Письма начинающему поэту

Автор блога: Марат
Все рубрики (8)
PS
0
Дневники, блоги, посты… Кто их придумал и зачем? Кто читать-то будет? И что поймёт в этом бессвязном бреде, где слово сказано – два в уме…
Зачем я то здесь пишу!? Что сам себе доказать пытаюсь? Или выпил немного больше, чем следует? Душно… В сетях стало душно от переизбытка писателей и поэтов. Может бросить всё и сбежать куда глаза глядят? Послать подальше этот заповедник лести, обмана и тщеславия? Где почти всё не настоящее, и слова и чувства. Верьте хулящим – они правду говорят. Это болото, убивающее почти каждого. Блажь… Она виновница, я знаю. А вдруг… Вдруг, в этой стране есть непуганый уголок, где не выживает глупость? Где виртуальная реальность обретает человеческие черты и страсти. Светлые ли, тёмные, какая разница – не лубочные…
Правила, правила, правила… Для правильных. Хотелось бы знать, какой программист читает инструкции для юзера? Покажите мне его…

Каюсь, грешен, я на полном бегу,
Разрывая с волчьим воем силки,
Славил волю и, хоть стыдно, не лгу:
Даже батю, было, брал за грудки…

Графоманы, Литсовет, ЧХА, ещё какие-то три-четыре портала, как называются - уже забыл… Всё заканчивалось одним и тем же – удаление без права… С одной и той же формулировкой, «за нарушение правил». И взглядом в пол, при личных встречах… А вот это и есть моё правило: смотреть в глаза… Или всё-таки блажь? Должно быть – дурь. Если что, покажите, где тут скала для неправильных? Я не в обиде буду… Вот такая тафталогия получается…
Бред сетевого хулигана. И плевать, если не будут читать. С колокольни, если не поймут. Важно, что сказал…
Удаление автора, как зеркало отношения к сетераторам
0
Это классика, потому - и заглавие соответствующее. А в чём разница, вообще, между литератором и сетератором. Ну, вот, представьте: поругались издатель с автором в реальном мире… Что, не бывает? – Да сплошь и кряду! Ну, и делов-то? Разве издатель побежит вышвыривать книги этого автора из библиотеки? А потом, в приступе праведного гнева, начнет вырывать страницы из журналов (его ж они, как-никак, тоже – частная собственность)? – Нет. А попробуй он такое выкинуть – трендец, думаю, что порицанием не отделался бы…
Рассмотрим, что же в подобном случае, какую оплеуху получают сетераторы. На том, почему именно это – оплеуха, а не что-то иное, немного позже. Не буду касаться самих причин удаления. Предположим, что автор сотворил что-то из ряда вон выходящее, после чего он недостоин носить «почетное звание» «автор величайшего в мире сайта». Что же ждёт в таком случае?
1. Унизительное предупреждение, которое, в отличие от комментариев и объяснений автора останется висеть на портале навечно, обвиняя удаленного без суда и следствия в чем угодно, от неуважения к сотоварищам до разжигания национальной вражды. Но без контекста такое сообщение само выглядит как прямое оскорбление!
2. Скорое удаление, без возможности апелляции. И горят черновики…
3. А вот теперь пойдут сопутствующие неприятности… У автора были произведения в сайтовской библиотеке? – В костёр! Победы в конкурсах? – В клочья грамоты! Он бывал членом жюри? В обзорах мотивировал свой выбор? Что это, если не история портала? И получается, что «достижения» лауреатов остаются, по сути, без документального подтверждения… и победители выглядят перед сторонним читателем как форменные самозванцы…
4. Отдельно – участие в сетевых журналах. Но при удалении – на них чихать хотели! Автор пропадает – и в журнале появляется большая дырка: «error: ссылка на страницу больше не существует». Смотришь и думаешь: ну, дурак этот редактор, в содержании одно, а вместо обещанного – фига.
5. Схожий раздел – литобъединения. Зовут туда одни, а выкидывает… И опять же, обижен не один…
6. Пропали комментарии… Открываю те веточки, где когда-то они были – что за идиотские разговоры? Их вели умные люди или сбежавшие из психушки полоумки!?
