В стихотворении Владислава Ходасевича "Баллада", вошедшее в четвёртую книгу его стихов Тяжёлая Лира 1922 года издания, даётся совершенно наглядная картина перерождения человека в некое высшее существо с именем поэта. Автор настолько достоверно изображает этапы всей метаморфозы, что у меня, как у читателя, не остаётся никаких сомнений в реальности происходящего. Причём, речь идёт не о каком-то мифическом или иллюзорном событии, но прямо и однозначно - о творческом акте, имеющим место быть в повседневной жизни... Я приведу оттуда лишь одно четверостишие, призванное помочь мне в нижеследующих излияниях. Итак, вот оно:
И музыка, музыка, музыка
Вплетается в пенье моё,
И узкое, узкое, узкое
Пронзает меня лезвиё...
Собственно, этими словами автор и достигает переломного момента в описании процесса чудесного превращения и одновременно даёт нам в руки главные признаки той могущественной и эфемерной реальности, имя которой - поэзия. По определению - любое искусство доказывает себя самим фактом проявления. Настоящее искусство не нуждается в переводах, интерпретациях, адаптации и прочих костылях и подпорках. Оно "работает" - непосредственно, самим собой, предъявляя себя... Именно, полагаясь на эти признаки либо на отсутствие таковых, я и составлял своё мнение относительно представленных на конкурс работ.
Что ж, попробую начать... Для небольшого вступления скажу, что меня искренне порадовало своими работами большинство участников конкурса. Откровенно говоря, имели место быть и совсем слабые работы. О некоторых работах я пока решил не оставлять никаких отзывов...
Итак, это примерно, половина моего обзора. Заключительная часть, и какое-то резюме, последует в ближайшие дни.
Работа №1 просто Максима)
Бьются волны за кормою,
Плещут, брызги разбросав.
Нас на лодке только двое
Среди острых жизни скал.
Тонкой нитью нас связало
Среди терниев судьбы.
В жизни всякое бывало -
А из счастья - только ты.
При всех шероховатостях, как справедливо заметил в своём комментарии Алексей Бриллиантов, это хорошая, тёплая работа. И вроде бы смысл описываемого предельно прост, но видна также и работа автора над строкой. Максим нигде не позволил себе просто взять и сказать то-то и то-то, но добился качества текстуальной фигуры от каждого места. В первой строфе - явнее всего присутствует эффект остранения. Общий смысл проникает во все строки стихотворения, но каждая из них остаётся вполне замкнутой, что дополнительно создаёт странный завораживающий эффект, - и вот они уже сами бьются, как волны, и не сходя с места, рождая новые оттенки - "плещут, брызги разбросав..." А это так, вообще, удивительное место... Стихотворение Максима могло бы претендовать на победу, если бы не внушительное количество таких же интересных и, на ряду с этим, более сильных работ... Максим, желаю Вам всяческих успехов!
Работа №2 Олега Щетинина.
Воспоминания
Рука в руке
и путаются мысли.
Твоих волос
манящий аромат.
И тусклый свет,
и сердце замирает.
И ты со мной
как много лет назад.
Я помню все,
и легкий шелест платья.
И скромный взгляд,
и нежный поцелуй.
Как хорошо,
что есть воспоминания,
Как хорошо,
что ты была со мной!
Твоя улыбка,
снится мне ночами.
Твоей руки,
я чувствую тепло.
Как хорошо,
что есть воспоминания,
Как грустно мне,
что все уже прошло.
Я верю в искренний расказ Олега сам по себе. Вероятно, автор решил не предаваться каким-то изыскам, особо не рисковать), но положился на испытанный способ признания в духе, быть может, городской баллады. Думаю, грамотный и тактичный мелодист мог бы создать к этой вещи достойное и не лишнее сопровождение.
Работа №3 Елены Мизюн.
ПРАЗДНИКА НАЧАЛО
Всё было, это было между нами…
Твоё прикосновение руки…
И дрожь по телу нежными волнами…
Трава по пояс, майские жуки…
Невинность встречи, праздника начало…
Два сердца рвутся ввысь под облака…
Душа моя от радости кричала,
И вторила ей быстрая река…
Какое разноцветье чувств и красок!
Ромашки в самом сердце шелестят.
Вдвоём с тобой – без панцирей, без масок –
Летим над пропастью, и нет пути назад.
Как жарко, милый, – страстью обжигает
Твой взгляд проникновенный, как стрела…
Теряю силы, бабочки порхают…
О, долюшка, куда ты завела?
Автор показал свою начитанность в хорошем смысле слова. Но, к моему сожалению, всеми средствами сразу - придвинул стихотворение к очень спорной и, местами, опасной грани. Без малейшего сарказма, например, усомнюсь в эстетике столь близкого соседства мира насекомых и прямого описания процесов чувственной стороны. Помимо воли возникают - только текстуально! - курьёзные причинно-следственные связи. Есть, также, заметное стилистическое нестроение, приводящее к впечатлению, будто от строфы к строфе - плавает какой-то внутренний ценз героини. Последняя строка, вообще, органично смотрелась бы под пленерным полотном Венецианова... что само по себе не плохо, если бы не диктат окончательного решения, которое всегда остаётся в руках Гармонии. И я думаю, что все эти моменты подвластны осторожной и вдумчивой регулировке, и у Елены при желании всё должно получиться. Елена, мои Вам лучшие пожелания!
