посмел упрекнуть ни в плагиате, ни в чём-то подобном. В поэтической практике есть масса примеров плодотворного заимствования одних поэтов у других - и явного и скрытного. Всё зависит от целей и характера поставленной задачи. Такие термины как "центон", "цитата", например, не являются ругательными в поэтической практике... Мне не раз доводилось читать блестящие вещи, основанные на заимствовании не только отдельных цитат или стиля, но и целиком самого творческого метода какого-то автора.  

Думаю, Вам в этой работе пока не удалось использовать лучшие стороны взятого оригинала должным образом.

И я желаю вам успехов и больше смелости! Цитата - вообще - едет на силе смелости обращения с ней и ни на чём больше)))


                        Работа Т 51 автора korsak.


Урок

Сияла солнцем школьная пора
(сегодня свет на сердце в дефиците).
Сиренью сладко пахло со двора.
Урок «физры» вёл молодой учитель.

Гонял по кругу он десятый класс,
Как будто приучая жить кругами.
Я с Верки не сводил влюблённых глаз,
Всё восхищался длинными ногами.

И, увлечённый этою игрой,
Чтоб лучше видеть стан девичий гибкий,
Рванул вперёд я. Поломался строй.
Зато я смог догнать её улыбки!

Её ладонь зажал в своей руке,
Возрадовался сущему как дару…
За это всё учитель в дневнике
С ехидной сластью мне поставил «пару».

Давно в тумане школьные года,
И радость в жизни – тоненькой прослойкой…
И я не за влюблённость, как тогда,
За жизнь без Веры получаю двойку.


А Вам я бы тоже порекомендовал продолжить работу над Вашим стихотворением.

Вы изначально правильно выбрали направление и, главное, стиль и способ написания Вашей истории. Вы стали вводить жаргонные слова, насыщать текст убедительными подробностями и приметами места и времени, а также сообщениями довольно интимного характера - но только помогающие Вам убеждать читателя в правде происшедших событий и всех Ваших чувств... И вот теперь мой Вам неожиданный вопрос:

А откуда тогда такая робость? Почему всё осталось сказанным как-то наполовину? И ругнуться хотите и не извиняетесь))) Дайте зелёную дорогу всему, чтобы вы хотели сказать, всем Вашим чувствам, и я уверен, ничего непристойного не случится. А то, что Вы умеете работать над текстом - это хорошо видно!

Искренне желаю Вам успеха!



                         Работа № 52 автора volkoff.


Про любовь

По лесам, болотам и лугам,
Не страдая: быть или не быть,
Не спеша, любовь явилась к нам,
Чтобы мир собою заменить.
Песни соловьиные в лесу
Вместо гимнов, славящих богов.
Но внимают, как само собой
Магомед, Иисус и Саваоф.

Сбила сердца ритм, лишила сна,
Ход перевернула жизни всей.
И на сердце только лишь она,
И все мысли только лишь о ней,
И мечты, как будто бы всерьёз.
Я жалел их, этих дураков –
Ведь, смеясь, заходятся до слёз
Магомед, Иисус и Саваоф.

Я по правилам спокойно жил!
Знал, что можно, и запреты знал.
Реноме своим так дорожил
И в орлянку с жизнью не играл,
Но пролезла, душу мне пьяня,
Та любовь, сведя мораль на «нет».
И плевать, что скажут про меня
Саваоф, Иисус и Магомед:

Кто любил, тот святости достиг!
Замолчите, кто своё проспал!
Если в жизни был хотя бы миг,
Тот, что в сердце навсегда запал,
Если хоть на миг вдруг вспыхнул взгляд
Ярче света солнечных лучей,
То, потупясь, тихо промолчат
Магомед, Иисус и Моисей.


Автор этого стихотворения, практически, от начала и до конца знал, что, зачем и для чего он делает. И это здорово. Автор также владеет стихосложением на том уровне, который пока его устраивает и если захочет, думаю - сделает лучше... Но мне интересно другое. В этом стихотворении присутствует драматургия и режиссура, пусть не хитрая, но определённая и в согласии! с внутренней сложной позицией расказчика..
В стихотворении выдержанна композиция. Безусловно, с разных сторон интересно также появление смысловой фигуры, мимо которой не пройдёшь -  я имею ввиду "привлечение" в качестве свидетелей своего душевного переживания целого пантеона конкретных богов, - которая к тому же ещё ( эта фигура ) стала в тексте колоритным рефреном( повторением ), приближающим стихотворение в целом - к устной, сказочно-песенной традиции. Единственно, на мой взгляд, в чём до конца не определился автор - это то, о чём он хотел сказать в первую очередь - о любви, которая даётся им же очень иносказательно, обощённо и как мне показалось - неоднозначно, или о каких-то своих разногласиях с указанными членами божественного пантеона. Либо автор просто пытался создать какой-то более сложный комплекс образов и взаимотношений, смысла которого я пока не уловил. Но вот эта допущенная автором явная двойственность, пожалуй, больше всего мешала моему полноценному восприятию стихотворения. На мой взгляд, уважаемый автор, лучше бы Вам было написать вместо одного - два стихотворения и раскрыть в каждом случае тему на все сто процентов. И честнее, и смелее, и интереснее...
Таково моё мнение.