7. Вместе с автором удаляются и его произведения. А что может выглядеть гнуснее этого на литературном портале? Не потому, что были низкопробными (эта тема большая и отдельная)! И вспоминаются ассоциативно костры времён гитлеровской Германии…

Вот основные моменты. Каждый сможет дополнить сие сам. Сетератор – существо созданное для оплеух. Даже когда влепят её другому. Ведь, по сути это и есть оскорбление действием. Оттого они, наверно, столь послушные и привыкшие к правилу: хозяин всегда прав. Но есть один положительный момент в таком действии: удаленный раз и навсегда излечивается от умиленного отношения к сетевым «цацкам» и начинает понимать, что все может быть стерто, кроме уважения к тебе, как к человеку и авторитета твоего, как автора…

- Так… а кто концовку отгрыз?
- А чё ты меня смотришь? Вчера рыбу к пиву брали? – Брали. А что, я её в карман просто так положу? Там про какого-то Лазаря было дальше. А свой карман -  дороже! Кстати, а не пойти ли его поколотить для разминки? А то он опять в своей зоне над именем Марата вывесил ругательство...
- Ладно, малыш, пока. Но ты пойми одно: понятия – туфта, умей распознавать людей, живущих по совести. Они – индивидуальности, тебе – с ними по одной дороге. Не жди от них какого-то объединения, официального союза. Это – одиночки. Но своих (а может, свою совесть) они не бросают в беде. Да, большинство литпорталов похожи на зону. Выбирай те, на которых первую полосу отдают литературе, а не творениям владельца.
- Ага. И те, куда не добрался этот зверюга мордератор… А подрастёшь – врежь ему по физиономии от нас. За нашу родину…
- Ну, всё. Ещё встретимся. Не будь занудой…
Понятия и законы. Правила.
0
А теперь поговорим о некоторых особенностях сетевой литературы.
Входя в поле деятельности Интернет услуг (а литпорталы таковыми и являются), всяк должен понимать, что у этого поля существуют некоторые границы, перешагивание через которые может вызвать определенное возмущение.
Законы. К таковым относятся только юридические нормативные акты. Обойти оные можно, пользуясь не прямой речью, а ссылками. Ибо в сети есть все. Как не суров закон, как не злы волки, но зайцы резвее. Все же идти по этой тропке не советую, кривая.
Понятия. Вот тут сложнее. Я умышленно толкую ее в трактовке ЗК, потому как схоже. И обойти этот камень преткновения тоже никак нельзя. На нем все и стоит. Переживаемый ныне этап – этап беспредела, ибо не сложились понятия еще в негласный свод, и нет пока достойных авторитетов, способных задать тон поведения виртуальных Пушкиных и Достоевских. Нормы общения, корректность, уважение к собеседнику, содержательность постингов – это ведь не законы. Кто найдет идеальную форма ответа дураку или наглецу? И появляются на свет правила. По сути – это вердикт о назначении авторитетов. И истинная причина многих конфликтов лежит именно в этом. Почему? Давайте подумаем. Большинство правил литпорталов заканчивается фразой: авторитетом буду я! Даже в детском садике знают, что формальный лидер в большинстве своем – свадебный генерал. Теперь добавьте сюда разницу между интересом хозяина портала и автором. Предлагать покупателю жить по интересам продавца? В правилах всех порталов всегда можно найти фразу, приблизительно такого содержания: «Вы обязуетесь не распространять на сайте материалы и информацию непристойного и оскорбительного характера, информацию носящую провокационный и клеветнический характер, а также любую другую информацию, распространение которой запрещено нормами общепринятой морали и законами...» Нет бы ограничится законами… Обязательно появляется что-нибудь про «нормы морали». Думаете для того, чтобы этим руководствоваться? Так скажите, куда мне засунуть такую норму, как честность? Как назвать лесть, надменность, грубость, хамство? Что делать с простыми человеческими страстями: любовью, дружбой? Лично я не представляю живого человека без эмоций. А назовите мне хоть одного человека, понесшего наказание на литпорталах за сладенькую подхалимскую ложь? Или это уже перестало быть «нормой общепринятой морали»? По сути, автор поставлен в условие выбора: либо все же жить по совести, либо… по ущербным понятиям. Второй вариант обещает тихую и спокойную жизнь, хотя иногда и здесь бывают случаи весьма конфузные. Стараясь быть «и вашим и нашим» вдруг можно и тем и другим открыться с самых плохих сторон.