Работа №4 Автор slavok198224.
Не называй
Не называй меня любимым,
Не называй меня родным.
Не стал тебя уже я милым,
Стал для другой я дорогим.
Кто ждёт меня и в снег и в стужу,
И в дождь и в летнюю жару.
Я знаю то, что не нарушит
Она ту клятву на ветру.
И не обманет, не подставит,
Как это можешь сделать ты.
Когда весною снег растает,
Я попрошу её руки.
И назову её любимой,
И назову её родной.
Как называю мать с Россией
Открытым сердцем и душой.
Забудь меня ты на рассвете
И никогда не вспоминай.
Я просто вспомнил песни эти,
Что пел тебе в цветущий май.
Сегодня их не воспеваю,
Другие песни воспою,
Для той кого я обожаю
И той, которую люблю.
Здесь понятно всё, о чём сдержанно, но предельно искренне рассказал Слава. Порадовало и то, что наряду с личной линией автор чётко указал на свои приоритеты в отношении таких важных для всех понятий, как Родина и МАМА. В плане совершенства я могу только пожелать автору - самого желания совершенства и пожать ему крепко руку. Что ещё сказать - не знаю. Значит, больше ничего и не надо говорить.
Работа №5 Алексея Реберга.
Первая любовь
Я помню тот весенний дождь,
Что лил небесными слезами,
Приятную на сердце дрожь
И радость первого свидания -
Когда я красные цветы
Наивно закрывал зонтом,
И неуверенно шла ты
Ко мне с распущенным бантом...
...Стесняясь сделать первый шаг,
Мы долго молча улыбались,
Ты взглядом подала мне знак,
И нежно мы поцеловались,
В порыве страсти смяв цветы
И уронив на землю зонт,
Мы поняли - и я, и ты -
В друг друге мы нашли любовь...
...С тех пор прошло уж много лет,
Но эту встречу не забыть мне -
Оставившую в сердце след,
Словно внезапное наитие...
...И этот случай подтвердил
Что есть любовь на самом деле -
Ведь если сердцем полюбил -
Нельзя в Амура не поверить...
Стихотворение трогает, конечно, как-то. И сердце подсказывает, что может Алексей гораздо и гораздо лучше. Хотелось бы большей смелости, что ли - и в чувствах, и в средствах. Ведь любовь - это порыв, безумие... А стихи - это полёт.
Работа №6 отсутствует..?
Работа №7 Ястребова.
НАРКОМАН
Нет дыханья, простора и света.
Ты до счастья еще не дорос.
Сжался мир до размеров портрета,
До лица в ореоле волос.
Все, что было с тобой, – незаконно,
Все, что будет, – в тумане пока.
Ты подсел на иглу телефона
И живешь от звонка до звонка.
Ломка сушит напрасные слезы,
Раздевает тебя догола,
Убивает без разовой дозы,
Изнутри выжигая дотла.
Ты - бессильный, безгласный, бесплотный,
Превращенный в труху и рванье.
Что угодно – за взгляд мимолетный!
Все на свете – за голос ее!
Бесконечен обряд ожиданья,
А Фортуна слепа и глуха.
И уже нестерпимо страданье,
Что ворочает жернов стиха
У невидимой ранее грани,
Где закончится воля твоя,
И улыбка любимой поманит
За непрочный рубеж бытия.
Я сразу отметил для себя эту работу. Это первый и явный технический отрыв и прорыв - в пройденном ряду и не только, - по сути, целиком развёрнутая метафора. Вполне себе образец для исследования и просто увлечёного прочтения. Со многими откликами читателей под данной работой я согласен, практически, полностью. Тем не менее, я не предложил эту работу ни на одно из призовых мест. И скажу почему. Всегда возможно существование литературного героя в том формате, в каком нам показывает его автор, пусть даже и в отрыве от собственной жизненной истории. Некоторым известным поэтам это очень и очень хорошо удавалось. Но да простит меня автор, именно здесь мне не хватило малой толики прозрачности освещения, быть может, в чём-то большей достоверности и, ещё - какого-то едва заметного, но очень важного штриха причастности самого автора к своему герою... Речь идёт о последних граммах... Я к тому, что чем лучше стихотворение, чем выше заявленная планка, тем острее выпячиваются самые малейшиме недостатки. Как большая форма - стихотворение взято смело и дерзко, но в некоторых планах ещё присутствует схема. В целом - мои самые горячие поздравления автору!
Работа №8 автора loon-aria.
*****
Я уже не вернусь в наше лето,
Не найду пепелище костра…
Только каждую ночь с тобой где – то
Все брожу, говорю до утра…
И не важно о чем – и не вспомню.
Но ты рядом. Ты близкий. Ты есть.
И у ног наших – город огромный.
И огней в нем, и окон – не счесть.
Мы на родине. Мы – гулливеры.
Строим храмы, возводим мосты.
Мы одной с тобой правды и веры.
Мы с пространством и небом – «на ты».
Я летаю… Пускай все нарочно.
Только сон, только миф – а нас нет…
Сердце верит, что счастье возможно –
И во сне, и во тьме светит свет.
