О таланте

Автор: Марат
Опубликовано: 1502 дня назад (26 октября 2012)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Здравствуй, малыш. Ты мечтаешь стать поэтом? Давно? А ты подумал, зачем тебе это нужно? Поверь, хорошего в том не очень много. Чаще – одни неприятности. Поэт – не ремесло, религия. И эта религия будет менять тебя самого, съедая по крупицам, откусывая твоё тело по кусочкам. Так что подумай основательно, прежде чем приступить к реализации своей мечты…
Тебе кажется, что для того, чтобы стать поэтом, нужно овладеть слогом, рифмой, научится выражать свои мысли языком образов и метафор. Да, конечно, но это потом… Вначале ты должен изменить себя. И это первый и главный твой урок. Если ты его не освоишь, то продолжать не следует. Выбрось перо в корзину и иди в брокеры. Или в садовники. В общем, куда хочешь, подальше от сочинительства. Ибо в таком случае ты станешь главным врагом своей мечты…
С чего начнём? – Давай, поговорим о таланте. Говорят, без него – никуда. И ты сомневаешься: есть он у тебя или нет. А что такое талант? В чем его истоки, какие серые клеточки мозга определяют его величину? Что способствует его росту, а что губит? Может, не забивать голову и ограничиться расхожим мнением, что эта данность дарована отдельным индивидам свыше, существует сама по себе и не подвластна уму человеческому? – Так я ж не верю в бога…
А объяснение есть. И совершенно простое. Талант и свобода – понятия когерентные. В детстве мы свободны от стереотипов мышления и методов принятия решений и — талантливы. Все. Только система с множеством степеней свободы – не стабильна. Жёсткость норм и правил поведения, выработанных эволюцией, позволяют человеку выжить в этом мире. Талант же – способность освобождаться от типовых связей и принятых мнений. Ты понял меня, малыш? Отныне ты должен ставить под сомнение любую аксиому, любое укоренившееся мнение. Теперь у тебя нет авторитетов. Ты и мне не должен верить. Ты должен все решать сам. Талант — не родинка от рождения, а накопленный потенциал мыслей, взглядов, образов. В чём он выражается? — Не в филигранности техники, а в «самости» автора. Грубо говоря, когда смотришь на простецкий пейзаж, попробуй отказаться от стереотипных взглядов. Встань хоть на голову. Измени условия по умолчанию. Если увидишь какой-то предмет совершенно не таким — вот капелька таланта и прибавилась. Так — в любом: в эмоциях, в отношениях, в сюжете. Ломай, думай, пробуй — запоминай ощущения новизны, меняй стереотипы. Откажись от аксиом. Земля круглая? — Не факт. Топор не плавает? — Брехня! Горизонт — там, где земля встречается с небом? — А если передвинуть? Талант — это накопленные ощущения при разрыве устоявшихся связей. Реализация — вопрос техники, умения сказать то, что есть в тебе. Осознай само понятие – талант. Тогда с ним обращаться станет проще, он перестанет быть неизвестной в уравнении. Неопределённость порождает бездействие. Когда предмет или качество можно понять и представить, то на него можно и должно определённым образом воздействовать. Талант — потенциал. Он формируется созданием своей базы взглядов, идей, образов, словарного запаса, знаний, предположений, фантасмагорий. И чем оригинальней и индивидуальней они будут, тем выше потенциал. Реализация — дело техники. Прежде, чем взяться за перо, ты должен знать о чём будешь говорить и как. А если сел стихотворствовать не имея накопленного потенциала новизны — получится очередная фигня. Ты помнишь народное «растратил талант»? – Абсолютно точно сказано. Кирпичики таланта, уложенные в здания твоих стихов, растрачиваются, необходимо постоянно заботиться о накоплении новых. Относись к ним бережно, не гнушайся «шлифануть» уже уложенные. Не так легко они даются. Порода стереотипов прессовалась годами…
Будь осторожен, в разрыве сложившихся связей — истоки саморазрушения. В какой-то момент процесс может перейти критическую отметку, и остановить тогда цепную реакцию невозможно. Я не буду приводить примеры, сотни их, ты все прекрасно знаешь. Не потому ли у талантливых родителей редко бывают столь же одарённые дети? Ибо желать того же своему ребенку – заранее обрекать его на неустроенность и отторжение в мире. Да, ремесло передать стараются, но не более того…
Мне возразят: существует большое количество людей, не признающих тех или иных постулатов человечества, но таланта в них – ноль. Ну, во-первых, разрушение связей часто бывает несистемным, разрозненным, целенаправленно не толкающим человека к какому-либо конкретному роду деятельности. Во-вторых, для реализации таланта обязательным условием является владение соответствующим ремеслом. Причём, мастерское владение. Талант – всего лишь потенциал. Но и его можно увидеть даже в ученической поделке. Как и не найти в ином профессиональном исполнении…
А если так, то эта субстанция совершенно не божественного происхождения и как любое, присущее человеку свойство поддается психологическому управлению и корректировке. Не это ли есть вдохновение – момент слома очередного стереотипа? И не потому ли именно среди поэтов (стих =эмоционально информационный сгусток) разрушающая составляющая таланта особо заметна? Все мы талантливы — насколько свободны. Осознай это, малыш и научись растить свой талант не спеша, давая окрепнуть каждому витку. Талант – не свойство, повторю, а потенциал, следовательно, его можно накапливать. Реализация – отдельный разговор. Если, конечно, тебе будет это интересно. Потому не стану утруждать тебя длинным письмом, ограничусь только сутью. А если ты всё же твёрдо решишь стать поэтом, и тебя заинтересует, что для этого следует сделать потом, пиши мне, поговорим…
Письма начинающему поэту (предисловие) | Слово живое и мёртвое
Теги: марат

Нет комментариев. Ваш будет первым!