Думаю теперь понятно, почему я так долго говорил о простых истинах. Без них дальнейшее мое повествование не возможно. Мы живем в Рунете не по законам, а по понятиям. Сущность которых изначально конфликтна и недоброжелательна к личности и вполне устраивает большинство обитателей клиники «комплекса неполноценности». Как выжить в этих условиях и сохранить творческое начало возможно расскажу позже…

* * *
- Бука, я тут в одной книшке прачитал: «Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». Это как?
- Хорошая фраза, Бяка. Вот представь: «Очередь на маршрутку. Люди стоят плотно, один за другим. Мужчина курит прямо в очереди. Его соседям некуда деваться от дыма. Они морщатся, задыхаются, но... - где написано, что нельзя курить в очереди на маршрутку? Что надо отойти в сторону?»
- Щаз! Тока отойдёшь на шаг – тебе: «Вас тут не стояло!»
- Не, ну вроде надо. Но… Мужику курить четыре часа не давали в конторе, влепили строгача и вдобавок, как назло, женщины устроили презентацию духов. А у мужика на енту химию аллергия… И теперь он с теми же – в одной очереди… А они косяццо: вишь хам какой… А чё мужик – он цельный день непротивлялся, а енти – пять минут не могут…
А теперь, зайдём на литературный сайт, там люди грамотные, культурные…  Про что разговаривают? Ага, вот – куча восклицаний, гениально, потрясающе… Это что потрясающе – совершенно банальный стишок с рифмой кровь-любовь!?  А здесь – «всколыхнуло до глубины души…» - жалкое четверостишье про какой-то дух!? Ну и как такому не противиться!?
- Точно, Бука, надо что-то менять.
- Ага. Вылез тут один, сказал, дескать не всё у вас в порядке, так ему – «хамите, парниша»…
Видишь, Ильф и Петров на себе эту фразу прочувствовали: когда один убил гражданина Бендера – второй не противился, и наоборот, когда второй оного воскресил – махнул рукой, мол, у них уже один воскрешал, пусть и второй попробует…
- Бука, а что такое формальные правила и чем они отличаются от неформальных?
- Неформальные – эт, как у нас с тобой. Знаю я, что ты водку не любишь – тебе в пиво и не подливаю. А ты всё равно покупаешь к вечеру и пиво и водку, для меня, значит…
- Так с тобой болтать интересно…
- Вот, Марат ещё говорил как-то: «Каждый сходит с ума по-своему, если хочешь остаться в друзьях – не мешай…» А формальные – это когда в рамочке и на стенке…
- Знаю, знаю! Видел: не курить, по газонам не ходить, по-олбанцки не говорить…
- Да, Бяка. Неформальные построены по принципу: то, что мне не нравится – другому можно, а формальные: то, что я не люблю – и прочим нельзя. По ним тока одна сторона должна «непротивиться», а вторая – писать правила.  
- Так у них разговора не получиццо… Это, вродь, я себе – пива, а тебе в кружку – чай… Боязно от одной мысли: треснешь ведь…  Ну и как тут быть, чтобы и овцы целы и честь соблюсти?
- Честь – оно от честность, Бяка. А на литпорталах мне что-то грустно последнее время…
- Пошли пива попьём. Во, у меня и чекушка беленькой есть. Ага?
- Пошли. Когда ж это я с тобой не соглашался…
Записки «Глюка»
0
- Эй, малыш, просыпайся, слонопотамы пришли…
- Мы даж сегодня без пива. Маленьким пиво низя… Правильно, Бука?
- Точно. Маленьким надо манную кашку, Бяка… Кто мы такие? Мы – давнишние собу… сотоварищи Марата. Без дома, без родины… То есть родина была, конечно, но её один нехороший дядька спалил дотла…
- Ага. Мордераптор называцца… Канешна, мы его поколотитили как следоват, шоб запомнил. Ну, он нас запомнил и больше туда не пущает. Ты нас не бойся, враки это всё, что мы злые. Мы – добрые. Смешливые тока… Если услышишь нашу походную:

Топ, топ, топ, топ,
Шел по улице циклоп
В гости к офтальмологу
Заказать очко!