Я также сразу - увидел эту работу. И ещё, у меня, как у члена жюри, есть такая привычка - заглянуть и в остальные работы интересного мне автора, чтобы, так сказать, "проверить" его общий актуальный уровень и кругозор, и облегчить себе работу. Автор решительно подтвердил cвою индивидуальность и преданность идеалам, а также убедил меня в том, что в конкурсной работе серьёзно опередил самого себя.) И я предлагаю всем ценителям серьёзно присмотреться ко всем наличным средствам, делающим это стихотворение весьма авторским и художественным! Кому интересно - это стихотворение было предложено мной в число победителей почти без колебаний. "Почти" - ввиду фактора конкуренции.
Работа №9 Андрея Балабаева.
Тебя одну ищу я,
И вижу в каждой,
-Улыбку,незабвенную твою,
Мне нет покоя,
-Я невежда!
Я отпустил тебя,
-В бескрайнюю,
Зримую одним лишь мною,
-Пустоту.
Теперь с другим Ты!
-А мне не будет покоянья.
Один подарок твой напомнит мне,
-Те самые осколки счастья,
Коими разбил я сердце самому себе.
На мой взгляд, корни этой работы - по позам и жестам главного героя - всё-таки принадлежат больше песенному древу, и в меньшей степени - по форме, тяготеющей "стать" белым стихом. Вообще, удача в песенном жанре равнозначна определению хита. Интересно, что некоторые стихи - изначально не предназначавшиеся к исполнению с музыкальным сопровождением, ввиду своей абсолютной самодостаточности, - поскольку уже заключают в себе всю возможную полифонию, - в союзе с красивой мелодией и исполнением только сообщают большей значимости самой мелодии и исполнителю. Бывает и, наоборот, когда музыка "открывает" стихотворение, кажущееся в "сухом" прочтении скучным и даже пошло-манерным. Таковы многие романсы, о чём в своё время точно подметил Блок. Вспомним теперь спетое С.Никитиным априори гениальное стихотворение Бориса Пастернака "Никого не будет в доме" в известном фильме и стихотворение Вертинского про "что-то там лимонно-банановое" - полный китч, будучи спетый гениальным автором - подлинный шедевр. А насколько удивительна история со стихами-притчами В.Высоцкого - когда стихия автора во время исполнения подобно животворящему духу совершает со скудельным тестом текста чудо преображения, - и ушам своим не веришь! Такова ветка моего размышления, выросшая на этом древе. Андрей, позвольте Вам пожелать большей определённости во всём и удачи!
Работа №10 автора Алиса в коме.
Я встретил тебя тёплым вечером майским,
На маленькой ручке блестело кольцо.
Твой образ казался мне призрачно-райским,
А шляпка слегка прикрывала лицо.
Воздушное платье и туфельки с бантом,
Струящийся шёлк длинных русых волос,
Ты мило шутила с мальчишкою-франтом,
А сердце моё сорвалось под откос.
Я помню как пальцы дрожали,немели,
Так глупо,нелепо,совсем как мальчишка
Смотрел на тебя,как безумный без цели,
Как пойманый за руку мелкий воришка.
Прекрасная сказка с печальным финалом,
Чужая принцесса,а я не герой,
И всё не закончилось праздничным балом,
Лишь маленьким флиртом,беспечной игрой.
Кажется, это "жанр". Я не могу себе представить самостоятельного прочтения этой работы с пустой сцены. То есть, прочесть можно, но для чего и кому? Всё же тут для полного впечатления необходимы основательная работа режиссёра, художника-декоратора, художника по костюмам, актёры и прочее... Быть может, эти стихи вполне и приличествовали устам карнавального и таинственного героя во время соответствующей мизансцены из буфф-постановки конца серебрянного века, во времена, когда декорации к спектаклям писали, отчаянно сражаясь с нуждой, такие великие русские художники, как Коровин, Головин, Сомов, Бакст, Сопунов и т.д..
Работа №11 Александры Безымянной.
"Таинство"
Только двое сегодня
в переполненном зале
постановку "Онегина"
смотрят едва ли...
От него она справа,
она чувствует слева,
что он знает, что справа -
она знает, что слева...
И случайно направо -
и случайно налево,
взгляд на сцену так мало
доходит из зала...
И случайно улыбка
темноте из прохода...
И случайно плафоны
интересные, что ли...
Кончики пальцев
не знают покоя -
у носа им скучно -
колени тем более...
Последних оваций
встречают актеры,
и "браво" чуть слышное
где-то на входе.
Пальто аккуратно
на плечи ее,
смущенный за дерзость
увидеть плечо,
одел
и скорее берет уж свое,
при этом так низко
склоняя лицо,
что эту улыбку
она подарила
его волосам...
И чуть-чуть отступила...
И вот уже полночь -
они на вокзале.
Они оба знают,
что будет там далее.
Они не боятся
разлучного древа -
закроют глаза -
она справа - он слева...
