Задачи современной поэзии

  
Сообщений: 25
Какие задачи должна решать современная поэзия? Думаю, что одна из главных задач, это взаимосвязь между природой и обществом.
Наноромантика и философия привычки

Субъектом поэтического творчества всегда выступает человек, именно он является творцом
звуков, поэтических форм и именно он наполняет эти формы содержанием. Поэтому поэтический объект всегда будет таким,  каким сделает его человек. Но каков современный человек?
Современная техногенная цивилизация оказала и оказывает достаточно значительное влияние на человека. Она отдалила и продолжает отдалять его от природы. Современный человек – это человек комфорта. Плата за комфорт –  конформизм, который ведёт к духовному рабству, потере свободы духа. Но ещё Н.А. Бердяев указывал на то, что истинная свобода, это и есть свобода духа. Философ писал: «Обрести подлинную свободу значит войти в духовный мир»
Человек, отчуждённый от природы не может приобрести духовную свободу,
а, следовательно, и не может быть по настоящему свободным. Современная цивилизация задаёт определённый ритм жизни, вырабатывает определённые правила и множит стандарты, что заставляет человека вырабатывать и закреплять
определённые модели поведения или привычки. Привычки начинают управлять человеком. Он сначала сопротивляется, начинает делить привычки на плохие и хорошие, а потом опускает руки и плывёт по течению. Так комфортней.
В действительности деление привычек на плохие и хорошие –  великая иллюзия, созданная техногенной цивилизацией. Не существует хороших и плохих привычек. Привычки, которые считаются хорошими, на самом деле таковыми не являются. Все привычки имеют отрицательное значение, ибо ограничивают свободу человека ежедневно и постоянно. Чем больше у человека привычек, тем меньше у него свободы. Зададимся вопросом. Что такое привычка?
Привычка – это отношение кого либо, к чему либо возведённое в догму, отношение доведенное до автоматизма, который становится нормой жизни. В техногенной цивилизации автоматизм удобен. Экономится время, а время – деньги. Парадокс ситуации заключается в том, что чем больше человек пытается экономить время, тем больше ему этого времени не хватает, так как рациональное сознание подсказывает ему, что денег всегда мало. В результате человек бегает по кругу, становится рабом вещей и карьерного роста, его мозг затуманенный иллюзией комфортности постепенно меняет истинные ценности на мнимые, где истинные ценности – это духовные ценности, а мнимые ценности – материальные. Они конечно нужны - материальные ценности, но когда они становятся главными, то начинают формироваться ложные цели, теряется истинный смысл жизни и только в конце пути урбанизированный человек понимает, что шел не туда, но понимание это приходит уже слишком поздно. Рабское состояние духа не позволило осмыслить ему это вовремя.
Такое состояние духовного рабства переносится и на современное искусство. Человек начинает подражать машинам, роботам. Брэйк - данс, техно –поп, абстракционизм, культуризм, реанимированный декаданс, абсурдизм – есть элементы такого подражания, когда человек пытается одушевить технику, облагородить её. По меньшей мере, это странно. Нельзя сделать неживую материю живой. Литературный герой Пигмалион однажды пытался осуществить это и чем всё закончилось? Вкрапливая в себя металл через пирсинговую моду, человек забыл об этом.
Чтобы вырваться из духовного рабства конформизма, в которое он попал человек,  должен избавиться от привычек, пытаться очеловечивать не мёртвое, но живое. Человек должен вернуться к природе, ибо он часть её. Человек должен перестать быть рафинированным, он должен стать настоящим. Только такой человек способен любить и понимать природу. Человек же рафинированный, будет относиться к природе как потребитель, что грозит истощением природных ресурсов, сокращением видов флоры и фауны.
Ещё В.И. Вернадский указывал на то, что воздействие человека на природу должно быть дозированным, регулируемое человеческим благоразумием. Человек должен соединиться с природой, стать её разумом, превратить биосферу в ноосферу, только тогда возможно разрешение противоречий между природой и обществом, только тогда возможно сохранения человечества как вида.
Задача нанороманитки – помочь человеку вернуться к природе, вспомнить о том, что он сам, часть природы, а не того техногенного мира который создал сам. Поэзия наноромантики должна находить красоту живого в любой мелочи бытия. Образы должны яркими, выразительными, не стандартными, заставляющими человека вспомнить, что всё, что он создаёт взято в конечном итоге из кладовой природы. Современному искусству не хватает катарсиса. Меж тем, выдающийся русский мыслитель и писатель  Б.А. Грифцов писал: «Поэтому действие искусства воспринимается нами как очистительное. Катартическая цель служит оправданием и самому художнику, когда он считает себя обязанным запечатлеть и сообщить другим свои чувства.»
Духовное очищение поможет человеку разбить цепи привычки, вернуть себе свободу духа, а значит почувствовать себя свободным. Свобода вознесёт человека к состоянию  творчества пропитанного гуманизмом и бережным отношением к природе и самому себе.
Наноромантика должна научить человека не только слушать природу, любоваться ей, но и любить её, а для этого поэтические тексты необходимо наполнять философским, а не историческим смыслом. Уже Аристотель указывает на то что: «…поэзия философичнее и серьёзнее истории: поэзия говорит более об общем, история – о единичном»
Философское осмысление природы поможет наноромантике правильно выстраивать процесс одухотворения природы, наделять её человеческими образами, переживаниями, эмоциональными состояниями и это позволит не забывать человеку, что природу как и его  сотворил Бог
Романтик
Сообщений: 0
Очень дельная статья.Но имею ряд возражений.Поэзия такова,каков человек - да,но какой человек? Как сущность или как явление? Во всех эпохах присутствуют две основные формы человека - эмпирический и духовный,их взаимодействие в одном индивиде.Искусство и поэзия ВСЕГДА,во все эпохи,были одухотворением жизни и души человека,его мира. Иными словами,искусство всегда есть голос человека,в котором его природное начало и свобода духа преобладает.Иная поэзия - графоманство.Поэту нет нужды возвращаться к природе,поскольку он уже "в природе",когда творит по настоящему.Все "новейшие" выкрутасы творчества - это попытка,порою бессознательная,дать новое выражение,новую форму вечным вопросам жития и души.
Далее.Не думаю, что быть в природе,значит отдалиться от цивилизации,последнее просто нереально.Суть в том,чобы достичь максимума гармонии лучшего в поэзии и лучшего в цивилизации.
Далее. Конформизм превращается в духовное рабство только в своей крайности,в образе жизни и души,лишённых творчества и нравственности.В других дозах конформизм полезен. Соблюдение законов,отсутствие войн - это тоже следствие конформизма.В жизни важны и нужны разные ограничения.Ими пропитана всякая нравственность.Творчество необходимое самоограничение. Сама свобода без ограничения превращается в произвол и бесконечность,в которой уже невозможны конкретные слова и действия.Есть правила вредные для жизни и полезные.Логика - стандарт,необходимый для того,чтобы тебя поняли.
Далее.Привычки ограничивают свободу,но это не всегда плохо,а значит есть привычки хорошие и плохие.Даже автоматизация во многих случаях жизни необходима. Творчество наполовину бессознательно,подсознательно. Догма вредна как идея,как отношение она может быть и полезной.Понятно,что поэзия - это наивысшее освобождение от догм.
Далее.Абсурдизм в искусстве не есть нечто совершенно негативное.Это не подражание машинам,не панрационализм,а наоборот - наивысшая свобода от логики,выражение абсурда в самой жизни,в творчестве - игра смыслами,словами,здесь возможен "разумный абсурдизм".(У меня,например, есть ряд таких стихов и рассказов).
Итак,вы призываете создавать в поэзии то,что всегда создавалось в ней,если иметь в виду не лже-поэзию.И называете это "возвратом к природе".Я бы сказал иначе:"природное начало,одухотворение души и мира в истинной поэзии".Пока она существует,есть и всё это.
Сообщений: 0
юз:
Что необходимей современной поэзии - удивлять чем-то необычным или возвращать к лучшим традициям?
Каждому - своё.
Сообщений: 0
юз:
Что необходимей современной поэзии - удивлять чем-то необычным или возвращать к лучшим традициям?