Эт, патамушта глаз один… Ты не пужайся и не удирай. Бука, а чего Марат опять «Глюк», что  его и тута Щасввернус нашёл?
- Да нет, Бяка. Глюк – это что-то вроде звания в сетературе. А тебя с твоим пуховским акцентом к детям и подпускать нельзя. Малыш, «мордераптор Щасввернус» - это обыкновенный модератор. Ты его только не путай со Щасвернусом. Эт, для  Бяки – одной буковкой в слове меньше, одной больше – без разницы. А ты соображать должен, что иногда эта самая буковка смысл меняет…
- Слышь, Бука, раз ты такой умный у нас, расскажи, а за какие-такие дела ентот малыш срок мотает?
- Какой срок, Бяка? Ты о чём?
- Как же о чём? Все кругом  говорят: «зона Интернета, зона Рунета, литзона… »  
- Не совсем так, но в чём-то ты прав… Где-то тут у меня в кармане старая статейка Марата завалялась. Она давно написана, но суть не меняется с годами. Почитай малыш, как-нибудь, может оказаться полезной в общении…
О бранном слове (Моя версия)
0
Существует глупая легенда о происхождении бранного слова на Руси. Мол, ругались татары, а русские сдуру перехватили ту привычку. Ещё глупее - про какие-то заклинания-обереги. Вот пусть авторы этой идеи и кроют себя, типа оберегают. И с того пошло поехало к месту и не к месту. И в ответ на матерщину – именно та реакция, которую она и предназначена выполнять по своему замыслу. Давайте же, наконец, подумаем и поставим смысл с головы на ноги.
   Русский язык весьма точен. Почему «русское бранное слово», что в переводе на современный язык означает «русское военное слово»? Да потому, что его назначение – вывести противника из равновесия, заставить поступать спонтанно, нарушить строгость боевых порядков и дисциплину и малой кровью потом одолеть! И кричали его со стен Киева и Полоцка, Новгорода и Рязани. А «русское» - потому, что его ввели в действие и придумали наши предки. И взяли на вооружение! Почему основную часть составляют слова татарского происхождения (есть, кстати, и польские и тевтонские)? Опять же по той причине, что бранное слово должно быть понятно, прежде всего, врагу. Ну, а 200 лет - срок приличный. Полоцк, например, все эти два века, с божьей помошью и еще какой-то матери, татар дальше и не пущал и дань не платил. Есть подозрение, что Белая Русь ругалась по-чёрному... И наши пра-прадеды преуспели настолько, что их бранное слово стало интернациональным. Впрочем, творчество продолжается…
   Почему о том говорю… Чрезмерная матерщина и происходит по причине непонимания сути данных выражений. Применяется «потому как все» или «это тоже часть русского языка». Да, часть, но из «спецсредств». Теперь – бестолковая реакция, как правило, выраженная резкой эмоцией и часто – ответной бранью. Что, военное слово таки сработало? Но если ты понимаешь с какой целью тебя перекрыли, то сможешь и более увереннее контролировать свои эмоции.
Слово живое и мёртвое
+1
Привет, малыш.
Я тебе ещё не надоел? Ты куда прячешься? Я же знаю, что ты где-то здесь… Я иногда тебя вижу. Ты - то появляешься, то исчезаешь надолго в толпе серых дядек и тёток. Наберись немного терпения, я не буду многословным. Сегодня я хочу поговорить с тобой о живом и мёртвом языке в русской песне. Да, да, именно в песне, потому что на Руси прежде стих звался песней и передавался от одного к другому. И каждый вносил что-то новое, исправлял неточности, вворачивал смачное словцо… И становилась песня народной. Ты понял, о чём я?