Александра, я прошёл за вашими героями, буквально, по пятам - из зрительного зала до самого вокзала, простите невольную рифмовку ( всегда так, когда не надо - вот они рифмы, тут как тут ), и понял, что с самого начала был третьим лишним. Я увидел то, что предназначено как бы для двоих. В том смысле, что при этом не позавидовал им ни разу и ни разу не захотел оказаться на месте одного из них... Ничего страшного не произошло, вообще в стихотворении ничего не произошло такого, хотя действий было много, а в конце стало совсем скучно. В стихах предпочтительней иметь дело не с действием, а с событием. И, буквально, одна мысль по поводу "разлучного древа". Александра, любая метафора, даже использующая колебания оксюморона, не должна разрушать самоё себя. Сила оксюморона именно - в выраженном знаке единения, вопреки внутреннему противоречию! А древо - это всегда символ единения во всех мифах и трансдукциях... Вот, посмотрите хотя бы отрывок из стихотворения Александра Кочеткова:
Как больно милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь с ветвями, -
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана,
Прольется пламенной смолой.
-Пока жива, с тобой я буду, -
Душа и кровь нераздвоимы -
-Пока жива, с тобой я буду, -
Любовь и смерть всегда вдвоем...
И позвольте пожелать Вам удачи!
Работа №12 Сергея Фроловнина.
НЕХВАТКА
У меня в тебе нехватка,
Прямо недостаточность.
У тебя такая хватка –
Окружён кирпичной кладкой,
У меня в тебе нехватка,
Прямо недостаточность…
Что мне до моих задатков –
Меньше становлюсь нуля.
И душа уходит в пятки,
Без тебя такою шаткой
Стала подо мной земля.
Задыхаюсь, маюсь, каюсь,
Взгляд тобой заволокло.
Выкарабкаться пытаюсь,
Да всё без толку – срываюсь,
Разбиваюсь, как стекло.
Строю правду из обмана,
Совершенство – из изъяна,
Из пустого пью стакана,
От мечты, как от дурмана,
Пьяный, пьяный, пьяный, пьяный…
У меня в тебе нехватка,
Просто страшный дефицит.
Каждой ночью в лихорадке –
Ночью влажной, липкой, гадкой –
Отдаю-даю концы…
Я разорван по живому,
Не пойму – где ты, где я…
Не живу – впадаю в кому,
И проходит по разлому
Боль фантомная моя…
У меня в тебе нехватка…
У меня в тебе нехватка…
У меня в тебе нехватка…
Прямо недостаточность…
Стихотворение "Нехватка" - весёлое по исполнению, просторное по содержанию. Сергей находчив и изобретателен в средствах. Хотелось бы, также, видеть в сравнениях большей исчерпанности, что ли. Ну вот например, такие у Вас, Сергей, строки:
"Да всё без толку – срываюсь,
Разбиваюсь, как стекло...",
А ведь у стекла, кроме хрупкости, есть и другие качества, такие как - прочность!, вязкость, и прозрачность, и цвет, и твёрдость, гладкость поверхности)) и температура, острый край и звон)) и т.д.. Сергей, понятно, что Вы хотели отработать - метафорически - нежность и ранимость чувства героя и взяли для этого первый подходящий в общеизвестном смысле "материал", то есть стекло, и вроде как подошло, и ладно... И вот эта мотивация видна в первую очередь. И уже меньше веришь в заявленную хрупкость и ранимость, и в само живое чувство. А поэт должен быть всегда правдив и прав. И достигается эта правдивость не вербально понятным заявлением, а верно подобранным средством. Так это и работает... И стихи, вообше, не любят общих мест. Им нужен бескомпромисный отбор во всем. Вот у Тарковского "день промыт, как стекло" - здесь "произведено" одно очень продуманное действие, посыл исчерпан ясной формой, целостность "предмета" не нарушена, и ещё - мы получаем все возможные свойства этого предмета сразу, который уже и не стекло вовсе, а день, то есть единица жизни. И вот этому веришь сразу.
Мои Вам пожелания всех благ!
Работа №13 отсутствует)))
Работа № 14 Татьяны Шеиной.
Посвящение первой любви
Словно «Отче наш», помним фразу мы:
«О минувшем нельзя жалеть».
Но безмолвствует голос разума,
А душа по ступеням лет
Поскакала упругим мячиком,
Не касаясь границ-перил,
В дни, где был ты кудрявым мальчиком,
Хрупким принцем Экзюпери.
Где в сплетеньях ветвей орешника
На глубокой – ещё - реке,
Загораясь румянцем грешника,
Прикасался к моей руке…
Прописные рождались истины
В наших спорах до хрипоты,
И манили к себе таинственно
Уходящие в ночь мосты,
И созвездья висели гроздьями,
И котёнок Луны лакал
На поверхности блюдца-озера
Отражённые облака.
Волн барашки ложились строчками –
Окунайся, читай, плыви
По написанным детским почерком
Неумелым словам любви…
Шапкой – кудри пшенично-русые,
И, листвы зеленей, глаза…
Расставанья – до боли грустные
(Хоть всего-то – на три часа!)
Летний воздух – хмельнее вермута,
Ожидание сентября…
Не клялись ни в любви, ни в верности,
Словно знали, что это – зря.
Словно знали, какие ровные
Лягут тени от вех судьбы…
(Наклоненье, увы, условное
В вечном «если бы да кабы»!)
Разметало такими далями,
Краски брызгами по холсту –
Не вникая, как много дали б мы
За минуту на том мосту…
...Над бровями морщинки-вестники
Уж подводят черту-итог.