Мои наилучшие пожелания и успехов Вам!



                   Работа № 53 автора Бигудинка(она же Лена).


Я навсегда останусь где-то там -
На сонном пляже Финского залива -
Чуть пьяной и до чёртиков счастливой,
Ещё не уходящей торопливо
От губ твоих. Где мыслей суета
Ещё не бьётся в панике. Где точка
Пока не явна так и не бессрочна.

Найти меня не трудно. Май. Вода.
Лишающий дыхания и воли
Твой взгляд. Друзья. Весёлое застолье.
И губы-губы-губы... Скоро солью
Расчертит две дорожки. Навсегда
Уйдёт надежда зыбкая. А память,
Увы, не в силах что-либо исправить...

Не бьётся сердце. Выдыхаю с именем:
"Верни меня!"




Елена, Вашу работу я сразу и без колебаний номинировал на первое место, ничего не учитывая вообще. Нет, прошу прощения, я учёл мнения читателей))) Но в целом, это был, по-началу, мой иррациональный выбор. Потом я уже принялся разбираться "что к чему"... Что бы теперь такого дельного сказать по Вашему стихотворению?.. Ну вот, например... Главное, чем эта работа отличается от многих других работ - это своей органической слаженностью наибольшего числа возможных для стихотворения аспектов. В первую очередь - зрелая по содержанию и по интонации форма. То есть, - форма и содержание здесь вполне слитны. Потом - плавное и непрерывное развитие сюжета, определённо создающее эффект гравитации относительно читательского внимания - так, что невольно следуешь - как бы падая - за вашим словом и дыханием, в действитеьности - приземляясь где-то в окрестностях Финского залива... При этом сама работа средств незаметна. И чтобы точно найти все места соединений и швы Вашей конструкции - надо основательно постараться и попотеть. Нигде нет ни чрезмерных нажимов, ни выпирающих акцентов, ни тёмных мест, - всё очень спокойно и жизненно. И не столько - в смысле правды рассказа,  сколько - в смысле оживления картинки самим текстом. Я, именно, прожил Вашу историю, а не просто послушал очередной рассказ...

Хорошие стихи могут быть абсолютно разными - и вот такими обязательно!
Елена, желаю Вам новых интересных удач и экспериментов)))



                      Работа № 54 автора Ronny in Roses.


Былинные сказания о любви

Разойдись в плечо,
        ты тепла волна...
Сердце горячо
        выпито до дна!
Да, любви огонь -
        полон доверху...
Обогрей ладонь,
        гладя поверху!
Не томи мою
        свято-истину...
За тебя молю,
        битву выстою!
Да, к груди прижму,
        словно сына мать,
Чтоб любимому
        горя не познать!
Ты единый друг
        на моей тропе...
Раз судьба не вдруг
        привела к тебе,
Значит нам вдвоём
        веху коротать
Да, детей растить,
        жить и умирать!



    Автор сумел сказать нечто очень личное, свое - не благодаря, а скорее вопреки - былинной стилизации... Я очень люблю былину и весь народный эпос, и предания глубокой старины) Но, говоря - "вопреки", я только хочу сказать, что зачастую авторы прибегают к разного рода стилизациям в целях сокрыть свою неполную или просто - несостоятельность. Этому стихотворению и автору я верю. Иррационально. Веря напрямую слову. И оно здесь живое. А что - разве нужно что-то ещё стихотворению помимо этого, по большому счёту?
    И я прошу уважаемых читателей внимательней прсмотреться к этому автору. А Вам, Ronny, желаю настоящих успехов!



                         Работа № 55 автора Raia.



"Первая любовь"

Свет ваших дивных, томных глаз
Жгут душу с каждым днём всё боле.
Ах, как хочу увидеть вас,
Как жду вновь нашего свидания,
И день лишь, прожитый без вас
Мне смертным приговором станет.
Судьями судеб будут Звёзды и Луна,
Не люд завистливый
Как мы к тому привыкли,
И пусть болтают злые языки,
Но ангелы хранят нашу обитель...
И каждый день, и каждый час
Я буду думать лишь о вас,
И о словах что вы
Так нежно произносили для меня...
О Боже, как люблю вас я!


Это стихотворение написал очень темпераментный человек. Как говорится, - по жизни. Очень и очень. Но для стихов одного темперамента мало. Нужны ещё чувство дистанции с читателем, бережное отношение к языку, чувство меры - просто необходимо. А ещё не помешает музыкальный слух. И самый главный секрет - прочитывание на ночь за месяц - стихотворений 300-500, причём - не только о любви)) Поскольку лирика в поэзии имеет сложную комплексную природу. Поэзия изучает отношения многих чувств сразу - а не только одну печаль или радость... Впрочем, это все знают и без меня.

Пожелаю, автору успехов на этом нелёгком но интересном поприще!!