Истоки любви к поэзии в нашем народе лежат именно в том, что он рождён поэтическим племенем. И стихи читает несколько не так, как, допустим, немец, ссылаясь, кто и когда сие придумал и сказал. Наш же — их от своего лица читает. Или поёт. Будто он сам им автор. То есть, то, что напишешь ты, должно быть естественно для произношения твоим читателем от своего имени. И тогда влюблённый юноша будет декламировать их своей суженой, не думая о том, кто написал эти строки, во всяком случае (даже зная автора), и не подумает назвать. У него такой и мысли в голове не появится. Туристы споют у костра твою песню о красоте просторов наших… Никто тебя и не вспомнит. Они будут петь СВОЮ песню, воспринимая СВОЙ мир. Их будут переполнять те же чувства, что и тебя. Но не потому, что это ты их научил и глаза им на то открыл. Просто сумел выразить словами ИХ чувства. И только это может быть признано стихами. Ты уже писал про поэтические муки, пел оды Пегасу, одевал себя в одежды пророка и учителя? Если да, то порви и выбрось, ибо разделил мир на «я и они». Развёл в разные стороны. Они не будут это петь. Ты написал свои стихи мёртвым языком. Вообще, будь осторожней со словом. Одно неверное – и все труды коту под хвост… И главное: твоё слово будет живым только тогда, когда в нём не будет ни капельки фальши, ни крошки расхождения с тобой самим. Стих должен быть отражением твоей души в зеркале слов. Это зеркало не должно ни увеличивать, ни искажать. И отражать не только тебя, но и каждого, кто будет в него смотреться…
Довольно. Я думаю, что сказал достаточно: стихи должны объединять тебя и твой народ. Вы должны быть единым целым. В песнях твоих пусть будет общая боль и общие радости, сильные чувства великой общности, но не клана… И говорить ты должен сжато и точно. Точнее десятков, тысяч людей, говорящих с тобой на одном языке. Ты обязан чётче всех выразить ИХ мысли и чувства, чтобы запомнилось именно твоё определение. Потому, найди себе учителей в слоге, образности, логике, рифме и умных собеседников. Нет, я не гожусь на такую роль: невыдержан, непостоянен, да и, в общем-то, не шибко и мастеровит… Единственно, то, как найти их, в частности – в сети, постараюсь тебе подсказать. Но о чём писать – ты должен будешь осознать сам. Прошу, помни о живом и мёртвом языке…
Пока, малыш. Остаюсь в надежде услышать твой голос…
О таланте
0
Здравствуй, малыш. Ты мечтаешь стать поэтом? Давно? А ты подумал, зачем тебе это нужно? Поверь, хорошего в том не очень много. Чаще – одни неприятности. Поэт – не ремесло, религия. И эта религия будет менять тебя самого, съедая по крупицам, откусывая твоё тело по кусочкам. Так что подумай основательно, прежде чем приступить к реализации своей мечты…
Тебе кажется, что для того, чтобы стать поэтом, нужно овладеть слогом, рифмой, научится выражать свои мысли языком образов и метафор. Да, конечно, но это потом… Вначале ты должен изменить себя. И это первый и главный твой урок. Если ты его не освоишь, то продолжать не следует. Выбрось перо в корзину и иди в брокеры. Или в садовники. В общем, куда хочешь, подальше от сочинительства. Ибо в таком случае ты станешь главным врагом своей мечты…
С чего начнём? – Давай, поговорим о таланте. Говорят, без него – никуда. И ты сомневаешься: есть он у тебя или нет. А что такое талант? В чем его истоки, какие серые клеточки мозга определяют его величину? Что способствует его росту, а что губит? Может, не забивать голову и ограничиться расхожим мнением, что эта данность дарована отдельным индивидам свыше, существует сама по себе и не подвластна уму человеческому? – Так я ж не верю в бога…