На этот вопрос ответа не существует, потому что поэзия современному миру... не нужна! А знаете, почему? Потому что это не модно. Сейчас модно читать прозу в жанре фантастика и фентези, смотреть фильмы о вампирах, слушать Drum'n'Bass и House и есть суши.
А если я вдруг заинтересовалась поэзией, то как же я буду её читать, когда мои подружки Катя/Маша/Таня думают только о том, как похудеть, купить одежду модных брендов длиной "а-ля набедренная повязка" и заполучить мужика побогаче? Нет уж, все повторяют за всеми! А поэзия ограничивается словами "ту-ту-ту, я зажгла плиту", "пырышки-пупырышки" и текстом песни "Чумачечая весна", а лучше слушать Drum'n'Bass и House - там вообще слов нет! Конечно, реально ввести поэзию в моду, но кому это нужно? А заставить людей думать своей головой вообще невозможно. И не потому, что дядям и тётям, которые продвигают свой бизнес это коммерчески невыгодно, а потому что сами люди этого не хотят. Ведь думать - так напрягает, лучше поступать, как все!
И я делаю только один вывод: поэту, чтобы выжить в современном мире, нужно быть... эгоистом! Писать для себя, самому читать свои стихи и наслаждаться ими!
Сообщений: 0
Фантазия:
Писать для себя, самому читать свои стихи и наслаждаться ими!

