РАБОТА ПОЭТА

  
Сообщений: 0
Часть первая.
Вводная.




То, что вы сейчас, возможно, будете читать, ни в коем случае не претендует на звание сколько-нибудь серьёзного научного исследования, в популярном смысле этого понятия. Тем более, автор не собирается здесь никому ничего доказывать. Единственное, ради чего он это всё затеял - найти живой отклик единомышленника, или, хотя бы, встречный отзыв заинтересованного человека, любознательного и нечуждого творческого эксперимента в области искусства и - поэзии, в частности, и, в любом случае, просит уважаемого читателя поверить в то, что автор предельно искреннен с самим собой, от начала и до конца...
     Итак, автор, то есть, я - решился, наконец, изложить некоторые мысли, касающиеся деятельной стороны поэтического или стихотворного ремесла, для чего избрал форму творческого размышления. Надо сказать, мысли эти начали беспокоить меня два-три года назад, и, видимо, не находили никакой возможности излиться каким-то связным потоком. И вот, сейчас я попробую, наконец, связать и направить этот "мысленный" поток в нужное русло. Если вы готовы, тогда поехали с Богом!..
    Кто много раз бывал в музеях изобразительного искусства и, хотя бы, один раз в мастерской художника, - тот, я убеждён, быстро и уверенно скажет, где ему было на самом деле интересно... Не буду лукавить - я заранее имею ввиду ответ "в мастерской художника", - конечно, там, где воздух, и краски, сверкающие на палитре и ожидающие прикосновения кисти, и недавно начатые, и законченные холсты, - буквально пропитаны эманациями творческих сил, и где само вдохновение кажется более зримым и материальным, чем тяжёлое основание старого мольберта... Примерно, такая же история - у меня вышла и с поэзией. А именно, больше всего моё внимание привлекала и продолжает привлекать, главным образом, та сторона вопроса, которая касается, непосредственно, "чёрной" работы поэта, говоря проще, его творческой кухни. Так вот. Не есть большой секрет в том, что сочиняя стихи, поэты "работают". Но если я поначалу только догадывался, что "работа" поэта не заключается, непосредственно, в подборе слов, в поиске рифм, и т.д. и т.п., то теперь - я просто уверен в этом - единственно настоящая работа поэта исключительно связана с процессами, протекающими совсем в иной плоскости, нежели механический подбор слов и тому подобная популярная ерунда. А вся эта "ерунда" имеет для меня слишком выраженный характер зависимости от той работы, о которой я думаю...
    Простой вопрос. Из чего состоят "стихи"? Из стихов. Правильно. И с ходу предположу, что стих или та же строка - есть самый младший или маленький модуль, несущий все основные признаки здания, именуемого стихотворением. Это понятно. Ну, а ещё что такое - стих? Так сказать, конкретнее - физически. Набор слов? Логический ряд? Синтаксическая конструкция? Но всё это ещё необязательно стихотворная строка. А что точно будет именно стихом? И тут для удобства размышления я просто принял для себя два рода стиха: "поэтическое высказывание" и "поэтическое сообщение". В принципе, можно говорить об их близком родстве, если не о полном тождестве, и возможной путанице. Тогда, пусть "поэтическое высказывание" носит лично-конкретный, приподнятый и афористический характер, и связано больше с чувственно-психическим миром субъекта.  А "поэтическое сообщение" будет иметь характер повествовательный, обобщённый и направленно больше на мир объектов. При этом, я понимаю, что данная классификация совершенно условна и только призвана какое-то время способствовать или хотя бы удовлетворять принятому направлению моего размышления. И ещё, я, конечно, обещаю, что в дальнейшем обязательно буду их путать... Но самое главное, чтобы оба - высказывание и сообщение - являлись именно стихами, то есть, были поэтическими высказыванием и сообщением, а не высказыванием или сообщением юриста, инспектора ГАИ или телеведущего, - с ними надо проделать особые манипуляции. Но об этом дальше...