Наши дети – почти ровесники,
Всё устроилось… дай-то Бог!
Но, с улыбкой печально-взрослою,
Смотришь с фото – и машешь вслед
Той, что мчится лугами росными
По ступеням минувших лет…
13.12.2011г.
Что здесь говорить. Здесь надо просто читать, много раз подряд... и снова возвращаться... Легко вижу это стихотворение в печатной книге поэта. И я без колебаний "отметил" эту работу в числе трёх победителей. Если бы Татьяна только пожелала, то я с почтением и огромным интересом попробовал бы разобраться во всех хитростях и переплетениях её мастерства. Ибо передо мной - зрелое стиховторение зрелого человека. Татьяна, мои Вам поздравления от всего сердца!
Работа №15 Марины Черник.
О самой первой
Помню, как я гордилась находкой:
жук-рогач был богатый трофей.
А ко мне осторожной походкой
приближался отнюдь не злодей.
Вспоминаются синие очи,
белобрысая челка у лба.
Без заумностей и многоточий
завязалась меж нами борьба.
Он просил об одном одолженье-
напрокат дать красавца- жука.
А меня раздирали сомненья:
что сказать ему «нет» или «да»?
Но пришелец мой был сердцеедом,
искушенным в вопросах таких.
Он за мною прошествовал следом,
словно знал о сомненьях моих.
Догонялки закончились быстро.
Выиграл он незатейливый спор.
Отключившись от здравого смысла,
Приняла я свой первый позор.
Щеку правую смело подставив
поцелую того, кто сильней,
не могла я и близко представить,
что вступаю я в царство страстей.
И в груди было жарко и больно,
когда видела я, что другой
объявляет он смелую волю,
забавляясь сердечной игрой.
Остается добавить, пожалуй,
сколь же было годков мне тогда.
А была я дошкольницей малой,
Чувств своих позабыть не смогла…
Марина, читая Ваше стихотворение, наверное, можно умилиться сюжету. Кто-то это сделает искренне, кто-то из вежливости, а кто-то... не знаю. А хочется ещё насладиться и средствами художника и его мастерством вкупе с содержанием, тем более такого немаленького объёма) И, честно говоря, у Вас это всё-таки проза, пускай рифмованная... Наука "оформления" поэтической речи знает на сегодняшний день массу средств и способов достижения поэтической художественности или художественной поэтичности, как Вам больше нравится. Так вот, стихи можно "сделать" как бы и из прозы. Например, Заболоцкий, Хармс, Вагинов повсеместно эксплуатировали наряду с явно лирическими тропами, например, те же канцеляризмы. Это когда всё берётся прямо из жизни, буднично и без видимой интерпретации, но - тогда автор вынужден творить поэзию острой смысловой игрой между этими самыми канцеляризмами. Но без феноменального чувства меры и знания материала никак не обойтись. Вспоминается, в связи с этим, такой известный романс:
Дело было на заводе
У прядильного станка
Где простую песнь заводят
До привычного гудка
Под шумящие колеса
Эта песня горяча
Здесь любить мне довелося
Развеселого ткача
Станочек мой, станочек, о чем поешь?
Таких, как мой дружочек, ты не найдешь
Станочек мой, станочек, о чем поешь?
Таких, как мой дружочек, ты не найдешь
Я работаю на пряже
Чуть дрожащею рукой -
Разлюбил, не вспомнил даже,
От меня ушел к другой.
День рабочий на исходе
Раздается зов гудка
Это было на заводе
У прядильного станка
Станочек мой, станочек, о чем поешь?
Таких, как мой дружочек, ты не найдешь
Станочек мой, станочек, о чем поешь?
Таких, как мой дружочек, ты не найдешь
Из этой песни слов не выкинешь...
Марина, желаю Вам успеха!
Работа №18 Владимира Валькова ( автора rimskiy).
Осенние сны
Сердце с грустью просится
Любоваться чащами,
Где всё в сон уносится
Листьями летящими.
Очень чувственные даже
Осень вновь с заботою,
Пишет там свои пейзажи
Бледной позолотою.
А с дороги ветер прочь
Гонит тлена ворохи,
Хочет он запрятать в ночь
Колдовские шорохи.
И под них маня, как свет,
Что-то, да припомнится,
Может та из ранних лет
В ласке первой скромница.
Синь её далёких глаз
Не увижу снова я,
Но осталась счастьем в нас
Лето васильковое.
Сердце с грустью просится
Любоваться чащами,
Где всё в сон уносится
Листьями летящими.
Владимир, Ваше стихотворение в известной обстановке может быть прочитано с чувством и получить отклик у аудитории, несомненно. Но при этом вот эти - "летящие листья, васильковое лето, колдовские шорохи, бледная позолота, тлена ворохи..." - все эти образы явно вторичны и бледноваты, и то трепетное и сильное чувство (ведь сильное же?), о котором, Владимир, Вы хотите рассказать, - на мой взгляд достойно, куда более интересных и адекватных решений. Именно - в интересах самого чувства, а не моей предвзятости... И где же именно Ваша увлекательная история? Когда читатель хочет быть увлечён - безудержно и безоглядно... А у Вас всё это мало распологает даже к неспешной прогулке... Я серьёзно! Посмотрите, Владимир, какая горячая история, например, получилась у Заболоцкого, и слов поменьше:
Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.
Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.
Посмотрите, какой драматизм, какое напряжение, какие лобовые столкновения огня и холода, какое чувство!
И я Вам искренне желаю такого же чувства и стихов!
Работа №19 Михаила Кулькова
СКАЗКА О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ
На белом свете жила-была
Весна-девчонка с короткой стрижкой,
Сорви-головка, почти мальчишка...
Красою красной в раз расцвела;
Любовью юной, любовью верной,
Счастливо-грустной и неземной;
С сознаньем веры, что ей одной
Такое чувство досталось первой.
Одной и первой, и не иначе!
И в целом мире не может быть,
Чтоб кто-то смог бы вот так любить;
И оттого-то, быть может, плачет.
Ночами горько в свою подушку,
Ни слова маме, молчок друзьям;
Вдвоём с надеждой в круженье дня,
Лишь намекнула одной подружке...
Совсем немного; Да, так - чуть-чуть;
Ну, разве только - такую малость:
Какое счастье ей вдруг досталось!
Не поделиться хоть с кем-нибудь?!
Как можно, право, когда так много
В огромном мире одной дано,
И в нём не будет уже иной!
Но почему-то ей одиноко...
Свиданье, встреча? Нет! Нет, не надо.
Хотя и страстно с надеждой ждёт,
И даже рада, что не пойдёт
К нему сегодня. Вот если б завтра...
А завтра снова весна-девчонка
В волнах сомнений, в слезах дождя
Взрослеет чувством, его тая;
Впервые мерит длину у чёлки.
Михаил, я скажу Вам одну вещь, но Вы пожалуйста не обижайтесь сильно на меня. Я семь раз, как минимум, прочитал Ваше стихотворение... И знаете, что в нём не так - его можно пересказать своими словами и при этом ничего плохого не произойдёт, ничего не будет потеряно, понимаете? Однако, в Вашем тексте, есть места, и внимательный читатель их тоже отметил, имеющие достоинства и признаки, приближающие их к поэтическому полю. Вот так. А поэзию невозможно пересказать, в принципе... И здесь, с Вашим текстом необходима серьёзная работа - благо, материала у Вас предостаточно, - чтобы обещаная сказка всё-таки удалась. А я, кстати, люблю сказки по сей день...
Мои Вам пожелания успеха!
Работа №20 автора Ё!.
С оригиналом данной работы можно ознакомиться на странице конкурса.
Примечательно то, что это стихотворение участвовало в конкурсе на законных основаниях, но, изначально, само не приняло условий конкурса, так сказать, в силу собственной природы... Это, уважаемый,Ё!, у Вас - не только стихи о первой любви и не только о любви любой, но стихи о жизни в целом, рассматриваемой Вами через Вашу хитрую полевую призму, - и не только стихи) Я готов здесь даже увидеть вопрос Гамлета, на который до сих пор нет ответа по причине несоответствия масштабов вопроса и ставящего этот вопрос))). Но это я не о Вас, ни в коем случае... А о Гамлете. И мы к нему обязательно ещё вернёмся, надеюсь, вместе. Хочу только сказать, что сей акт Ваш, а это и есть самый настоящий акт, исполненный самоотверженного супрематизма, похвален и поэтичен сам по себе, и те, кому надо - найдут здесь то, что предназначено лично для них. Буду рад снова видеть Вас на сцене!
Работа №21 автора GisichO.
Две серебристые волны
Как нежный, летний бриз морской
Ты прикоснулся,
И с неба яркою звездой
Мне улыбнулся.
Своим желанием пронзал
Мне душу, тело.
Бесстыдный взгляд меня ласкал
Так дерзко, смело.
Мы целовались в первый раз
Под звездным небом,
Как в Либии в полночный час
Кирена с Фебом.
Агатовая ночь. Прибой.
Брега немые.
"Люблю". Я слышу голос твой.
И все впервые.
Объятья теплые как шаль
Меня согрели,
А поцелуи - пектораль
На юном теле.
Кружась под звуки тишины,
Про все забыли.
Алмазы неба с вышины
Двоим светили.
Звезда летит, лишь нам видна.
Вся ночь как сказка.
И я с тобой, я не одна.
Близка развязка...
Желаний были мы полны,
На звезды глядя.
Две серебристые волны
На синей глади.
Ну, не знаю... Я могу представить, как улыбается солнце или, там, луна. Улыбнуться, при особом желании, наверное, могут звёзды! Но - не одна звезда, пусть и метафорическая. Очень уж она далека от нас. Хотя, если показать ей язык или что-нибудь посмешней... и потом посмотреть в телескоп!.. Впрочем, какая разница! Главное - это волшебное приключение, а влюблённым свойственно всё преувеличивать - и пускай они делают всё, что хотят под своей звездой, пока мы такие умные и мрачные здесь брюзжим, и никто нам не улыбается, даже наше собственное отражение...
Работа №22 автора Ассорти.
Может и несовсем о первой любви, но о любви)
Мы ярко горели на белом рябиновым заревом.
Пылал снежно–алым наш рай или может быть ад...
Мы оба стремились, хотели... и вышние дали нам
В друг друга ворваться без права вернутся назад.
Всё знали они: так легко ошибиться в бесцветице.