На этом позволю себе считать обзор завершённым, а обещанное обобщающее резюме сделать в третьей части.
Редактировалось: 28 раз (Последний: 8 октября 2012 в 12:26)
Сообщений: 1557
Сергей, приветствую!
Уровень поэтического сайта определяется не только красотой поэтической мысли, но и мощью мысли критической. То, что ты делаешь, очень и очень важно!
Ждём третью часть!
Сообщений: 0
Привет, Олег! Стараюсь на благо человека искусства)) Третья часть обязательно будет...
Сообщений: 1557
Сергей:

Привет, Олег! Стараюсь на благо человека искусства)) Третья часть обязательно будет...
И верю, и верую, Сергей!
Сообщений: 0
Добро, Олег))
Сообщений: 0
Эххх, покаюсь! Денисову затаённо полюбила, а вот номинировать не рискнула от того, что голосов не было совсем...
Вечно какие-то сделки с совестью, да как бы чего не вышло... Надеюсь, Людмила меня простит. Сергей, а что-то не вижу разбора стихотворения автора Ларина. Или я пропустила... Сергей, спасибо большое. Интересная работа.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 8 октября 2012 в 00:13)
Сообщений: 0
И я работу Людмилы Денисовой не номинировал. Но для себя отметил!

Мест призовых мало) А хороших работ много.

Спасибо, Ксана. Это первые попытки. Буду стремиться к большей ясности и прямоте.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 8 октября 2012 в 00:26)
Сообщений: 0
Спасибо Сергей! Для меня твоя статья интересна, прежде всего, умением распознавать, не скажу, что его проявления(этого умения) везде бесспорно, да это и не возможно, я уже говорил, что понимаю, какой это титанический труд. Меня впечатляет твоя осторожность, порою кажется, что ты сейчас скажешь автору кое-что..., ан нет,только подумал об этом.
И по поводу моего опуса, я понял, что увлёкся самим процессом, забыв, что это прежде всего взаимоотношения. Считаю твой упрёк вполне мной заслуженным.
Грамота
Сообщений: 62
Под настроение:-Многое в стихотворениях достигается на подмене понятий,а это ведь тупиковый путь и что обидно,привычными способами и словами,боль,рана,кровь,взрыв,луна,звёзды,буря,резать,нож,свеча..Уф.высказал и тому подобное,даже по смыслу не совпадает,
но подобные творения приветствуются.понятно что доступными методами,но ведь оторвано от современной жизни,хотя о жизни пишутся и не шутливо,а на полном серьёзе с претензиями на истинность..Уф,высказал и успокоение...
НОД СДН и САД!
Грамота
Сообщений: 62
Что то не то редактор выплюнул,я так не писал
НОД СДН и САД!
Сообщений: 0
Уважаемый Ё!, Вы совершенно вправе так думать, как и любой другой участник мероприятия.
Но ведь и редактор не ставил себе цель обязательно кому-то понравиться. Цель редактора - вызвать живой отклик, интерес к поднятым проблемам, а кому-то и реально помочь - при наличии встречного желания. И редактор оставляет за собой право на ошибку и авторедакцию.
Сообщений: 0
Антон:

Спасибо Сергей! Для меня твоя статья интересна, прежде всего, умением распознавать, не скажу, что его проявления(этого умения) везде бесспорно, да это и не возможно, я уже говорил, что понимаю, какой это титанический труд. Меня впечатляет твоя осторожность, порою кажется, что ты сейчас скажешь автору кое-что..., ан нет,только подумал об этом.
И по поводу моего опуса, я понял, что увлёкся самим процессом, забыв, что это прежде всего взаимоотношения. Считаю твой упрёк вполне мной заслуженным.

Антон, это здорово, что ты всё видишь! И ты прав. Всего не распознать. Но я старался. Иногда называл вещи своими именами, иногда только намекал. На мой взгляд - важнее растолкать человека, создать предпосылки для развития, нежели предложить переваренную бурду)) Вот в таком фараватере я и пытался идти)))

P.S. Тем не менее, я всегда отдаю себе отчёт в том, что не избегаю полностью всех своих пристрастий в этом деле... И не думаю, что это так плохо...
Редактировалось: 1 раз (Последний: 8 октября 2012 в 12:24)
Грамота
Сообщений: 440
Спасибо за объективный и в тоже время вполне доброжелательный разбор моего опуса. Конечно, не совсем в нем можно согласиться, но это уже другой вопрос. Вы это тонко подметили - "опыт-воспоминание" - вот именно, захотелось как-то сохранить аромат воспоминаний о той беззаботной поре - зафиксировать на память, как цветок для гербария. Согласен, что подобных историй - легион, но я и не ставил собственно такой задачи - удивить, а только поделиться своими воспоминаниями, которые позволили и другим, вот и Вам в частности, хоть на мгновение вернуться в безоблачное пионерское детство. Дальнейших Вам творческих успехов.
Сообщений: 0
leostar11:



И к выражению согласия - порой чаще испытываешь недоверие, нежели к несогласию)))
Критика вещь обоюдная и чреватая обнажением прежде всего самого критика...

Спасибо Вам, за отклик и за пожелание.
Сообщений: 18
Сергей, спасибо за рецензию и высокую оценку стихотворения. С уважением, Александр.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.