     Теперь, ненадолго возвращаясь к "работе" поэта, под которой я подразумевал сугубо практическое делание, так или иначе связанное с "выделкой" поэтического текста, - самое время упомянуть о такой вещи, как "творческое поведение". Этот термин ввёл в поэтический обиход ещё покойный Алексей Парщиков, самый заметный участник группы метаметафористов... Приближённо - творческим поведением в поэзии можно именовать серию связанных актов, имеющих комплексную природу - авторского внимания и, одновременно, воздействия на стихотворную среду. И в первую очередь надо говорить об исключительно высоком уровне их напряжения. И это даже не напряжение. Это - горение... Сюда же можно осторожно отнести такое расхожее, малопонятное и немаловажное понятие как "вдохновение"...
      Итак, мы "имеем" "поэтическое высказывание", "поэтическое сообщение" и "творческое поведение". Но мы не будем их иметь до тех пор, пока не раскроем кавычки. Начинаем раскрывать... Оказывается - ничего сложного. Просто, берём высказывание и делаем его поэтическим. Потом берём сообщение и тоже делаем его поэтическим. И всё. Если нам удалось это сделать, это означает только одно. Мы овладели творческим поведением. Все кавычки раскрыты. Мои поздравления! Как видите - ни владение размером, ни рифмой, ни приобщённость к такой-то там традиции, - ничего из всей той чепухи, которой под корешок набиты пыльные пособия для начинающих поэтов, нам не потребовалось... Однако, вы скажете, что я прохвост и самозванец. Нет, я только немного пошутил - дабы приободрить приунывшего читателя. Всё самое главное в следующем абзаце.
       Именно в этом. Строго говоря, без кирпичей стены не построить. Это из кирпичей если. А если вам нравятся кедровые брёвна? Или у вас есть возможность отлить в опалубку бетон?.. Или - выдолбить целиком такую избушку в скале - тысячи на три метров квадратных. Я к тому, что поэтическая строка при увеличении, конечно, состоит из знаков - букв, препинания и пробелов. Но главное не в том, из чего она состоит, а что собой, в конце концов, представляет! И ещё - откуда и как смотреть. Хорошо - если из-за деревьев лес виден. Для чего и отведены всевозможные средства - для нашего же хорошего зрения. Есть такой широко известный у профессионалов термин "работает - не работает". Это, как раз, об этих средствах. О тех самых, что простое высказывание или сообщение делают поэтическим. Итак, ещё раз - упомянутые рабочие средства это и есть единственный искомый продукт и показатель того, что мы, непосредственно, и фактически делаем, преследуя совершенно конкретную цель и используя силу творческого поведения. Перестановка букв и слов - это не сама работа, но побочный и необязательный процесс. Можно их не переставлять вовсе. Поэтическая работа, прежде всего - это "придумывание" жизнеспособных фигур поэтической речи с одновременным напряжённым удержанием внимания "над" и контролем соответствия этих фигур актуальному видению автором темы, а не поиск рифм и т.д.  Вы придумываете фигуру сначала - а потом находятся подходящие для неё высказывания и сообщения. И вот это - момент истины, заключающийся в узнавании... Может и так случиться, что рифма, которую вы всё же приготовили, и которая вам нравилась, совсем не понадобится... А вся тема повернётся в диаметрально противоположном направлении.
        И теперь несколько конкретных примеров этих самых средств.         Средство номер один, базовое. Обновление. Или реактуализация. Наверное, самое сложное по достижению из всех, - вы берёте любое нужное вам по смыслу высказывание в натуральном виде. Такое, каким пользуются в разговоре на кухне. И делаете с его значением, что вам угодно. Ваша цель при этом - достичь полной идентификации по значению вашего поэтического высказывания с исходным распространённым оригиналом, и абсолютной неповторимости и новизны морфологического строения вашей лексемы. Грубо говоря вам надо придумать новый анекдот о старом, заново сказать ай лов ю, изобрести новый велосипед. Но это всегда сражает читателя наповал...