Мне кажется,что это не совсем так. У меня много друзей, которым от 17-18 и старше. Пишут, с азартом и не только муси-пуси.. есть и гражданская, философская лирика. Вот один из примеров: А Козлов, только что окончил школу.


Иду к лучам ноябрьского солнца,
Что в душу мне вливают что-то светлое.
За что-то с кем-то не хочу бороться,
За ложь, за миражи инопланетные.

К чертям и к Богу всяческие речи,
Что жизнь плохая и судьба суровая.
Заря кладёт багрянец мне на плечи,
А я шепчу ей нежно: «Эх, бедовая…»

Зачёркивает прошлого обиды
Мороз, что лёг на поле синем инеем.
Закончилась былая жизнь «для вида»,
Теперь своё найти желаю имя я.

Всё кончено, всё начато с начала,
Поставлены везде, где можно, галочки.
Душа моя болела и кричала,
Со скупердяями играя в салочки.

Настойчиво твердят мне злые рожи,
Что кем-то там за нас уж жизнь придумана.
А я вот не желаю быть прохожим,
Что всё молчат в ответ на все безумия.

Вы породили лютую жестокость,
Но, плод вкушая свой, чего-то морщитесь.
В саду мне вашем слишком одиноко,
Да скоро вы его и изведёте весь.

Какая-то противная нелепость,
Одно сплошное всюду безобразие.
Что жизнь моя – от всякой дряни крепость,
Что ваша жизнь – никчёмная гимназия.

Отныне мой свободы пыл остынет,
Он не ворвётся в ваши норы мрачные.
И лишь мороз укроет синем инеем
Все имена сугубо однозначные.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 16 июня 2012 в 03:07)
Сообщений: 0
Фантазия:
Писать для себя

Как пишет Александр Кушнер, "всё знанье о стихах - в руках пяти-шести...". И это - в мире! Но, если "писать для себя" (себе-то не надо врать, верно?), пусть текст (скорее всего!) будет и вторичен, но - не все же снобы - найдутся родственные души, которым произведение будет интересно!
Редактировалось: 1 раз (Последний: 28 октября 2012 в 18:47)
Грамота
Сообщений: 440
Астраханский:
Но, если "писать для себя" (себе-то не надо врать, верно?), пусть текст (скорее всего!) будет и вторичен, но - не все же снобы - найдутся родственные души, которым произведение будет интересно!

Замечательные стихи, настоящая современная поэзия. Такие стихи прятать «в стол» - это преступление против человечности. smile Они удивляют и цепляют именно своей не избитостью, не банальностью и не вторичностью. И кто же автор (авторы) сих поэтических жемчужин? look
Сообщений: 0
Да, стихи цепляют. Их авторы: Самарка (куда-то пропала с 2005 г.), Анастасия Матях, Ольга Малаховская (не встречаю с 2006 г.) и Пуся (автор двух последних творений).
Грамота
Сообщений: 440
Астраханский:
Да, стихи цепляют. Их авторы: Самарка (куда-то пропала с 2005 г.), Анастасия Матях, Ольга Малаховская (не встречаю с 2006 г.) и Пуся (автор двух последних творений).