Средь серости, ветка рябины, ослепшим соврет.
Обманет пылающий мир, что отчаянно светится.
А снег – он обычно, в мгновения первые, жжет.
И вот не горит. И откуда–то стужей повеяло.
Ведь что–то алело и даже почти обожгло...
А время безжалостно и посекундно отмеряло
Что было, что будет и то, чего быть не могло.
А в общем то просто всё – двое брели по обочине
И тот, кто составил сценарий сказал: – я могу
Вон тем, одиноким, придумать их счастье лубочное.
И веру в рябиновый пламень на белом снегу...
А зовут этого автора Елена.
И её стихотворение я предлагал в тройку победителей наравне со стихотворением автора loon-aria. Стихотворение Елены в отличие от стихотворения loon-aria - очень тревожное и напряжённое по интонации, и это напряжение убедительно и умело поддержано, в том числе, и чисто цветовым аспектом художественных средств. Впечатлило меня и композиционное решение в целом и расчитанная режиссура с находчивым и неожиданным! использованием разных действующих лиц. Например, образ снега, то есть, сам снег, "выступил" прекрасным "обманщиком" - от имени самой природы наших легковерных ожиданий и разочарований! и гораздо лучше, чем это было бы сказано от имени самих влюблённых. Как и положено, в конце стихотворения - кульминация, вывод-объяснение, раскрытие авторского замысла. Это стихотворение написано просто и умело, и оно становится таким сложным уже как бы потом, за счёт чего-то другого, какого-то перерождения, переплавления всех собранных количеств в иное качество, буквально, пронзающее душу! То самое музыкальное лезвиё, которое и имел, наверное, ввиду Владислав Ходасевич... Елена, я уверен, что Вы будете побеждать ещё не раз!
Работа №23 автора Анатолий51.
Наши звёзды погасли давно
Наши звёзды погасли давно
И уже ничего не случится,
Даже если случайно домчится
Хоть один из обманутых снов.
Миллионы парсек прошуршав,
Всё равно он вернулся напрасно,
Я в себе уже вычеркнул красным
тот, когда - то не сделанный шаг.
Никому повторить не дано
Колдовскую мелодию взгляда,
Не на стыках галактик, а рядом
Наши звёзды погасли давно.
Читая это стихотворение Анатолия - невольно начинаешь примеривать описаные коллизии к себе самому... Невольно! А вот это - невольно - и есть убедительная работа авторских средств. Я ничего ещё не успеваю оценить, как и что сделал автор, а со мной уже что-то происходит, я уже многое чувствую... А всё потому, что средства эти почему-то оказались гораздо быстрее и "опаснее" меня, а я - уязвимей... Так и должны строиться отношения читателя со стихами. Анатолий! А Вам удалось сделать свою сагу - маленькую и безконечную - и головокружительную... Ничего банального и равнодушного, ничего ложного, поспешного и назидательного, всё взвешено и прочувствовано: "я в себе уже вычеркнул красным...", "шуршание парсеками" и т.д., - вот это и есть, быть может, пока негромкое, но убедительное и ясное звучание авторского голоса, Вашего голоса, Анатолий. Да и не в громкости дело! Как говорят - сотрясать надо не воздух, а собеседника)) Берегите эти находки, эти регистры, присущие Вам. И впредь так же радуйте нас - Ваших читателей. И я для себя отложил и положил подальше)) это Ваше стихотворение. И надеюсь на Вашу будущую победу, хотя дело совсем не в ней... С уважением и пожеланием Вам творческих успехов!
Работа №24 Ирины Тетровой.
НЕ ЖАЛЬ
Я так тебя любила… безответно…
Но мне не жаль тех пережитых дней,
Когда среди мерцающих огней,
Светил небесных, ярких фонарей,
Своей звездой тебя я мнила… тщетно…
Я так тебя любила…упоённо…
Душа в порыве! Разум набекрень!
С неистовым восторгом каждый день
Безудержной мечты заметить тень
Всегда стремилась…воодушевлённо...
Я так тебя любила… беспрестанно…
Любовь я возвышала каждый раз,
Смотря глаза в глаза, не видя глаз
Иль слыша, иль не слыша твоих фраз
И наяву, и в грёзах… неустанно...
Я так тебя любила… чрезвычайно…
И мне не жаль тех пережитых дней,
Когда среди мерцающих огней
Звездой ты путеводной был моей.
Мне жаль: перегорела я… случайно…
Простите, Ирина, но это "романс". Пение многое прощает тексту. Вы искренни, Вы чувствуете... А что делать мне? Я тоже хочу почувствовать, что и Вы) А передо мной только текст. Не обижайтесь на меня, пожалуйста.
Работа №25 автора Классика Иллюзория.
Шоколад
Она любила шоколад
Ее глаза всегда светились
И улыбалась невпопад,
Когда в душе ее творилось...
Писала пальцем имена,
Под ноги не смотрев, бежала,
Из дома свет свой забрала
И на окне цветы завяли...
Никто не спел ее мотив,
Им не хватало милых слов,
Вдохнуть в слова морской прилив
И сгладить жесткость всех углов...
А я поймал ее волну
И мы смеемся невпопад
И я свечусь, и я живу
И ем с ней вместе шоколад...