        Средство номер два, тоже базовое. Основано на принципе остранения. По сложности - средне-сложное. Сделайте поэтическое высказывание - странным ( любым способом ) с точки зрения регулярной формальной или неформальной речи, норм и правил языка, но чуть-чуть!! Любая немного странная вещь останавливает внимание. Вовлекает в процесс, не отталкивая! Мы ещё ничего не понимаем, но колебания в нас уже инициированы. Это из области сновидений, сочетания несочетаемого, неожиданного на грани с чудесным. Траянский конь. Но эффект остранения должен быть достигнут тактичным, художественным, то есть, искусным и изобретательным способом, не имеющим ничего общего с маразмом, хотя... почему бы и нет, если это работает! Всё зависит от глубины и богатства вашей натуры и качества вашего творческого поведения. В этом случае поторяющиеся колебания возникают по шаблону - "это действительно странно или нет?" или "что здесь странного?" Кстати, об этих колебаниях необходимо привести отдельно стоящее размышление. И я это сделаю в следующих частях темы с приведением конкретных примеров. Принцип остранения некоторым образом соприкасается с принципом реактуализации, да и со всеми остальными базовыми принципами-средствами тоже. Кстати, к родственным взаимотношениям всех средств и принципов я также намерен вернуться. И напомните мне, пожалуйста об этом, если я забуду. Большое спасибо.
         Средство номер три, также базовое. Отражение. Вы задумали создать для n-ной строки поэтическое сообщение. Создайте первоначальный шаблон, напишите подстрочный, быть может, смысл. А потом отразите его в любом "зеркале", лишь бы читатель не увидел его напрямую.
Примеры этого вы можете найти самостоятельно. И самих способов реализовать отражение, да и любой из описанных мной принципов - масса, практически, до бесконечности. Единственное требование ко всем вашим средствам - вы должны находить их заново, быть первооткрывателем. И это не трудно, если вы знакомы с творческим поведением.
Редактировалось: 5 раз (Последний: 6 октября 2012 в 15:00)
Сообщений: 0
вспоминаю " скуластенькие бёдра" Веры Павловой и, да, работает!))))))))))))
Сообщений: 0
Я бы отнёс это, например, к авторской анатомии... На самом деле, все средства - суть только разновидности первого базового принципа и ряд может быть, и должен быть продолжен до бесконечности...
Сообщений: 0
хороший термин - "авторская анатомия")) Ряд средств, конечно, бесконечен...
Сообщений: 0
Ксана, этот термин не я придумал, но счастлив им пользоваться))
Сообщений: 0
Серёжа, это тема!
Извини, что влезаю в её со своим трёпом.
"Высказывание" и "сообщение" - тоже и мои рабочие определения для лирики и эпоса.
По поводу "творческого поведения".
Мне представляется это так: Забор из широких необрезных досок. Промежутки между досками примерно в ширину ладони.
И ты идёшь вдоль, поглядывая в просветы. А там - пейзаж, жизнь, душевные переливы. В каждом следующем просвете, естественно, небольшое смещение ракурса. То чистая даль, то детали переднего плана, то освещение меняется... И вдруг - ОНО, тот самый кадр.
Дальнейшее - почти дело техники: назвать эту очевидность достоверными словами. Все подсказки к словам в самой картинке.
Творческое поведение, на мой взгляд - это настроенность на возможность появления "картинки". Замедление при подходе к ней. И точная фиксация находки.
Ещё раз извини, что влез.
Сообщений: 493
Познавательно получилось.Столько открытий для меня...надо подумать.
Сообщений: 0
baken:

Серёжа, это тема!
Извини, что влезаю в её со своим трёпом.
"Высказывание" и "сообщение" - тоже и мои рабочие определения для лирики и эпоса.
По поводу "творческого поведения".
Мне представляется это так: Забор из широких необрезных досок. Промежутки между досками примерно в ширину ладони.
И ты идёшь вдоль, поглядывая в просветы. А там - пейзаж, жизнь, душевные переливы. В каждом следующем просвете, естественно, небольшое смещение ракурса. То чистая даль, то детали переднего плана, то освещение меняется... И вдруг - ОНО, тот самый кадр.
Дальнейшее - почти дело техники: назвать эту очевидность достоверными словами. Все подсказки к словам в самой картинке.
Творческое поведение, на мой взгляд - это настроенность на возможность появления "картинки". Замедление при подходе к ней. И точная фиксация находки.
Ещё раз извини, что влез.

Дим, ничего себе... это ты очень удачно влез, и твой пример, в свою очередь, нагляден и очень близок к той природе, к которой никак не подобраться))) По сути ты явно указываешь этим примером на те же аспекты - внимательного характера творческого поведения и на спонтанную природу узнавания и т.д.

А вот это:

"Творческое поведение, на мой взгляд - это настроенность на возможность появления "картинки". Замедление при подходе к ней. И точная фиксация находки." -

в яблочко.


Я использую твой способ для своих размышлений, ладно? Подумаю пообстоятельней и обязательно вернусь к нему... И ты извини меня. Это я должен был пригласить тебя к обсуждению в письме с нарочным))) Я серьёзно... И ещё. Уже теперь я понимаю одно точно - стихотворение это упорядоченная и уравновешенная система устройств автоматических колебаний. Причём нестихи - это тот текст, в котором эти устройства колебаний попросту отсутствуют. Речь идёт о колебаниях, жизнеспособных к проявлению, по большему счёту, безотносительно уровня внимания читателя и его влияния на них. Ибо это они предназначены влиять на читателя в первую очередь... И я уже готовлю новое размышление на тему этих колебаний, кстати, на примере нашего А.С. Пушкина)))
Редактировалось: 7 раз (Последний: 7 октября 2012 в 19:32)
Сообщений: 0
Маша:

Познавательно получилось.Столько открытий для меня...надо подумать.

Маша, всегда рад видеть Вас в числе моих друзей! Приходите без церемоний))) Поговорим...
Сообщений: 12
Добрый день, Сергей!  Хочу добавить новые углы зрения на объект изучения.  1) Поэзия воспринимается нами в первом приближении - на слух (музыка стиха), во втором - образно (картины), в третьем – содержательно (смысл). Считает ли автор статьи поэтически состоявшимися удачные  только в одном из трёх перечисленных качеств? 2) Если произведение с т.зр. «патентной чистоты» ни в одной из составляющих не оригинально, но для обычного  читателя интересное, как автор оценивает такое произведение, имеет ли оно право на жизнь? С уважением, Руслан.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 8 октября 2012 в 12:30)
Сообщений: 0
Демин:

Добрый день, Сергей!  Хочу добавить новые углы зрения на объект изучения.  1) Поэзия воспринимается нами в первом приближении - на слух (музыка стиха), во втором - образно (картины), в третьем – содержательно (смысл). Считает ли автор статьи поэтически состоявшимися удачные  только в одном из трёх перечисленных качеств? 2) Если произведение с т.зр. «патентной чистоты» ни в одной из составляющих не оригинально, но для обычного  читателя интересное, как автор оценивает такое произведение, имеет ли оно право на жизнь? С уважением, Руслан.