Астраханский:
и бабы в России больше чем бабы
и дети в России больше чем дети
и только мужик – плешивый и слабый
какого не сыщешь во всем белом свете…»

Спасибо за ответ. Что интересно, что все авторы представленной подборки - женщины. Действительно, "бабы в России больше чем бабы" :).
Сообщений: 3
Елена:

юз:
Что необходимей современной поэзии - удивлять чем-то необычным или возвращать к лучшим традициям?

На этот вопрос ответа не существует, потому что поэзия современному миру... не нужна! А знаете, почему? Потому что это не модно. Сейчас модно читать прозу в жанре фантастика и фентези, смотреть фильмы о вампирах, слушать Drum'n'Bass и House и есть суши.
А если я вдруг заинтересовалась поэзией, то как же я буду её читать, когда мои подружки Катя/Маша/Таня думают только о том, как похудеть, купить одежду модных брендов длиной "а-ля набедренная повязка" и заполучить мужика побогаче? Нет уж, все повторяют за всеми! А поэзия ограничивается словами "ту-ту-ту, я зажгла плиту", "пырышки-пупырышки" и текстом песни "Чумачечая весна", а лучше слушать Drum'n'Bass и House - там вообще слов нет! Конечно, реально ввести поэзию в моду, но кому это нужно? А заставить людей думать своей головой вообще невозможно. И не потому, что дядям и тётям, которые продвигают свой бизнес это коммерчески невыгодно, а потому что сами люди этого не хотят. Ведь думать - так напрягает, лучше поступать, как все!
И я делаю только один вывод: поэту, чтобы выжить в современном мире, нужно быть... эгоистом! Писать для себя, самому читать свои стихи и наслаждаться ими!
Не совсем верно говорите)Судя по аудиториям сайтов поэзии,отзывам,да и стремительно рождающимся стихам(пусть не профессиональным)заметно,что поэзию любят.Что касается вне сети-в любом городе есть специальный сообщества,которое собираются в определенное время-их мало.В одной группе можно встретить человек 20.Конечно,молодежь среди них не встретить,за исключениями.Любители поэзии есть и среди молодежи,поскольку в жизни у них бывает ситуации или настроения,когда хочется что-то прочесть о своем состоянии.К тому и подружек вы описали довольно ограниченных,таких не исправить.Так что слушателей при желании можно найти.
Сообщений: 123
Не понимаю, почему поэт должен писать на определенные темы? Каждый человек является частью мира и создает историю вместе со всеми. Я могу выразить свое отношение, как к истории, так и к современности. А если не рассказывать о современности, о техногенезе, то как будущие поколения узнают, что было до них, как себя чувствовал человек в это время? Не только поэзия (слово) помогает осмыслить философски природу. Есть живопись, фотография, музыка, кино... Люди воспринимают информацию различно. Кто-то аудиал, кто-то визуал... Кто вообще стихи не любит. Тут не моду нужно вводить на поэзию, чтобы природу сохранить, а политику! Государственную! Чтение поэзии классиков тоже никто не отменяет. Они много сказали о природе, каждый выберет себе стих по душе и по силе воздействия. Стихи не могут заставить любить природу, это не метод воздействия. Стихи могут послужить в качестве морали. А к морали сейчас относятся как к средству манипуляции.

Дождимир:
Состояние духовного рабства переносится и на современное искусство. Человек начинает подражать машинам, роботам. Брэйк - данс, техно –поп, абстракционизм, культуризм, реанимированный декаданс, абсурдизм – есть элементы такого подражания, когда человек пытается одушевить технику, облагородить её.

Современное искусство усложняется вместе с развитием науки. Вы же не будете спорить с тем, что брэйк-данс танцевать легче, чем русский народный танец, чем водить хоровод вокруг березок. Современное искусство, подражающее машинам, прогрессирует. Появляются все новые веяния и течения.
Я считаю, что не подражение машинам в искусстве, а антропоцентризм является причиной поднятой проблемы.
Никто не запомнит тебя за твои мысли... Если ты не поэт конечно ;)
Сообщений: 156
Полностью согласен с Классикой в том, что поэт никому ничего не должен. В подборе тем - уж точно. К чему социальные заказы? Насмотрелись уже на окна РОСТа, на заказные стихи о царях, Боге и партии. Пусть каждый дышит, как хочет. Мне кажется, что любой поэт сочиняет о своём месте во Вселенной. Разве мало?
Сообщений: 67
нет задач у настоящей поэзии кроме одной - высвободить дух автора
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.