А объяснение есть. И совершенно простое. Талант и свобода – понятия когерентные. В детстве мы свободны от стереотипов мышления и методов принятия решений и — талантливы. Все. Только система с множеством степеней свободы – не стабильна. Жёсткость норм и правил поведения, выработанных эволюцией, позволяют человеку выжить в этом мире. Талант же – способность освобождаться от типовых связей и принятых мнений. Ты понял меня, малыш? Отныне ты должен ставить под сомнение любую аксиому, любое укоренившееся мнение. Теперь у тебя нет авторитетов. Ты и мне не должен верить. Ты должен все решать сам. Талант — не родинка от рождения, а накопленный потенциал мыслей, взглядов, образов. В чём он выражается? — Не в филигранности техники, а в «самости» автора. Грубо говоря, когда смотришь на простецкий пейзаж, попробуй отказаться от стереотипных взглядов. Встань хоть на голову. Измени условия по умолчанию. Если увидишь какой-то предмет совершенно не таким — вот капелька таланта и прибавилась. Так — в любом: в эмоциях, в отношениях, в сюжете. Ломай, думай, пробуй — запоминай ощущения новизны, меняй стереотипы. Откажись от аксиом. Земля круглая? — Не факт. Топор не плавает? — Брехня! Горизонт — там, где земля встречается с небом? — А если передвинуть? Талант — это накопленные ощущения при разрыве устоявшихся связей. Реализация — вопрос техники, умения сказать то, что есть в тебе. Осознай само понятие – талант. Тогда с ним обращаться станет проще, он перестанет быть неизвестной в уравнении. Неопределённость порождает бездействие. Когда предмет или качество можно понять и представить, то на него можно и должно определённым образом воздействовать. Талант — потенциал. Он формируется созданием своей базы взглядов, идей, образов, словарного запаса, знаний, предположений, фантасмагорий. И чем оригинальней и индивидуальней они будут, тем выше потенциал. Реализация — дело техники. Прежде, чем взяться за перо, ты должен знать о чём будешь говорить и как. А если сел стихотворствовать не имея накопленного потенциала новизны — получится очередная фигня. Ты помнишь народное «растратил талант»? – Абсолютно точно сказано. Кирпичики таланта, уложенные в здания твоих стихов, растрачиваются, необходимо постоянно заботиться о накоплении новых. Относись к ним бережно, не гнушайся «шлифануть» уже уложенные. Не так легко они даются. Порода стереотипов прессовалась годами…
Будь осторожен, в разрыве сложившихся связей — истоки саморазрушения. В какой-то момент процесс может перейти критическую отметку, и остановить тогда цепную реакцию невозможно. Я не буду приводить примеры, сотни их, ты все прекрасно знаешь. Не потому ли у талантливых родителей редко бывают столь же одарённые дети? Ибо желать того же своему ребенку – заранее обрекать его на неустроенность и отторжение в мире. Да, ремесло передать стараются, но не более того…
Мне возразят: существует большое количество людей, не признающих тех или иных постулатов человечества, но таланта в них – ноль. Ну, во-первых, разрушение связей часто бывает несистемным, разрозненным, целенаправленно не толкающим человека к какому-либо конкретному роду деятельности. Во-вторых, для реализации таланта обязательным условием является владение соответствующим ремеслом. Причём, мастерское владение. Талант – всего лишь потенциал. Но и его можно увидеть даже в ученической поделке. Как и не найти в ином профессиональном исполнении…
А если так, то эта субстанция совершенно не божественного происхождения и как любое, присущее человеку свойство поддается психологическому управлению и корректировке. Не это ли есть вдохновение – момент слома очередного стереотипа? И не потому ли именно среди поэтов (стих =эмоционально информационный сгусток) разрушающая составляющая таланта особо заметна? Все мы талантливы — насколько свободны. Осознай это, малыш и научись растить свой талант не спеша, давая окрепнуть каждому витку. Талант – не свойство, повторю, а потенциал, следовательно, его можно накапливать. Реализация – отдельный разговор. Если, конечно, тебе будет это интересно. Потому не стану утруждать тебя длинным письмом, ограничусь только сутью. А если ты всё же твёрдо решишь стать поэтом, и тебя заинтересует, что для этого следует сделать потом, пиши мне, поговорим…
Письма начинающему поэту (предисловие)
0
Эти письма в большей мере — самому себе. Родились они из дневников на ПП у Юлии Чиж, как спор с ней и самим собой. Не умею писать по наитию. Редко. Суть, сюжет, основные моменты, слог, образ ЛГ должен знать заранее. И что скажу — должен знать. Потому иногда философствую. Ведь когда пишешь — задумываешься основательней. Да и фразы стараешься выстроить поточнее. Поэт без теории и мировоззрения — так, рифмоплёт…