А вот в строительном деле - без жёсткости углов и прочих ответственных элементов никак нельзя... И отливы могут быть предпочтительней приливов, - можно пойти и найти что-нибудь необычное и нужное в хозяйстве... А вот шоколад - говорят полезен многим, и я его тоже очень люблю)))
Успехов Вам!
Работа №26 Ольги Хат
Мы изменились
С тобой всё в порядке?
Думаю, только не сейчас,
Спишь, наверное, в своей кроватке,
В этот поздний час.
Тебя задело штормом,
С кем не бывает, всё же
Пренебрегаешь нормам,
И лезешь вон из кожи.
И то, что раньше было,
Знать, потерялось в датах,
И то, что раньше ныло,
Погрязло в наших платах.
Прошло лет двадцать, может
Я не считаю время,
Но это время гложет,
И умножает бремя.
Теперь мы в разных странах,
Хотя к одной стремились
И грея тело в ваннах,
Мы изменились.
У нас теперь есть дети,
Точнее, всё отдельно,
Наверно, в этом свете,
Мы все больны смертельно.
Мы обещали верить
И планы строить вместе.
И так хотели мерить,
И вечно жить в протесте.
И всё теперь в порядке
Ведь мы когда-то были
И новые заплатки,
Своё давно изжили.
И вот мы в разных странах,
Хотя к одной стремились,
И лёжа на диванах
Мы всё же изменились.
Из стихотворения Ольги - в любом случае, для себя я понял, что меняюсь, вопреки или благодаря ( ещё не решил ) - как минимум, двум вещам - приёмам горячей ванны и лежанию на диване. Всё что произошло между - история сугубо личная и меня не коснулась никак. Что ж, и такая подача взгляда на безысходность имеет место быть и может претендовать на актуальность в предельно урбанизированном мире... В качестве аналогии, пожалуй, можно привести разве что скандинавский минимализм, как понимание коммуникативности пространства.
Работа №27 автора Paul f.Eshoff.
Монохромные мечты
У осенних дней один лишь цвет,
Цвет предчувствия зимы.
Сколько их, потерянных в листве,
Переворошили мы.
Отрываясь от календарей,
Так наивны и чисты,
Вьются в серой дымке сентябрей
Монохромные мечты.
Ты меня остаться научи
Между завтра и вчера,
Там, где дым, растаявший почти,
Отгоревшего костра.
Научи остановить часы
В переулках сентябрей,
Где мгновения, чисты,
Падают с беспомощных ветвей.
Очень часто бывает, что к той или иной работе не удаётся сразу подойти серьёзно и обстоятельно - для аналитического исследования...
Впрочем, когда имеешь дело со стихами - первое впечатление, как правило, бывает верным, - именно, при мимолётном и поверхностном взгляде... А если удаётся ещё за что-то зацепиться, или успевает произойти тот самый эффект "узнавания" - то всё... значит, точно... это стихи!! Редкие исключения - только подтверждают "моё" золотое правило)
Честно говоря, мне с усилием приходится вчитываться в это стихотворение Павла, имеющее, в литературном смысле, достаточно провокационное название... Действительно - зачем так? Кто будет завидовать монохромным мечтам... И тут я понимаю, что это фигура, открывающая замысел автора относительно всего стихотворения. Давая такое название, Павел хочет с самого начала установить определённый статус кво. Как бы "понижая" достоинство своей личной мечты( в противовес расхожим цветным мечтам ), обесцвечивая и нивелируя её значение, он, тем самым старается как можно больше ослабить пристальное и нескромное стороннее внимание и разграничить ценностное поле на общее и свое, - а на самом деле максимально повысить её значение, но уже, частным образом, в своём личном пространстве, имея конечной целью уберечь мечту, как зеницу ока, от общего употребления и поношения, известного под названием "пошлость", что конечно, надо понимать тоже в исключительно широком значении, применяя максимальную шкалу ценностей... Итак, название, на мой взгляд, очень интересное и активно работает вместе с текстом стихотворения на пользу замысла. Идём дальше... А далее Павел начинает первую стофу тропом, резко опровергающим все усвоенные до этого читателем традиционные погодные наблюдения природы... У Павла это осень - или осенние дни, одушевлённые человеческим мышлением, а именно - мышлением самого автора, опосредованно, через фигуру "цвета предчувствия зимы". Это, конечно, красиво и очень эффектно. И это даёт ещё и ключ, настраивающий на прочтение всего стихотворения, скорее идя путём медитации, ментального неспешного созерцания, нежели объектной визуализации, к которой мы - ленивые - охотнее бываем предрасположены)). И это чёткий и честный выбор автора, отражающий природу и морфологическое устроение его творческого аппарата и, вероятно, человеческого склада... У Павла имеются здесь и другие не менее интересные находки, которые я и обнаружил с огромным для себя интересом... Но мне уже пора переходить к следующему участнику. Откровенно говоря, я не номинировал Павла в тройку победителей по причине неточного соответствия его стихотворения теме конкурса, отдавая себе отчёт в высоком уровне стихотворения и бережно откладывая его в свою копилку. Павел, я искренне желаю Вам успехов и побед в грядущих конкурсах и буду следить за Вашим творчеством!
Критический обзор к конкурсу стихотворений о первой любви от Пименова Сергея, часть первая.
В начало страницы |
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.