Руслан, здравствуйте!
Вы указываете на аспекты, имея их ввиду некоего списка или протокола. И это тоже учитывается на отведённом месте в нашем обсуждении. Но главным объектом своих размышлений я вижу необходимость понимания факта существования истинного механизма искусства, морфологию его устройства и обязательные предпосылки или условия для его создания(возникновения) и дальнейшего существования и проявления... И для лучшего понимания требуется совершенно иной подход, отличный от любого привычного метода и рассуждения. И это непростая тема, в силу только своей органичности, требующая постоянного смешения терминов разного рода и из разных областей - то есть, в свою очередь, органического (синтетического)способа изучения и даже придумывания и введнения новых терминов. На сегодняшний день нет никакой научной терминологии по данным вопросам, поскольку нет и научных исследований... Только немногие отдельные попытки и статьи энтузиастов. И пока это всё нащупывается, с целью как-то зафиксировать весь накопленный опыт и придать исследованию целостную форму, - на практике же это всё давно доказано и благополучно используется - самими поэтами, художниками, - в общем, людьми искусства и самим искусством... А если проще, то речь идёт о непосредственном и самостоятельном влиянии произведения искусства на зрителя, читателя и т.д. - ни в переносном, ни в фигуральном, ни в каком-то ещё смысле - но в самом прямом. И в физическом - обязательно. Речь также идёт о резонансе соколеблющихся систем - одновременно - и в объекте и в субъекте. И резонанс наступает немедленно при их сближении. Грубо говоря, зритель обречён на поражение воздействием артефакта, если это реальный артефакт. Мало того, специальная его(зрителя) подготовка не обязательна. Впрочем, подготовка приветствуется - только могущая повлиять на описанный эффект в сторону его углубления, увеличения, так сказать, возможной амплитуды со-колебаний. И самый важный аспект. Произведение искусства, если это действительное произведение искусства, обязательно вызывает у субъекта изменённое сознание сознания, говоря медицинским термином, как только наступает необходимое сокращение дистанции.
И вот это ИСС - единственное реальное последствие воздействия искусства на человека, о котором и нужно говорить, раскрывая такие понятия - как впечатление, понравилось, потрясло и т.д. Иными словами - любое произведение искусства это система или устройство с установившимися автоколебаниями, такой мини вечный двигатель.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 8 октября 2012 в 14:02)
Сообщений: 0
Демин:

А отвечая на Ваш нижний вопрос, позволю себе выразить сомнение в актуальности и аутентичности произведения, когда оно только "нравится". Боюсь, что в этом случае чаще всего имеет место быть зрительская спекуляция, основанная на внутренних колебаниях перципиента, ничем не поддержанных извне.  

Этим, кстати, и объясняется как бы чрезмерно восторженная и пафосная природа произведений "графоманов" и их же реакции на подобные создания своих соратников.  Резонанс связанных систем - не бывает бесконечно нарастающим, но уравновешивается и контролируется участвующими и связанными системами. "Они" же, не понимая природы настоящего механизма, раскачивают до предела либо систему стихотворения либо собственного восприятия - в отрыве, не имея возможности добиться равновесия.

Искушённый же зритель, слушатель, читатель - в такой ситуации - испытывает чувство обмана. У меня это так. И в искусстве - лично меня интересуют предельные состояния и результаты той материи и работы над ней, которую я и пытаюсь представить как близкую к искомой правде. То, что в обиходе называется просто хитом.

Руслан, а к тем трём Вашим аспектам - я обязательно вернусь. Мне необходимо подумать.
Редактировалось: 8 раз (Последний: 8 октября 2012 в 14:08)
Сообщений: 12
Сергей, спасибо за ответы! Если не утомил Вас, подкину Вам дополнительный материал для размышления - возможно, не очень значительные с т.зр. ИСС, но (на мой взгляд) очень поэтичные - стихи с И-нета(Стихи.ру).

Айра Дж. Морис

"интра

увидеть Брахмапутру и Тибет -
и умереть в блистательном Париже...
уснуть в шале, ловчить, подкрасться ближе,
стянуть немного устриц на обед.

услышать зов оранжевых теней
в ревущих терциях,
в холодных светофильтрах..."



Геннадий Банников


"Последний караван на уругвай

Так фишка незатейливо легла,
что весь этаж наш в изумленье замер.
Последний караван на уругвай
я лично проводил вчера глазами..."




Анастасия Вишня

"богиня" и "история болезни"
Редактировалось: 2 раз (Последний: 28 октября 2012 в 18:39)
Сообщений: 0
Демин:


Руслан, я прочту внимательно и отвечу Вам)
Сообщений: 0
Сергей:
Как видите - ни владение размером, ни рифмой, ни приобщённость к такой-то там традиции, - ничего из всей той чепухи, которой под корешок набиты пыльные пособия для начинающих поэтов, нам не потребовалось...
Сбросим Пушкина, Есенина, Тарковского и прочих ретроградов
зацикленных на всей "той чепухе" с корабля современности!!!
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.